Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли, на примере ИП Беспоясова А.Б..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров
2.1. Организационно-правовая характеристика мини-маркета «Лукошко»
2.2. Состояние ассортимента товаров и организация товароснабжения в мини-маркете «Лукошко»
Спрос на сопутствующие товары, возникает при покупке или использовании основных товаров: специи, средства ухода за обувью, пуговицы и т.п.
Также существуют показатели ассортимента товаров, которые характеризуется: широтой, устойчивостью, полнотой, обновлением, рациональностью, глубиной и гармоничностью ассортимента. [19, 247]
К широте ассортимента относится количество видов, разновидностей и наименований товаров, однородных и неоднородных их групп. Показатель широты существует, как действительный, так и базовый. Различие между ними в том, что действительный идет в наличии, а базовый применяется для сравнения. Коэффициент широты – выражается, как отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Широта ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырье, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. Этот показатель является критерием конкурентноспособности торгового розничного предприятия. [19, 249]
Наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Показатель устойчивости позволяет удовлетворять спрос на одни и те же товары. Одним из показателей характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине является коэффициент устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. [27, 158]
Полнота, как показатель ассортимента характеризуется способностью набора товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Показатель полноты бывает как действительный, так базовый. Коэффициент полноты есть отношение действительного показателя полноты к базовому. Фактическая полнота ассортимента и ее динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, но и от объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности. [19, 254]
От того, как часто происходит обновление ассортимента, настолько и удовлетворяются психологические и социальные потребности потребителей. Поэтому обновление ассортимента характеризуется удовлетворением изменившихся потребностями за счет новых товаров. Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным.
К показателю рациональности относится способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.
К показатель глубины относятся варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Показатель гармоничности выражает специализацию магазина и его отдельных секций. Гармоничность ассортимента – это свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использовании. Гармоничность дает качественную характеристику товару и носит описательный характер. [22, 134]
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что ассортиментом товаров является набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Например, товары могут быть объединены по общности производства или потребления, по назначению, материалу изготовления и другим признакам.
Товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций: разновидностей или марок, которые образуют низшую ступень классификации.
Следовательно, ассортимент - один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретные товары и услуги.
1.2. Порядок формирования ассортимента товаров
Потребитель предъявляет все новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными, а производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Основополагающими элементами управления ассортиментом являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента. [29, 124]
Сущность формирования ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. [23, 37]
Формирование ассортимента означает подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъекта, рынка, направленного на более полное удовлетворение. [5, 39]
По мнению Коноваловой Т.Ю. формирование ассортимента – это деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные или прогнозируемые потребности, а также достигать целей, поставленных руководством организации. [16, 94]
Медузов В.С. считает, что формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. [24, 87]
Формирование ассортимента товаров осуществляется постоянно во всех звеньях — от производства до потребления, оно связано с конкретным предприятием.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, сегментов рынка, а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками. [27, 48]
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров, с учетом типологии потребителей; уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и другое. [10, 89]
Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. [10, 93]
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пунктах 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8. Проведение испытаний, тестирование продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента. [8, 34]
Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Но прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента, а более точно – ассортиментная структура спроса и товарного предложения. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, берется за основу потребительские требования определенных групп. Задачи формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты, взамен существующих или в дополнение к ним.
К основным направлениям в области формирования ассортимента относятся:
1) сокращение ассортимента - это количественное и качественное изменение набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Основными причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации товаров;
2) расширение ассортимента - это количественное или качественное изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами расширения ассортимента могут быть: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, появление новых товаров или новых производителей;
3) стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;
4) обновление ассортимента - это качественные и количественные изменения набора товаров, который способен удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров. Основными причинами обновления являются: появление новых потребностей; замена морально устаревших товаров; необходимость повышения качества и конкурентоспособности; стимулирование спроса. Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы, потребности которых часто меняются.
5) совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью понимают способность набора товаров наиболее полно реально удовлетворять обоснованные потребности разных групп потребителей;
6) гармонизация ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному при реализации и использовании. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазинов или отдельных секций. [2, 74]
Также существуют факторы формирования ассортимента, они делятся на: общие и специфические.
Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.
Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы. [3, 56]