Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли, на примере ИП Беспоясова А.Б..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время мини-маркет «Лукошко» на основе договоров осуществляет продвижение на продовольственном рынке г.Нерюнгри продукции таких поставщиков - производителей, как «Виртекс», «Фермерское подворье», «Золотая семечка», «БАТ», «Серышевский», «KDV», «Балтика», «Юникс», «Мираторг», «Хорсъ», «ВБД», «ПепсиКо», «Ангстрем». Основные поставщики продукции мини-маркета «Лукошко» указаны в Таблице 2

Таблица 2

Основные поставщики продукции мини-маркета «Лукошко»

Группа товаров

Фирма-поставщик

Регион-производитель

Молочная продукция

Фермерское подворье

Амурская область

Серышевский

Амурская область

Большая кружка

Московская область

Простоквашино

Московская область

Сударыня

Московская область

Зеленая Лужайка

Новосибирская область

НерюнгриМолоко

Республика Саха (Якутия)

Домик в деревне

Московская область

Веселый молочник

Московская область

Конфеты и кондитерские изделия

Яшкино

Томская область

Озерский сувенир

Томская область

Орион Чоко Пай

Корея

Сибирский Гурман

Новосибирская область

Мирэль

Челябинск

Усладов

Томская область

Мясная и колбасная продукция

Мираторг

Московская область

Вязанка

Московская область

Мясо Новосибирск

Новосибирская область

Ратимир

Московская область

Серышевский

Амурская область

Микоян

Московская область

Армада

Республика Саха (Якутия)

Дымовское

Московская область

Хлебобулочные изделия

ИП Дмитриева

Республика Саха (Якутия)

НерюнгриХлеб

Республика Саха (Якутия)

ХлебПром

Томская область

Алкогольная продукция

Карлсберг

Московская область

Томское пиво

Томская область

Крюгер

Томская область

Балтика

Московская область

Консервация, полуфабрикаты и бакалея

Доширак

Корея

Агрокультура

Московская область

Националь

Московская область

Барко

Московская область

ДоброФлот

Приморский край

Золотая семечка

Ростовская область

Анинское

Волгоградская область

Консервы Беларусь

Беларусь

Кубаночка

Украина

Кубань Продукт

Украина

Мясной Союз

Республика Бурятия

Союз ГОСТ

Московская область

7 Грядок

Ростовская область

Лорадо

Ростовская область

Бондюэль

Московская область

Оттоги

Корея

Едим дома

Московская область

Ситно

Челябинск

Верес

Украина

Щебекино

Московская область

Макфа

Челябинск

Алейка

Алтайский край


Формирование ассортимента магазина производится с учетом предпочтений населения, исходя из потребительского спроса и уровнем дохода граждан.

Работники магазина должны постоянно учитывать особенности спроса населения и стремиться к его наиболее полному удовлетворению.

2.2. Состояние ассортимента товаров и организация товароснабжения в мини-маркете «Лукошко»

Формирование ассортимента товаров в мини-маркете «Лукошко» – это разработка системы мер и подходов, которые направлены на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей положительный имидж магазина, его устойчивые позиции на рынке.

При разработке ассортимента товаров магазин ориентируется как на внешние: предпочтения потребителей, конкуренция, так и внутренние факторы: рентабельность товара, стадия жизненного цикла товара.

Ассортимент в магазине постоянно пополняется, появляются новые товары в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент в магазине полностью удовлетворяет спрос покупателей, за исключение некоторых групп товаров, таких как: конфеты и кондитерские изделия. Магазин является специализированным по продуктам питания: бакалея, хлебобулочные изделия, детское питание, молочная продукция, мясная и колбасная продукция, алкогольная продукция, а вот конфеты и кондитерские изделия: пряники вафли, печенье, зефир, мармелад представлены в ограниченном количестве и является сопутствующим товаром. Если покупателю необходимо будет что-то из этой группы товаров, то в данный магазин он не пойдет, а обратится в специализированный магазин, где ассортимент более широкий.

Формированием ассортимента в магазине занимается товаровед. Он фиксирует, какие товары являются товарами повседневного: хлебобулочные изделия, молочная продукция; периодического: бакалея и консервация и редкого потребления: конфеты и кондитерские изделия. На основе этого он разрабатывает систему мероприятий, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей населения в продуктах и обеспечивающих максимальную прибыль магазину. К ним относятся планирование товарных запасов, изучение спроса и анализ товарной структуры товарооборота за определенный период, обсуждение проблем и путей их решения. Формируя ассортимент, товаровед учитывает фактор взаимозаменяемости. Это может быть товар внутригрупповой или из другой товарной группы.


Формирование ассортимента – важнейший раздел коммерческой работы в магазине. Задача товароведа – сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять спрос большинства покупателей при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций.

Необходимо отметить, что предприятие реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим – приносить лишь убытки. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность.

Процесс формирования ассортимента товаров в мини-маркете «Лукошко» осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализующихся в магазине.

2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Основной ассортиментный перечень товаров мини-маркета «Лукошко» представлен в таблице 3 и Приложении 2. (Приложение 2)

Таблица 3

Структура ассортимента товаров мини-маркета «Лукошко»

Наименование секции

Наименование товара

Количество разновидностей товара

Период торговли

Консервация, полуфабрикаты и бакалея

Макаронные изделия

55

12 мес.

Крупы

62

12 мес.

Чай

82

12 мес.

Кофе

46

12 мес.

Консервы

326

12 мес.

Соусы

103

12 мес.

Блинчики

30

12 мес.

Пельмени, хинкали

78

12 мес.

Вареники

29

12 мес.

Бургеры, пицца

32

12 мес.

Напитки

115

12 мес.

Молочная продукция

Молоко, сливки

46

12 мес.

Сметана

22

12 мес.

Творог

24

12 мес.

Кефир, ряженка, простокваша

32

12 мес.

Сыр

48

12 мес.

Масло

17

12 мес.

Мороженное

31

12 мес.

Хлебобулочная продукция

Хлеб

19

12 мес.

Булочки

18

12 мес.

Алкогольная продукция

Пиво

46

12 мес.

Пивные напитки

12

12 мес.

Конфеты и кондитерские изделия

Конфеты

52

12 мес.

Мармелад

12

12 мес.

Вафли

18

12 мес.

Торты

13

12 мес.

Пирожные

14

12 мес.

Печенье

26

12 мес.

Мясная и колбасная продукция

Мясо, птица

52

12 мес.

Колбаса

61

12 мес.

Сардельки, сосиски, шпикачки

31

12 мес.


Исходя из данных таблицы 3 видно, что период торговли всех поставляемых товаров равен 12 мес., но как и у любого товара у каждого сегмента существует пиковые периоды продаж, например: конфеты и кондитерские изделия лучше всего продаются в осенне-зимне-весенний период с сентября по май; а, например: соки, вода и алкогольная продукция, в частности пиво, пиковый период продаж приходится на весенне-летне-осенний период с мая по сентябрь.

Достоинства ассортимента товаров мини-маркета «Лукошко»:

1) высокое качество поставляемых продуктов;

2) демократичность цен;

3) всевозможные скидки;

4) широкий ассортимент;

5) завоз и поставка давно забытых видов товаров, таких как: снежок, любительская сметана.

Организацией товароснабжения мини-маркета «Лукошко» также занимается товаровед. Благодаря системе мероприятий по товароснабжению в магазине обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения.

Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для продовольственной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,90. На Рис. 1 указан коэффициент устойчивости товарного ассортимента мини-маркета «Лукошко» за последние три года.

Рисунок 1

Оценка устойчивости товарного ассортимента мини-маркета «Лукошко»

Из данных видно, что показатель устойчивости ассортимента продукции в 2019 г. увеличился и стал близок к оптимальному.

К показателям эффективности товарного ассортимента также можно отнести и глубину. Для продуктовых товаров - это общее число разновидностей продукции. Наглядно глубина ассортимента представлена в таблице 4.

Таблица 4

Оценка устойчивости товарной глубины ассортимента мини-маркета «Лукошко»

Наименование фирмы производителя

Наименование группы

Молочная продукция

Кондитерские изделия и конфеты

Мясная и колбасная продукция

Алкогольная продукция

Хлебобулочная продукция

Бакалея, полуфабрикаты и консервация

Фермерское подворье

8

-

-

-

-

-

Серышевский

12

-

9

-

-

7

Простоквашино

6

-

-

-

-

3

Домик в деревне

6

-

-

-

-

3

Мираторг

-

-

43

-

-

27

Ратимир

-

-

12

-

-

-

Скиф

-

-

15

-

-

-

Армада

-

-

15

-

-

-

Яшкино

-

48

-

-

-

-

Мирэль

-

12

-

-

-

-

Усладов

-

8

-

-

-

-

Верес

-

-

-

-

-

27

Барко

-

-

-

-

-

13

Бондюэль

-

-

-

-

-

9

Лорадо

-

-

-

-

-

8


Как видно из таблицы 4 фирма «Серышевский» обладает наибольшей глубиной в отличие от других фирм производителей молочной продукции, также эта фирма производит и колбасную продукцию, что позволяет ей занимать устойчивую позицию на рынке. В сегменте консервации лидирующее место занимает фирма «Верес», которая давно зарекомендовала себя высоким качеством и доступностью цены.

Также можно сделать вывод о полноте и широте ассортимента продукции мини-маркета «Лукошко», так как ассортимент имеющихся продуктов практически позволяет удовлетворять твердо сформированный спрос потребителей продуктовой корзины.

Существенным фактором, влияющим на организацию процесса товародвижения в магазине, является соотношение отечественной и импортной продукции. На Рис. 2 представлено соотношение продукции отечественного и импортного производства по отдельным группам продуктовых товаров, реализуемых магазином.

Рисунок 2

Соотношение продукции отечественного и импортного производства

Из Рисунка 2 видно, что основная масса товаров, реализуемых магазином – это товары отечественного производства. Однако есть небольшая часть импортной продукции. Наличие в магазине импортных товаров делает необходимым сотрудничество с посредниками. Поэтому все эти товары приобретаются магазином через оптовые фирмы.

Доставка товаров в мини-маркет «Лукошко» осуществляется из собственных складских помещений предприятия, что позволяет сократить временные и финансовые затраты для доставки грузов разных категорий товаров разными поставщика.

Для обеспечения бесперебойной торговли товарами соответствующего определяют частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара. При определении частоты завоза товаров учитывают среднедневной объем продажи конкретного наименования товара. Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.

Приемку товаров в мини-маркете «Лукошко» осуществляет товаровед и грузчик.

Приемка товаров в магазине включает в себя:

1) проверку количества поступивших товаров, их качества;

2) оформление приемки соответствующими документами;

3) принятие товаров на учет.

Приемка товара по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества сопроводительным документам. Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Одновременно производится проверка упаковки, маркировки.