Файл: Рабочая программа Предмет технология Класс 14 Лаборатория начального образования Истоки Учебный год 4 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических зна­ний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Че­ловек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассмат­ривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обуче­ния технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологи­ческой карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовле­нии изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обра­ботке сырья и создании предметного мира;

изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конст­рукции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения постав­ленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;


знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что соз­дано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности со­вершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответ­ственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы тру­долюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться  навык смыслового чтения. 

На уроках технологии:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуника­ции и составлять тексты в устной и письменной формах.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассу­ждений, отнесения к известным понятиям.

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существо­вания различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание учебного предмета
1 класс

Раздел 1. Природная мастерская.

Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде, в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?

Раздел 2.Пластилиновая мастерская .

Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие формы и цвета у морских обитателей?

  • Проект «Аквариум».

Раздел 3. Бумажная мастерская.

Мастерская Деда Мороза и Снегурочка. Бумага. Какие у нее есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша родная армия. Ножницы. Что ты знаешь о них? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздник весны и традиции. Какие они?

  • Проект «Скоро Новый год»

Раздел 4. Текстильная мастерская.

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла- труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?

2 класс

Аппликация.

Из истории аппликации. Обрывная аппликация

Знакомство с историей возникновения техники аппликация. Классификация аппликации. Материалы, применяемые для создания аппликации.

Обрывная аппликация. «Береза». «Море»

Знакомство с историей возникновения техники обрывной аппликация. Классификация обрывной аппликации. Материалы, применяемые для создания обрывной аппликации.

Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги . Способ выполенения объемной аппликации «Петушок»

Знакомство с историей возникновения техники объемной и скрученной аппликация. Классификация объемной и скрученной аппликации. Материалы, применяемые для создания объемной и скрученной аппликации.

Аппликация из птичьих перьев

Знакомство с историей возникновения техники аппликации из птичьих перьев. Классификация аппликации из птичьих перьев. Материалы, применяемые для создания аппликации из птичьих перьев.
Лепка


Лепка. Рисунок на пластилине

Знакомство с историей возникновения лепки. Классификация лепки. Материалы, применяемые для лепки.

Лепка из теста

Знакомство с историей возникновения техники лепки из теста. Материалы, применяемые для лепки из теста.

Мозаика

Мозаика. Мозаика из обрывных кусочков

Знакомство с историей возникновения техники мозаика. Классификация вид мозаики. Материалы, применяемые для мозаики.

Объемная мозаика из гофрированной бумаги

Знакомство с историей возникновения мозаики из гофрированной бумаги. Классификация мозаик из гофрированной бумаги. Материалы, применяемые для мозаики из гофрированной бумаги.

Выполнение мозаики из разных материалов

Знакомство с различными видами мозаик из разных материалов.

Художественное складывание

Складываем «гармошкой»

Знакомство с историей возникновения художественного складывания. Классификация видов художественного складывания. Материалы, применяемые для художественного складывания. Техника работы складывания «гармошкой».

Оригами из бумажного квадрата

Знакомство с историей возникновения техники оригами. Классификация видов техники оригами. Материалы, применяемые для оригами.

Складываем из ткани

Знакомство с историей возникновения складывания из ткани. Материалы, применяемые для складывания из ткани.

Плетение

Объёмное косое плетение в четыре пряди. Выставка творческих работ

Знакомство с историей возникновения техники плетения. Классификация видов техники плетения. Материалы, применяемые для плетения.

Плоское прямое плетение из полосок бумаги

Знакомство с техникой плоского прямого плетения из полосок бумаги. Материалы, применяемые для плоского прямого плетения из полосок бумаги.

Макраме из текстильных материалов. Узелковое плетение

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.

Макраме из текстильных материалов. Декоративные узлы

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Ос­воение декоративных узлов.

Шитье и вышивание

Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперёд иголку»

Знакомство с историей возникновения и правилами техники вышивания. Классификация видов техники вышивания. Материалы, применяемые для вышивания. Правила техники вышивания шов «вперед иголку».


Вышивание по криволинейному контуру. Двойной шов «вперёд иголку»

Знакомство с техникой вышивания двойной шов «вперед иголку».

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами

Знакомство с техникой пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

Изготовление поделок с использованием шва «вперёд иголку» и пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями

Техника изготовления поделок с использованием шва «вперед иголку» и пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба

Знакомство с историей возникновения плоскостного конструирования и моделирования геометрических форм. Классификация видов конструирования и моделирования из геометрических форм. Материалы, применяемые для плоскостного конструирования и моделирования из геометрических форм Правила техники мозаики из частей квадрата, прямоугольника и ромба.

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба.

Правила техники мозаики из частей квадрата, прямоугольника и ромба.

Технические модели, выполняемые из готовых форм

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания технических моделей, выполняемых из готовых форм. Освоение объемного конструирования и моделирования из готовых геометрических тел. Техника выполнения моделей из готовых геометрических тел.

Работа с конструктором

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания технических моделей из конструктора. Техника работы с конструктором.

3 класс

  • «Общекультурные и общетрудовые компетенции»(знания, умения и способы деятельности).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и офор­мление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлек­сия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивиду­альных проектов. Культура межличностных отношений в совместной дея­тельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п.

  • «Технологии ручной обработки материалов».

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен­ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих спо­собов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.