Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В графе «Дозировка» обозначается количество повторений упражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражнений (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м).
В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (медленный, быстрый); если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают.
При подготовке воспитателя к проведению занятия для открытого просмотра нужно подробно записывать методику проведения физических упражнений.
В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти во время занятия, например: увеличение или уменьшение нагрузки в связи с повышением или понижением температуры воздуха.
После проведения физкультурного занятия нужно записать изменения, которые произошли в ходе этого занятия, и указать их причину, а также зафиксировать замечания, пожелания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего занятия.
Правила записи физических упражнений. При подготовке к физкультурным занятиям, утренней гимнастике воспитатель записывает в планах-конспектах названия физических упражнений, например: построение в одну шеренгу, в колонну по одному; ходьба на носках; прыжки в высоту с места; метание на дальность способом «из-за спины через плечо» и т.д.
При записи общеразвивающих упражнений надо указать название упражнения (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение.
Исходное положение пишется сокращенно — и.п., цифрами
обозначается счет.
Например: «Растягивание резинки». И. п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1 — руки в стороны; 2 — и. п.
Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: «туловище» — при наклонах; «нога» — при выставлении ее на носок; «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; «ладони вниз» — в положении руки в стороны, влево (вправо); «носки (носок) оттянуть», «поднять», «опустить», «выставить» — при движении ног, рук; «вперед», «спереди» — при указании направления, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; «прогнувшись» — если техника выполнения предопределяет это положение; «хват сверху» — как наиболее распространенный; «дугами вперед» — если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
310
Путь рук, ног и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное поло-[ жение обозначается только в начале упражнения. Не записываются [ положения ног, носков, рук, ладоней, если они соответствуют | установленному стилю. Если исходное положение ног — основная [. стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук — !■ основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение [ ног (например, стойка — ноги врозь).
Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка — о.с; правая рука (нога) — пр. рука (нога); левая рука (нога) — лев. рука (нога).
При записи нескольких движений, выполняемых одновремен-Вно, сначала указывают основное движение (туловища, ног), затем ■остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько
■ движений, выполняемых не одновременно (хотя бы и на один счет),
записывают в той последовательности, в которой они протекают.
■Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но ■выполняется слитно, то надо записывать элементы один за дру-■"им, соединяя союзом «и» (наклон, прогнувшись, руки в стороны
■ и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновре-
■менно, то следует применять предлог «с» (наклон, прогнувшись,
■>уки в стороны с поворотом головы вправо).
Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стре-■мительно, расслабленно, мягко, плавно и т.д.), то это должно ■рыть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти ■расслаблены).
Правила записи физических упражнений должны выполняться ■независимо от того, для какой возрастной группы воспитатель со-■ставляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гим-Внастики и других форм работы по физическому воспитанию.
2.8.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Лица, ответственные за организацию работы по физической культуре в дошкольном учреждении
Физическое воспитание ребенка в дошкольных учреждениях ■Осуществляется всем коллективом сотрудников. За охрану жизни и ■гкрепление здоровья ребенка, решение задач физического воспи-■ания отвечает каждый работник: заведующий, старший воспита-ИЬль, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инст-
311
руктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.
Заведующий дошкольным образовательным учреждением организовывает всю работу по физическому воспитанию. Он составляет общий план работы, создает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников дошкольного образовательного учреждения в решении задач физического воспитания.
Как уже было отмечено ранее, в составлении общего плана работы принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения. В разделе «Физическая культура» намечаются задачи на предстоящий год, мероприятия, которые будут проведены, и необходимая подготовка к ним, например: приобретение лыж, лыжных костюмов — для обучения ходьбе на лыжах, прокладка лыжни, подготовка воспитателей (изучение соответствующей литературы, разработка методики обучения, методика формирования психофизических качеств), рекомендации для родителей (изучение педагогической литературы, приобретение одежды, обуви, инвентаря и т. п.).
В общем плане работы дошкольного учреждения предусматривается связь с кабинетом лечебной физкультуры, спортивными и общеобразовательными школами для осуществления преемственности дошкольного образовательного учреждения и школой.
Планируются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива: его участие в кружках, семинарах, практикумах, методических объединениях; в проведении открытых занятий; обобщении опыта работы дошкольного учреждения, подготовке докладов, участие в педагогических чтениях.
Важная роль отводится планированию работы с родителями, пропаганде физической культуры с использованием стендов, папок-передвижек, родительских уголков, стенной газеты; подготовке к проведению физкультурных праздников, различных форм досуга; организации Дней здоровья, каникул и др.
В общем плане работы учитываются мероприятия по совершенствованию физической подготовленности работников дошкольного учреждения. В нем указываются лица, ответственные за их внедрение и сроки проведения.
План обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
Заведующий детским садом приобретает оборудование для физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков; следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в помещении и на участке. Подбирает литературу и материалы для методического кабинета, оказывает помощь и осуществляет контроль за организацией разнообразных форм двигательной деятельности. Анализируя вместе с воспитателями результаты наблюдений, по-
312
■сазатели диагностики физической подготовленности, развития психофизических качеств ребенка, заведующий оказывает помощь в организации работы, помогает воспитателю в выборе методичес-' ких приемов в работе с ребенком и планировании работы.
Особое внимание уделяется оказанию помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, творческому ■подходу к решению воспитательно-образовательных и оздоровитель-[ ных задач. Тем самым руководитель дошкольного образовательного j учреждения создает условия для продуктивной работы специалистов.
Должностные обязанности специалистов дошкольного учреждения
Старший воспитатель осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует разные формы повышения ■квалификации педагогов, приобретает необходимую методичес-| кую литературу и готовит документацию: таблицы распределения I физических упражнений по возрастным группам, планы-графики | на год, неделю, планы-конспекты всех форм работы по физической культуре для разных возрастных групп, альбомы с рисунками ■и фотографиями, показатели техники физических упражнений и ■методику их проведения, видео- и аудиозаписи, макеты физкультурных площадок, методические материалы для родителей, библиографический список литературы по соответствующей темати-; ке; осуществляет учет физической подготовленности ребенка.
Старший воспитатель изучает работу воспитателей групп, ана-Ёлизирует документацию по планированию и учету, наблюдает и Ёанализирует физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и дру-( гие формы организации двигательной деятельности ребенка. Наблюдая за работой по физической культуре, он анализирует мето-Ьику обучения, команды, распоряжения, объяснения и указания I педагога при проведении физических упражнений; проводит хронометраж двигательной активности; осуществляет экспресс-диаг-■ностику. На основе наблюдений разрабатываются рекомендации ; по совершенствованию педагогического процесса.
Старший воспитатель систематически изучает наиболее интересный опыт работы других дошкольных учреждений, вариатив-\ ные программы, новейшую литературу.
В дошкольных образовательных учреждениях введена должность t специалиста по физической культуре. Его должностные обязанности распределяются в соответствии с квалификационной катего-рией (вторая и первая)1, которые включают в себя основные тре-
1 Подробнее см.: ПозднякЛ.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образо-Е ванием. - М., 1996. — С. 240—242.
313
бования к данному специалисту. Согласно этим требованиям, педагог организует работу по физической культуре с ребенком дошкольного возраста, осуществляет контроль за физическим развитием и состоянием его здоровья. Специалист по физической культуре работает в теснейшем контакте с медицинским, педагогическим, вспомогательным и руководящим персоналом.
Соблюдая основы законодательства и нормативные документы в соответствии с Международной Конвенцией о правах ребенка, он применяет на практике знания, полученные при изучении основ дошкольной педагогики, возрастной физиологии, педиатрии, методики физического воспитания.
Специалист по физической культуре проводит не только физкультурные занятия, но и разрабатывает различные формы организации двигательной деятельности. Он действует в теснейшем контакте с воспитателями, старшим воспитателем, врачом, медицинской сестрой; владеет методикой работы с ребенком, следит за качеством выполнения движений, проводит работу с родителями. Он организует спортивные праздники, досуг и другие формы активного отдыха ребенка. При этом он должен в совершенстве владеть всеми программными физическими упражнениями, внимательно следить за самочувствием ребенка.
Воспитатель активно помогает педагогу по физической культуре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье, заботится о соблюдении гигиенических условий в помещении и на участке, чистоты и сохранности физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов; оформляет участок группы.
Воспитатель работает в теснейшем контакте со специалистом по физической культуре. Он готовит материалы для занятий по физкультуре, систематически повышает свой профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно участвует в пропаганде физической культуры и спорта среди родителей, создает условия для самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, физкультурного зала. Помогает подготовить ребенка к участию в физкультурных занятиях, при обучении плаванию, подготовке к выходу на прогулку. Он помогает в организации питания, подготовке ко сну, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
Музыкальный руководитель контактирует в работе со специалистом по физической культуре, воспитателями. Он согласовывает планы по физическому и музыкальному воспитанию, обсуждает комплексы утренней гимнастики, содержание и методику прове-
314
дения физкультурных праздников, досуга. Музыкальный руководитель дает советы по выбору мелодий, песен, использованию музыки при проведении ритмической гимнастики, гидроаэробики. Музыкальный руководитель имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку по физическому воспитанию ребенка, необходимый уровень физической подготовленности. Он совместно с воспитателем по физической культуре работает над формированием правильной осанки, выразительности и красоты движения, воспитывает способность к импровизации, творчеству, обеспечивает самореализацию ребенка в движении.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30
2.8.3. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспи-I тателями при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующего, старшим педагогом, специалистами по физической культуре дошкольных учреждений.
На основании рекомендаций Минздрава РФ в дошкольном учреждении осуществляется медико-педагогический контроль, который предусматривает разные стороны контроля за физическим ; воспитанием ребенка.
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает следующие важные показатели:
1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физи
ческим развитием детей, которое осуществляется при углублен
ных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.
При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья,
физического развития ребенка, физической подготовленности,
функциональных возможностей организма и решается вопрос об
индивидуальных назначениях при занятиях физическими упраж
нениями и различных видах закаливающих процедур. При повтор-
| ных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и ', физического развития детей, учитывается эффективность воздей-' ствия средств физического воспитания.
2. Медико-педагогические наблюдения за организацией дви
гательного режима, методикой проведения и организацией за
нятий физическими упражнениями и их воздействием на орга-
I низм ребенка; контроль за осуществлением системы закалива-, ния.
3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест про
ведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудо-
| вания, спортивной одежды и обуви.
315
4. Санитарно-просветительная работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.
В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее двух раз в каждой возрастной группе в течение года.
Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.
В годовом плане работы дошкольного учреждения должны быть предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведующим, педагогом, медицинской сестрой с целью осуществления контроля за общим двигательным режимом и организацией различных форм физического воспитания.
2.8.4. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
т
Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и физиометрические, показатели физической подготовленности и физической работоспособности, сенсомоторного развития.
Измерение мышечной силы рук проводится детским ручным динамометром. Ребенок берет динамометр в руку стрелкой к ладони, рука свободно вытягивается в сторону и вниз, и производится максимальное сжатие. Измерение проводится каждой рукой 2— 3 раза, фиксируется наибольший результат.
Измерение силы мышц туловища осуществляется с помощью станового динамометра. Ребенок становится на подножку (ноги прямые), сгибается, берется руками за ручку, которая должна находиться на уровне его колена, и медленно выпрямляется, подтягивая ручку до «отказа».
Дети дошкольного возраста должны быть предварительно обучены этому навыку. Обследование повторяют 2—3 раза, фиксируется наибольший результат.
Начиная с 4—5 лет у детей можно определять жизненную емкость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучать детей глубокому вдоху и достаточному выдоху. Ребенок делает сначала свободный полный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до отказа в трубку спирометра.
316
Физическая подготовленность характеризуется развитием у де-: тей двигательных навыков и качеств. В этом возрасте определяются следующие физические качества:
-
быстрота — по времени пробегания Юме ходу;
-
скоростно-силовые — по времени пробегания 30 м со старта, по длине прыжка с места, высоте прыжка с места, по дальности броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой; -
выносливость — по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей — 5, 6 и 7 лет).
Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения;
-
при беге — следует обращать внимание на положение головы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега; -
при прыжке — исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении; -
при метании — исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.
Уровень развития физиометрических показателей и физической подготовленности оценивается как удовлетворительный, если средние показатели их находятся в пределах М ± 1ст, если они превышают средние значения — как хороший, если ниже их — плохой.
Полученные в динамике результаты необходимо заносить в карту развития ребенка.
Обследование развития движений проводят воспитатели групп при участии и помощи медицинской сестры 2 раза в год (сентябрь и май). Для этого физкультурные занятия строятся так, чтобы на них можно было провести оценку нескольких физических показателей.
Для определения функционального состояния организма и решения вопроса об индивидуальных назначениях физических нагрузок используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Эти пробы проводятся детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья (II и III группы здоровья) и после длительных заболеваний. Проведение функциональных проб обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях.
Для детей раннего возраста может быть рекомендована функциональная проба с переменой положения тела (из положения лежа в положение стоя).
Хорошим показателем считается учащение частоты сердечных сокращений не более чем на 10 уд./мин, повышение систолического давления на 5—10 мм рт.ст., диастолическое давление может не изменяться.
317
Эти показатели свидетельствуют о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Увеличение частоты сердечных сокращений более чем на 10 уд./мин указывает на повышенный тонус симпатического отдела. Уменьшение систолического и диастолического давления на 10 мм рт.ст. и более расценивается как неудовлетворительный показатель реактивности сердечно-сосудистой системы.
Для детей четырех — семи лет вполне доступной, легко воспроизводимой является проба — 20 приседаний за 30 с (Мартинэ-Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физ-культурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять пробу в 10 приседаний за 15 с при помощи взрослого.
Оценка результатов пробы проводится:
а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, ды
хания и показателей артериального давления тотчас же после на
грузки;
б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после функциональной пробы отмечается учащение
частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к исходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 мин, повышение систолического давления на 5—15 мм рт.ст., диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм рт.ст.
Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2—3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.
Отклонением от нормальной реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более 15 мм рт.ст., увеличение диастолического более чем на 10 мм рт.ст. Время возвращения всех показателей к исходным величинам — более 3 мин.
С целью определения возрастной динамики физической работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест PWC170, при котором величина работоспособности выражается объемом работы при заданном ритме сердечных сокращений 170 уд./мин.
Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т.е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физической нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке.
318
При организации физического воспитания следует учитывать и I индивидуально-типологические особенности детей.
Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высо-S кий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высокой способностью к длительной работе умеренной интенсивно-: сти, охотнее работают в умеренном темпе.
Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилуч-; шие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие упражнения они стараются выполнять в более быстром темпе, по-[ этому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребенка на необходимость затормаживать ненужные дви-' жения.
Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют бо-| лее низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую работоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуждаются в большем количестве повторений, в дополнительных занятиях. Для их успешного обучения большое значение имеет одобрение воспитателя.
Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны зани-I маться физкультурой. В зависимости от состояния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовлен-■ности они могут иметь временные ограничения.
С целью осуществления индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяются 2 группы детей:
I — основная группа, — не имеющая никаких медицинских и
^педагогических противопоказаний и ограничений для занятий
физической культурой.
II — ослабленная группа, — имеющая ограничения временного
характера в величине и интенсивности физической нагрузки и
объеме закаливающих мероприятий.
К ослабленной группе относятся дети II, III и IV групп здоровья, в основном часто болеющие («группа риска»), они реконва-лесцентны после длительных заболеваний.
Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшает число повторений каж-
319