Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли, на примере ИП Беспоясова А.Б..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К специфическим факторам относятся:

1) сырьевая база производственных предприятий, которая определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство;

2) материально-техническая база - наличие производственных площадей, необходимого оборудования оказывает значительное влияние на формирование ассортимента;

3) достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов;

4) специализация торгового предприятия помогает формировать ассортимент с достаточной глубиной и широтой;

5) каналы распределения товаров. ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента;

6) методы стимулирования сбыта и формирования спроса также оказывают влияние на формирование ассортимента. [3, 62]

Таким образом, спрос, производство, предложение товаров являются основными факторами, влияющими на формирование товарного ассортимента. При всем этом следует учитывать специализацию, размеры, местонахождение, зону деятельности, географические, демографические и культурные факторы.

Формирование ассортимента, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем.

С помощью формирования ассортимента решаются задачи в сферах производства и обращения. Путем установления ассортимента предприятия определяют специализацию, вокруг которой концентрируют свою деятельность; создают источники с расчетом на выпуск товара соответствующего качества с относительно низкой себестоимостью их производства. Это позволяет рационально использовать материально - техническую базу, время, работников и совершать коммерческо - хозяйственные связи.

Стоит отметить, что формирование ассортимента товаров является сложным и поэтапным процессом, включающим в себя определение группового ассортимента на основе маркетинговых исследований; распределение отдельных групп и подгрупп в разрезе потребительских комплексов; определение количества видов и разновидностей в рамках комплексов.

Рациональному формированию ассортимента товаров способствует ассортиментная политика субъектов рынка. Эта политика строится на долгосрочных программах развития ассортимента товаров, направленных на оптимальную номенклатуру структуры товаров, коммерческо - хозяйственные связи торговли с производством товаров. Все это служит отправным пунктом развития производства и реализации определенной продукции, необходимой рынку. [11, 102]


Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей.

Процесс формирования ассортимента товаров складывается из двух этапов. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. На конкретном предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня. Он является инструментом, с помощью которого регулируется ассортимент товаров.

2. Формирование оптимального ассортимента товаров в розничной торговле, на примере ИП Беспоясова А.Б.

2.1. Организационно-правовая характеристика мини-маркета «Лукошко»

ИП Беспоясов А.Б. зарегистрирован 20 февраля 2002 года Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) и внесен в основной государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Осуществляет свою деятельность в регионе: Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри.

Целью данного предприятия является - расширение ассортимента продовольственного товара, что приведет к увеличению прибыли; повышению финансовой независимости и устойчивости работы; интенсификации использования трудовых ресурсов.

Основными задачами предприятия являются: административное и финансовое управление торговой деятельности; организация различных форм торговли в сфере продовольственных и сопутствующих товаров.

В своей деятельности ИП Беспоясов А.Б. руководствуется правовыми и нормативными актами, определяющими порядок и правила проведения торговых операций в соответствии с законодательством РФ и Уставом предприятия, имеет самостоятельный баланс, печать и счета в банке.

Индивидуальный предприниматель Беспоясов Александр Борисович на рынке уже более 17 лет. Основной вид деятельности – Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами. Также Беспоясов А.Б. работает еще по 12 направлениям, в том числе: торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах; торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах; торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах; торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах.


Ведя деятельность в сфере оптовой и розничной торговли ИП Беспоясов А.Б имеет большие складские помещения, откуда осуществляется отгрузка товаров по торговым точкам города, а также собственные магазины розничной торговли.

Основная деятельность магазинов — реализация широкого ассортимента продовольственных товаров. К основному ассортименту реализуемой продукции  магазинов можно отнести: соки, рыбную, мясную и колбасную продукцию, консервацию, алкогольную и табачную продукцию, бакалейные товары, хлебобулочные изделия, молочную продукцию, конфеты и кондитерскую продукцию. В основном реализуются товары отечественных производителей. Скоропортящиеся продукты: молочная продукция, хлебобулочные изделия и другое поставляются как из самого города Нерюнгри, так и из города Благовещенска и Амурской области.

Режим работы всех магазинов ИП Беспоясова А.Б. с 9.00 до 21.00 без перерыва на обед. Такой режим работы позволяет жителям города, то есть потенциальным покупателям, совершать покупки в удобное время.

Мини-маркет «Лукошко» работает уже более 7 лет и хорошо известен потребителям продуктового рынка небольшого города Нерюнгри. За время своей работы предприятие завоевало уважение благодаря качественной и недорогой продукции, которую с удовольствием приобретают потребители продуктового товара.

Главными преимущества мини-маркета «Лукошко» являются:

1) демократичные цены;

2) широкий ассортимент;

3) удобное месторасположение.

Мини-маркет «Лукошко» расположен в центре г.Нерюнгри рядом с площадью имени В.Ленина, администрацией города и жилыми домами, что делает его доступным и привлекательным для потребителей. Рядом с магазином находится остановка общественного транспорта. Перед входом в магазин разрешена парковка автотранспорта. Мини-маркет «Лукошко» имеет привлекательный внешний вид, уличные витрины оформлены рекламными плакатами и вывесками.

Мини-маркет «Лукошко» является одним из основных магазинов ИП Беспоясова А.Б., в котором реализуется продовольственная продукция по демократичным ценам. Магазин обслуживает покупателей с различным уровнем доходов, но большая доля приходится на средний сегмент потребителей, то есть со средним уровнем достатка. Товарная политика магазина ориентирована на различный возрастной состав потребителей, но акцент делается на среднее поколение.

Для обеспечения рационального торгово-технологического процесса магазин располагает соответствующим помещением. Торговый зал занимает наибольшую долю в общей площади магазина. Общая площадь магазина - 300м2, площадь торгового зала - 190 м2, остальную площадь занимают подсобные помещения.


Планировка торгового зала обеспечивает свободное движение покупательского потока, кратчайшее движение товаров из помещения для хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения. Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано с его общей площадью, планировкой основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи. Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. Торгово-технологическое оборудование магазина удобное и современное. В магазине нет вредных производственных факторов. Все торговые и производственные помещения содержатся в чистоте. Оборудование и инвентарь ежедневно моются.

В мини-маркете «Лукошко» работают 19 человек - директор, 2 администратора торгового зала, товаровед, 4 кассира, 8 продавцов, 2 грузчика, уборщица.

К основным обязанностям работников относится:

1. Соблюдение дисциплины труда: вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, использовать эффективно рабочее время, своевременно и точно исполнять распоряжения руководителя;

2.   Обладать высокой профессиональной подготовленностью, хорошо знать порученное дело, точно и своевременно исполнять служебные обязанности в соответствии с должностными инструкциями;

3. Беречь собственность работодателя: оборудование, технические средства и иное имущество;

4. Не распространять сведения, полученные в силу служебного положения, определенные специальными документами, как коммерческая тайна, распространение которых может нанести вред организации и ее работникам;

5. Строго соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарной и пожарной безопасности.

Круг обязанностей, который выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностными инструкциями.

Разделение труда по функциональному признаку между работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления функции управления, а также отделения основной работы: обслуживания покупателей, от вспомогательной. По функциональному признаку весь персонал магазина подразделяется на следующие группы работников:

  • административно-управленческий персонал;
  • торгово-оперативный персонал;
  • обслуживающий персонал.

Основные функции работников мини-маркета «Лукошко» представлены в таблице 1.


Таблица 1

Основные функции работников мини-маркета «Лукошко»

Наименование должности

Выполняемые функции

Директор магазина

организует полностью работу магазина, производит анализ торговой деятельности, разрабатывает и внедряет мероприятия по улучшению организации торговли, принимает меры к укомплектованию кадрами магазина, обеспечивает безопасные условия труда, осуществляет контроль за работой магазина.

Администратор торгового зала

организует работу персонала в торговом зале, проверяет наличие товара в торговом зале, участвует в их выкладке и маркировке, осуществляет контроль качеством товара, консультирует покупателей о свойствах товара, разрешает конфликтные ситуации, учувствует в проведении выставок-продаж.

Товаровед

должен знать ассортимент всех продуктов и их свойства, анализирует состояние и тенденции спроса на товары, принимает участие в приёмке товаров по количеству и качеству, принимает участие в заключение договоров, рассматривает заявления, предложения покупателей, предоставляет своевременно установленную отчетность, ведет документацию, занимается информационно-рекламной деятельностью.

Продавец, продавец-кассир

завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Также существует и квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции: продавец 1, 2, 3 категории различен.

Данное разделение труда на этом предприятии способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей. Рациональной разделение труда дает значительный эффект, так как при этом обеспечивается наиболее целесообразное использование работников и повышение эффективности их труда.

В целях стимулирования сбыта в мини-маркете «Лукошко» имеются постоянно действующие скидки 3% и 5%. (Приложение 1)

Основными конкурентами мини-маркета «Лукошко» являются магазины торговой сети «Айгуль» г.Нерюнгри, поэтому формирование ассортимента товаров предприятия формируется с учетом их работы.

Важнейшим элементом закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками товаров, под которыми понимаются складывающиеся между магазином и поставщиками товаров экономические, организационные, коммерческие, финансовые, правовые и другие отношения.