Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли, на примере ИП Беспоясова А.Б..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров
2.1. Организационно-правовая характеристика мини-маркета «Лукошко»
2.2. Состояние ассортимента товаров и организация товароснабжения в мини-маркете «Лукошко»
К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия, удостоверение о качестве и другие. Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Товаровед, проводивший приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах. (Приложение 3)
2.3. Анализ эффективности коммерческой деятельности и направление совершенствования мини-маркета «Лукошко»
Для всесторонней оценки эффективности деятельности мини-маркета «Лукошко» необходима система показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются:
1. Товарооборот
- Издержки обращения
- Прибыль
- Рентабельность.
Уровень рентабельности мини-маркета «Лукошко» определяет отношение прибыли к товарообороту. Рентабельность показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей балансовой прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Рентабельность продаж находится в прямой зависимости от уровня валового дохода, находящейся в расположении торгового предприятия и обратной от изменения уровня издержек обращения.
Сумма прибыли в свою очередь зависит от ряда факторов: изменения объема товарооборота, уровней валового дохода и издержек обращения, сумм прибыли и убытков от реализации прочих активов, внереализационных доходов, расходов и потерь.
Экономический анализ эффективности коммерческой деятельности за 2019 год указан в таблице 5.
Таблица 5
Основные экономические показатели мини-маркета «Лукошко»
за 2019 год
Показатели |
Ед. изм |
План |
Факт |
отклонение |
% выполнения |
Товарооборот |
тыс.руб. |
1590000,0 |
1614800,0 |
+24800,0 |
101,6 |
Валовый доход |
тыс.руб. |
140000,0 |
149800,0 |
+9800,0 |
107,0 |
Сумма издержек обращения |
тыс.руб |
129000,0 |
135000,0 |
+6000,0 |
104,7 |
% торговой надбавки ср.факт |
% |
9,7 |
10,2 |
- |
- |
Уровень суммы валового дохода |
% |
8,81 |
9,27 |
+0,46 |
- |
Уровень суммы издержек обращения |
% |
8,1 |
8,4 |
+0,3 |
- |
Прибыль |
тыс.руб. |
11000,0 |
14800,0 |
+3800,0 |
134 |
Рентабельность |
% |
0,69 |
0,92 |
- |
- |
Проанализировав коммерческую деятельность мини-маркета «Лукошко» за 2019 год сделать следующие выводы: с планом товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,6%, что в сумме составило 24800 тыс.руб. Значительно вырос уровень валового дохода на 0,46% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся спросом. Сумма валового дохода превысила плановую на 9800,0 тыс.руб., превышение произошло под влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный перерасход издержек обращения на 6000,0 тыс.руб. Этот перерасход не оправдан, так как уровень издержек обращения увеличился на 0,3%. Это говорит о том, что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации прибыль увеличилась на 34%, что в сумме составило 380 тыс.руб.
Перевыполнения плана товарооборота привело к росту прибыли, следовательно, перевыполнение плана товарооборота привело к повышению уровня рентабельности, функционирующего капитала на 0,92 % в 2019 году.
Важным направлением совершенствования и повышения эффективности коммерческой деятельности мини-маркета «Лукошко» является налаживание долговременных деловых связей с крупными потребителями предлагаемой продукции, в виду того, что данные действия помогают предприятию четко реагировать на изменяющиеся потребности потребителя и предложить для удовлетворения последних определенные товары, которые в свою очередь обеспечат постоянный сбыт продукции. В качестве мер по привлечению используются следующие действия: увеличение ассортимента, применение гибкой системы скидок, сокращение документооборота.
Одним из способом совершенствования деятельности становится снижение цены предлагаемой продукции за счет четкого контроля за издержками обращения и производства с целью уменьшения последних, расширение ассортимента продукции пользующейся спросом, и сокращение ассортимента продукции, которая имеет маленькую рентабельность.
Одним из направлений совершенствования и повышения эффективности коммерческой деятельности является поставка новых товаров. В данном направлении деятельность мини-маркета «Лукошко» направлена на поставку новых видов во всех сегментах продукции.
Помимо вышеперечисленного, предприятием предпринимаются меры по разработке ассортиментной политики. Ассортиментной политикой любого товарного рынка является первичный спрос и его детерминирующие факторы: как неуправляемые факторы среды, так и полностью управляемые маркетинговые переменные отрасли. Этапы разработки всех политик маркетинга, в том числе и ассортиментной, напрямую зависят от возможностей предприятия в области финансов. Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны коммерческой деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что предприятие ИП Беспоясова А.Б. стабильно развивается, конкуретноспособно. Мини-маркет «Лукошко» является постоянно действующим магазином высоким качеством поставляемых продуктов и качеством обслуживания; демократичными ценами; всевозможными скидками и акциями, широким ассортиментом, который позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия является формирование ассортимента, оно охватывает все основные сферы его коммерческой деятельности: сбыт, финансы, производство, закупки, проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия предприятия на рынке.
Под ассортиментом товаров подразумевается совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.
Формирование ассортимента товаров – это процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, а также обеспечение его устойчивости. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Также ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Товарный ассортимент является совокупностью изделий, выпускаемых предприятием. Он включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций: разновидностей или марок, которые образуют низшую ступень классификации.
Для достижения поставленной в рамках курсовой работы цели были решены следующие задачи:
1) изучены теоретические основы формирования ассортимента товаров, их классификация, показатели, порядок формирования;
2) выявлены особенности формирования оптимального ассортимента товаров в розничном торговом предприятии;
3) изучены состояние ассортимента и организация товароснабжения мини-маркета «Лукошко»;
4) проанализированы эффективность коммерческой деятельности и направление совершенствования мини-маркета «Лукошко».
Особенности формирования ассортимента для розничного торгового предприятия рассмотрено на примере деятельности мини-маркета «Лукошко», который успешно реализовывается на рынке г.Нерюнгри уже более 7 лет.
Товарная политика магазина направлена на обеспечение преемственности решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента и служит для предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
На основе анализа показателей ассортимента мини-маркета «Лукошко» сделаны следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента продуктов, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров в мини-маркете «Лукошко».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анурин В., Муромкина И., Е. Евтушенко, Маркетинговые исследования потребительского рынка. – М.-С-Петербург, – 2006. - 188 с.
2. Анурин В., Маркетинг. – С-П.:, Питер, 2004. – 186 с.
3. Багиев Г.А. Маркетинг.- М.: Экономика. 1999. – 288 с.
4. Березин, И. Маркетинговый анализ.- М.: Вершина.- 2007. - 478 с.
5. Бузукова, Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы, 2007, - 176 с.
6. Васильев Г.А., Гайдаенко Т.А. Маркетинг. М., 2006.
7. Гейлер Г.В. «Ассортиментная политика на рынке товаров народного потребления», КЭкН., 2006, - 179 с.
8. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Экономика, – 2003, – 87 с.
9. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - Москва, 2000, - 127с.
10. Дубровский В. Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003, - 289 с.
11. Ефремов А. Проблемы организации торговли // Экономист. – 2007, - 114 с.
12. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 96 с.
13. Иванова В.И. «Управление ассортиментной политикой предприятия». Учебное пособие для ВУЗов экономических специальностей. Москва: 2004. – 189 с.
14. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2004. – 448 с.
15. Киселева Е.Н., Буданова О.Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применении : Учебное пособие. М.: ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК, 2008.-187 с.
16. Коновалова Т.Ю. Ассортимент и качество, М., 2006, - 124 с.
17. Котлер Ф. Управление маркетингом. Учебное пособие. – М.: – 2001. – 170 с.
18. Крылов И.В. Маркетинговые коммуникации как социальный институт. – М.: Эксмо, – 2004. – 108 с.
18. Крылова Г.Д., Маркетинг, – М.: Юнити, – 2004, – 57 с.
19. Ламбен Ж.Ж., Стратегический маркетинг: Спб.: Наука, 2006 г. – 314 с.
20. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. – СПб: Питер, 1999.- 448 с.
21. Мани И.Б. Система маркетинговых коммуникаций. – М.: Маркетинг. – 2003. – 56 с.
22. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебное пособие. – М.: Маркетинг. Книготорговый центр. – 2005. – 345 с.
23. Маркетинг Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе. Учебное пособие / Под ред. Эриашвили Н.Д. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 93 с.
24. Медузов В.С. «Ассортимент и качество производимой продукции», Омск: «Книголюб», 2005, - 115 с.
25. Мхитарян С.В., Отраслевой маркетинг. – М.: Эксмо, 2006. – 365 с.
26. Николаева М.А «Товароведение потребительских товаров» теоретические основы; Учебник. Изд. «Норма» М-2002, - 126 с.
27. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Л.А. Брагина, - М. : ИНФРА -М, 2005.- 303 с.
28. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле: Учебно- практическое пособие. -М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2004.- 224 с.
29. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000,- №10.
30. Попков В.П. Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности (схемы и таблицы). - СПб: Питер, 2007.- 343с.
31. Рыбальченко И. / Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации/ http // www. cfin.ru /marketing