Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли, на примере ИП Беспоясова А.Б..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров
2.1. Организационно-правовая характеристика мини-маркета «Лукошко»
2.2. Состояние ассортимента товаров и организация товароснабжения в мини-маркете «Лукошко»
В настоящее время мини-маркет «Лукошко» на основе договоров осуществляет продвижение на продовольственном рынке г.Нерюнгри продукции таких поставщиков - производителей, как «Виртекс», «Фермерское подворье», «Золотая семечка», «БАТ», «Серышевский», «KDV», «Балтика», «Юникс», «Мираторг», «Хорсъ», «ВБД», «ПепсиКо», «Ангстрем». Основные поставщики продукции мини-маркета «Лукошко» указаны в Таблице 2
Таблица 2
Основные поставщики продукции мини-маркета «Лукошко»
Группа товаров |
Фирма-поставщик |
Регион-производитель |
Молочная продукция |
Фермерское подворье |
Амурская область |
Серышевский |
Амурская область |
|
Большая кружка |
Московская область |
|
Простоквашино |
Московская область |
|
Сударыня |
Московская область |
|
Зеленая Лужайка |
Новосибирская область |
|
НерюнгриМолоко |
Республика Саха (Якутия) |
|
Домик в деревне |
Московская область |
|
Веселый молочник |
Московская область |
|
Конфеты и кондитерские изделия |
Яшкино |
Томская область |
Озерский сувенир |
Томская область |
|
Орион Чоко Пай |
Корея |
|
Сибирский Гурман |
Новосибирская область |
|
Мирэль |
Челябинск |
|
Усладов |
Томская область |
|
Мясная и колбасная продукция |
Мираторг |
Московская область |
Вязанка |
Московская область |
|
Мясо Новосибирск |
Новосибирская область |
|
Ратимир |
Московская область |
|
Серышевский |
Амурская область |
|
Микоян |
Московская область |
|
Армада |
Республика Саха (Якутия) |
|
Дымовское |
Московская область |
|
Хлебобулочные изделия |
ИП Дмитриева |
Республика Саха (Якутия) |
НерюнгриХлеб |
Республика Саха (Якутия) |
|
ХлебПром |
Томская область |
|
Алкогольная продукция |
Карлсберг |
Московская область |
Томское пиво |
Томская область |
|
Крюгер |
Томская область |
|
Балтика |
Московская область |
|
Консервация, полуфабрикаты и бакалея |
Доширак |
Корея |
Агрокультура |
Московская область |
|
Националь |
Московская область |
|
Барко |
Московская область |
|
ДоброФлот |
Приморский край |
|
Золотая семечка |
Ростовская область |
|
Анинское |
Волгоградская область |
|
Консервы Беларусь |
Беларусь |
|
Кубаночка |
Украина |
|
Кубань Продукт |
Украина |
|
Мясной Союз |
Республика Бурятия |
|
Союз ГОСТ |
Московская область |
|
7 Грядок |
Ростовская область |
|
Лорадо |
Ростовская область |
|
Бондюэль |
Московская область |
|
Оттоги |
Корея |
|
Едим дома |
Московская область |
|
Ситно |
Челябинск |
|
Верес |
Украина |
|
Щебекино |
Московская область |
|
Макфа |
Челябинск |
|
Алейка |
Алтайский край |
Формирование ассортимента магазина производится с учетом предпочтений населения, исходя из потребительского спроса и уровнем дохода граждан.
Работники магазина должны постоянно учитывать особенности спроса населения и стремиться к его наиболее полному удовлетворению.
2.2. Состояние ассортимента товаров и организация товароснабжения в мини-маркете «Лукошко»
Формирование ассортимента товаров в мини-маркете «Лукошко» – это разработка системы мер и подходов, которые направлены на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей положительный имидж магазина, его устойчивые позиции на рынке.
При разработке ассортимента товаров магазин ориентируется как на внешние: предпочтения потребителей, конкуренция, так и внутренние факторы: рентабельность товара, стадия жизненного цикла товара.
Ассортимент в магазине постоянно пополняется, появляются новые товары в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент в магазине полностью удовлетворяет спрос покупателей, за исключение некоторых групп товаров, таких как: конфеты и кондитерские изделия. Магазин является специализированным по продуктам питания: бакалея, хлебобулочные изделия, детское питание, молочная продукция, мясная и колбасная продукция, алкогольная продукция, а вот конфеты и кондитерские изделия: пряники вафли, печенье, зефир, мармелад представлены в ограниченном количестве и является сопутствующим товаром. Если покупателю необходимо будет что-то из этой группы товаров, то в данный магазин он не пойдет, а обратится в специализированный магазин, где ассортимент более широкий.
Формированием ассортимента в магазине занимается товаровед. Он фиксирует, какие товары являются товарами повседневного: хлебобулочные изделия, молочная продукция; периодического: бакалея и консервация и редкого потребления: конфеты и кондитерские изделия. На основе этого он разрабатывает систему мероприятий, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей населения в продуктах и обеспечивающих максимальную прибыль магазину. К ним относятся планирование товарных запасов, изучение спроса и анализ товарной структуры товарооборота за определенный период, обсуждение проблем и путей их решения. Формируя ассортимент, товаровед учитывает фактор взаимозаменяемости. Это может быть товар внутригрупповой или из другой товарной группы.
Формирование ассортимента – важнейший раздел коммерческой работы в магазине. Задача товароведа – сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять спрос большинства покупателей при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций.
Необходимо отметить, что предприятие реализует товары, которые находятся на разных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим – приносить лишь убытки. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом этапе жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность.
Процесс формирования ассортимента товаров в мини-маркете «Лукошко» осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализующихся в магазине.
2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
Основной ассортиментный перечень товаров мини-маркета «Лукошко» представлен в таблице 3 и Приложении 2. (Приложение 2)
Таблица 3
Структура ассортимента товаров мини-маркета «Лукошко»
Наименование секции |
Наименование товара |
Количество разновидностей товара |
Период торговли |
Консервация, полуфабрикаты и бакалея |
Макаронные изделия |
55 |
12 мес. |
Крупы |
62 |
12 мес. |
|
Чай |
82 |
12 мес. |
|
Кофе |
46 |
12 мес. |
|
Консервы |
326 |
12 мес. |
|
Соусы |
103 |
12 мес. |
|
Блинчики |
30 |
12 мес. |
|
Пельмени, хинкали |
78 |
12 мес. |
|
Вареники |
29 |
12 мес. |
|
Бургеры, пицца |
32 |
12 мес. |
|
Напитки |
115 |
12 мес. |
|
Молочная продукция |
Молоко, сливки |
46 |
12 мес. |
Сметана |
22 |
12 мес. |
|
Творог |
24 |
12 мес. |
|
Кефир, ряженка, простокваша |
32 |
12 мес. |
|
Сыр |
48 |
12 мес. |
|
Масло |
17 |
12 мес. |
|
Мороженное |
31 |
12 мес. |
|
Хлебобулочная продукция |
Хлеб |
19 |
12 мес. |
Булочки |
18 |
12 мес. |
|
Алкогольная продукция |
Пиво |
46 |
12 мес. |
Пивные напитки |
12 |
12 мес. |
|
Конфеты и кондитерские изделия |
Конфеты |
52 |
12 мес. |
Мармелад |
12 |
12 мес. |
|
Вафли |
18 |
12 мес. |
|
Торты |
13 |
12 мес. |
|
Пирожные |
14 |
12 мес. |
|
Печенье |
26 |
12 мес. |
|
Мясная и колбасная продукция |
Мясо, птица |
52 |
12 мес. |
Колбаса |
61 |
12 мес. |
|
Сардельки, сосиски, шпикачки |
31 |
12 мес. |
Исходя из данных таблицы 3 видно, что период торговли всех поставляемых товаров равен 12 мес., но как и у любого товара у каждого сегмента существует пиковые периоды продаж, например: конфеты и кондитерские изделия лучше всего продаются в осенне-зимне-весенний период с сентября по май; а, например: соки, вода и алкогольная продукция, в частности пиво, пиковый период продаж приходится на весенне-летне-осенний период с мая по сентябрь.
Достоинства ассортимента товаров мини-маркета «Лукошко»:
1) высокое качество поставляемых продуктов;
2) демократичность цен;
3) всевозможные скидки;
4) широкий ассортимент;
5) завоз и поставка давно забытых видов товаров, таких как: снежок, любительская сметана.
Организацией товароснабжения мини-маркета «Лукошко» также занимается товаровед. Благодаря системе мероприятий по товароснабжению в магазине обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения.
Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для продовольственной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,90. На Рис. 1 указан коэффициент устойчивости товарного ассортимента мини-маркета «Лукошко» за последние три года.
Рисунок 1
Оценка устойчивости товарного ассортимента мини-маркета «Лукошко»
Из данных видно, что показатель устойчивости ассортимента продукции в 2019 г. увеличился и стал близок к оптимальному.
К показателям эффективности товарного ассортимента также можно отнести и глубину. Для продуктовых товаров - это общее число разновидностей продукции. Наглядно глубина ассортимента представлена в таблице 4.
Таблица 4
Оценка устойчивости товарной глубины ассортимента мини-маркета «Лукошко»
Наименование фирмы производителя |
Наименование группы |
|||||
Молочная продукция |
Кондитерские изделия и конфеты |
Мясная и колбасная продукция |
Алкогольная продукция |
Хлебобулочная продукция |
Бакалея, полуфабрикаты и консервация |
|
Фермерское подворье |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
Серышевский |
12 |
- |
9 |
- |
- |
7 |
Простоквашино |
6 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Домик в деревне |
6 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Мираторг |
- |
- |
43 |
- |
- |
27 |
Ратимир |
- |
- |
12 |
- |
- |
- |
Скиф |
- |
- |
15 |
- |
- |
- |
Армада |
- |
- |
15 |
- |
- |
- |
Яшкино |
- |
48 |
- |
- |
- |
- |
Мирэль |
- |
12 |
- |
- |
- |
- |
Усладов |
- |
8 |
- |
- |
- |
- |
Верес |
- |
- |
- |
- |
- |
27 |
Барко |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
Бондюэль |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
Лорадо |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
Как видно из таблицы 4 фирма «Серышевский» обладает наибольшей глубиной в отличие от других фирм производителей молочной продукции, также эта фирма производит и колбасную продукцию, что позволяет ей занимать устойчивую позицию на рынке. В сегменте консервации лидирующее место занимает фирма «Верес», которая давно зарекомендовала себя высоким качеством и доступностью цены.
Также можно сделать вывод о полноте и широте ассортимента продукции мини-маркета «Лукошко», так как ассортимент имеющихся продуктов практически позволяет удовлетворять твердо сформированный спрос потребителей продуктовой корзины.
Существенным фактором, влияющим на организацию процесса товародвижения в магазине, является соотношение отечественной и импортной продукции. На Рис. 2 представлено соотношение продукции отечественного и импортного производства по отдельным группам продуктовых товаров, реализуемых магазином.
Рисунок 2
Соотношение продукции отечественного и импортного производства
Из Рисунка 2 видно, что основная масса товаров, реализуемых магазином – это товары отечественного производства. Однако есть небольшая часть импортной продукции. Наличие в магазине импортных товаров делает необходимым сотрудничество с посредниками. Поэтому все эти товары приобретаются магазином через оптовые фирмы.
Доставка товаров в мини-маркет «Лукошко» осуществляется из собственных складских помещений предприятия, что позволяет сократить временные и финансовые затраты для доставки грузов разных категорий товаров разными поставщика.
Для обеспечения бесперебойной торговли товарами соответствующего определяют частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара. При определении частоты завоза товаров учитывают среднедневной объем продажи конкретного наименования товара. Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала заказываются небольшими пробными партиями.
Приемку товаров в мини-маркете «Лукошко» осуществляет товаровед и грузчик.
Приемка товаров в магазине включает в себя:
1) проверку количества поступивших товаров, их качества;
2) оформление приемки соответствующими документами;
3) принятие товаров на учет.
Приемка товара по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества сопроводительным документам. Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Одновременно производится проверка упаковки, маркировки.