Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В графе «Дозировка» обозначается количество повторений уп­ражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражне­ний (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м).

В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (мед­ленный, быстрый); если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают.

При подготовке воспитателя к проведению занятия для откры­того просмотра нужно подробно записывать методику проведения физических упражнений.

В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти во время занятия, например: увеличе­ние или уменьшение нагрузки в связи с повышением или пони­жением температуры воздуха.

После проведения физкультурного занятия нужно записать из­менения, которые произошли в ходе этого занятия, и указать их причину, а также зафиксировать замечания, пожелания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего за­нятия.

Правила записи физических упражнений. При подготовке к физ­культурным занятиям, утренней гимнастике воспитатель записы­вает в планах-конспектах названия физических упражнений, на­пример: построение в одну шеренгу, в колонну по одному; ходьба на носках; прыжки в высоту с места; метание на дальность способом «из-за спины через плечо» и т.д.

При записи общеразвивающих упражнений надо указать назва­ние упражнения (если оно имеется), исходное положение (для ту­ловища, ног, рук), название движения, направление его и конеч­ное положение.

Исходное положение пишется сокращенно — и.п., цифрами

обозначается счет.

Например: «Растягивание резинки». И. п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1 — руки в стороны; 2 — и. п.

Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: «туловище» — при наклонах; «нога» — при выставлении ее на носок; «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; «ладони вниз» — в положении руки в стороны, влево (вправо); «носки (но­сок) оттянуть», «поднять», «опустить», «выставить» — при дви­жении ног, рук; «вперед», «спереди» — при указании направле­ния, если оно выполняется кратчайшим, единственно возмож­ным путем; «прогнувшись» — если техника выполнения предоп­ределяет это положение; «хват сверху» — как наиболее распрост­раненный; «дугами вперед» — если руки поднимаются или опус­каются движением вперед.

310

Путь рук, ног и туловища указывается лишь в тех случаях, ког­да движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное поло-[ жение обозначается только в начале упражнения. Не записываются [ положения ног, носков, рук, ладоней, если они соответствуют | установленному стилю. Если исходное положение ног — основная [. стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук — !■ основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение [ ног (например, стойка — ноги врозь).

Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка — о.с; правая рука (нога) — пр. рука (нога); левая рука (нога) — лев. рука (нога).

При записи нескольких движений, выполняемых одновремен-Вно, сначала указывают основное движение (туловища, ног), затем ■остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько

движений, выполняемых не одновременно (хотя бы и на один счет),
записывают в той последовательности, в которой они протекают.

■Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но ■выполняется слитно, то надо записывать элементы один за дру-■"им, соединяя союзом «и» (наклон, прогнувшись, руки в стороны

■ и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновре-
■менно, то следует применять предлог «с» (наклон, прогнувшись,
■>уки в стороны с поворотом головы вправо).

Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стре-■мительно, расслабленно, мягко, плавно и т.д.), то это должно ■рыть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти ■расслаблены).

Правила записи физических упражнений должны выполняться ■независимо от того, для какой возрастной группы воспитатель со-■ставляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гим-Внастики и других форм работы по физическому воспитанию.

2.8.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Лица, ответственные за организацию работы по физической культуре в дошкольном учреждении

Физическое воспитание ребенка в дошкольных учреждениях ■Осуществляется всем коллективом сотрудников. За охрану жизни и ■гкрепление здоровья ребенка, решение задач физического воспи-■ания отвечает каждый работник: заведующий, старший воспита-ИЬль, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инст-

311


руктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.

Заведующий дошкольным образовательным учреждением орга­низовывает всю работу по физическому воспитанию. Он составля­ет общий план работы, создает необходимые условия, осу­ществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников дошкольного образовательного учреждения в решении задач фи­зического воспитания.

Как уже было отмечено ранее, в составлении общего плана ра­боты принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения. В разделе «Физическая культура» намечаются задачи на предстоя­щий год, мероприятия, которые будут проведены, и необходимая подготовка к ним, например: приобретение лыж, лыжных костю­мов — для обучения ходьбе на лыжах, прокладка лыжни, подго­товка воспитателей (изучение соответствующей литературы, раз­работка методики обучения, методика формирования психофизи­ческих качеств), рекомендации для родителей (изучение педагоги­ческой литературы, приобретение одежды, обуви, инвентаря и т. п.).

В общем плане работы дошкольного учреждения предусматри­вается связь с кабинетом лечебной физкультуры, спортивными и общеобразовательными школами для осуществления преемствен­ности дошкольного образовательного учреждения и школой.

Планируются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива: его участие в кружках, семинарах, практикумах, методических объединениях; в проведении откры­тых занятий; обобщении опыта работы дошкольного учреждения, подготовке докладов, участие в педагогических чтениях.

Важная роль отводится планированию работы с родителями, пропаганде физической культуры с использованием стендов, па­пок-передвижек, родительских уголков, стенной газеты; подго­товке к проведению физкультурных праздников, различных форм досуга; организации Дней здоровья, каникул и др.

В общем плане работы учитываются мероприятия по совершен­ствованию физической подготовленности работников дошкольно­го учреждения. В нем указываются лица, ответственные за их внед­рение и сроки проведения.

План обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Заведующий детским садом приобретает оборудование для физ­культурного зала, площадки, групповых комнат и участков; сле­дит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в помеще­нии и на участке. Подбирает литературу и материалы для методи­ческого кабинета, оказывает помощь и осуществляет контроль за организацией разнообразных форм двигательной деятельности. Анализируя вместе с воспитателями результаты наблюдений, по-

312

■сазатели диагностики физической подготовленности, развития пси­хофизических качеств ребенка, заведующий оказывает помощь в организации работы, помогает воспитателю в выборе методичес-' ких приемов в работе с ребенком и планировании работы.

Особое внимание уделяется оказанию помощи молодым специ­алистам в овладении педагогическим мастерством, творческому ■подходу к решению воспитательно-образовательных и оздоровитель-[ ных задач. Тем самым руководитель дошкольного образовательного j учреждения создает условия для продуктивной работы специалистов.

Должностные обязанности специалистов дошкольного учреждения

Старший воспитатель осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует разные формы повышения ■квалификации педагогов, приобретает необходимую методичес-| кую литературу и готовит документацию: таблицы распределения I физических упражнений по возрастным группам, планы-графики | на год, неделю, планы-конспекты всех форм работы по физичес­кой культуре для разных возрастных групп, альбомы с рисунками ■и фотографиями, показатели техники физических упражнений и ■методику их проведения, видео- и аудиозаписи, макеты физкуль­турных площадок, методические материалы для родителей, биб­лиографический список литературы по соответствующей темати-; ке; осуществляет учет физической подготовленности ребенка.

Старший воспитатель изучает работу воспитателей групп, ана-Ёлизирует документацию по планированию и учету, наблюдает и Ёанализирует физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и дру-( гие формы организации двигательной деятельности ребенка. На­блюдая за работой по физической культуре, он анализирует мето-Ьику обучения, команды, распоряжения, объяснения и указания I педагога при проведении физических упражнений; проводит хро­нометраж двигательной активности; осуществляет экспресс-диаг-■ностику. На основе наблюдений разрабатываются рекомендации ; по совершенствованию педагогического процесса.

Старший воспитатель систематически изучает наиболее инте­ресный опыт работы других дошкольных учреждений, вариатив-\ ные программы, новейшую литературу.

В дошкольных образовательных учреждениях введена должность t специалиста по физической культуре. Его должностные обязанно­сти распределяются в соответствии с квалификационной катего-рией (вторая и первая)1, которые включают в себя основные тре-

1 Подробнее см.: ПозднякЛ.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образо-Е ванием. - М., 1996. — С. 240—242.

313


бования к данному специалисту. Согласно этим требованиям, пе­дагог организует работу по физической культуре с ребенком до­школьного возраста, осуществляет контроль за физическим разви­тием и состоянием его здоровья. Специалист по физической куль­туре работает в теснейшем контакте с медицинским, педагогичес­ким, вспомогательным и руководящим персоналом.

Соблюдая основы законодательства и нормативные документы в соответствии с Международной Конвенцией о правах ребенка, он применяет на практике знания, полученные при изучении ос­нов дошкольной педагогики, возрастной физиологии, педиатрии, методики физического воспитания.

Специалист по физической культуре проводит не только физ­культурные занятия, но и разрабатывает различные формы орга­низации двигательной деятельности. Он действует в теснейшем кон­такте с воспитателями, старшим воспитателем, врачом, медицин­ской сестрой; владеет методикой работы с ребенком, следит за качеством выполнения движений, проводит работу с родителями. Он организует спортивные праздники, досуг и другие формы ак­тивного отдыха ребенка. При этом он должен в совершенстве вла­деть всеми программными физическими упражнениями, внима­тельно следить за самочувствием ребенка.

Воспитатель активно помогает педагогу по физической культу­ре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье, заботится о соблюдении гигиенических условий в помеще­нии и на участке, чистоты и сохранности физкультурного обору­дования, инвентаря, атрибутов; оформляет участок группы.

Воспитатель работает в теснейшем контакте со специалистом по физической культуре. Он готовит материалы для занятий по физкультуре, систематически повышает свой профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно уча­ствует в пропаганде физической культуры и спорта среди родите­лей, создает условия для самостоятельной двигательной деятель­ности ребенка.

Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, физкультурного зала. Помогает подготовить ребенка к участию в физкультурных занятиях, при обучении пла­ванию, подготовке к выходу на прогулку. Он помогает в организа­ции питания, подготовке ко сну, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.

Музыкальный руководитель контактирует в работе со специали­стом по физической культуре, воспитателями. Он согласовывает планы по физическому и музыкальному воспитанию, обсуждает комплексы утренней гимнастики, содержание и методику прове-

314

дения физкультурных праздников, досуга. Музыкальный руково­дитель дает советы по выбору мелодий, песен, использованию му­зыки при проведении ритмической гимнастики, гидроаэробики. Музыкальный руководитель имеет соответствующую теорети­ческую и практическую подготовку по физическому воспитанию ребенка, необходимый уровень физической подготовленности. Он совместно с воспитателем по физической культуре работает над формированием правильной осанки, выразительности и красоты движения, воспитывает способность к импровизации, творчеству, обеспечивает самореализацию ребенка в движении.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


2.8.3. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспи-I тателями при регулярном контроле со стороны медицинских ра­ботников и заведующего, старшим педагогом, специалистами по физической культуре дошкольных учреждений.

На основании рекомендаций Минздрава РФ в дошкольном уч­реждении осуществляется медико-педагогический контроль, ко­торый предусматривает разные стороны контроля за физическим ; воспитанием ребенка.

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает следующие важные показатели:

1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физи­
ческим развитием детей, которое осуществляется при углублен­
ных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.
При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья,
физического развития ребенка, физической подготовленности,
функциональных возможностей организма и решается вопрос об
индивидуальных назначениях при занятиях физическими упраж­
нениями и различных видах закаливающих процедур. При повтор-

| ных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и ', физического развития детей, учитывается эффективность воздей-' ствия средств физического воспитания.

2. Медико-педагогические наблюдения за организацией дви­
гательного режима, методикой проведения и организацией за­
нятий физическими упражнениями и их воздействием на орга-

I низм ребенка; контроль за осуществлением системы закалива-, ния.

3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест про­
ведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудо-

| вания, спортивной одежды и обуви.

315

4. Санитарно-просветительная работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреж­дения и родителей.

В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здо­ровья детей, систематический контроль за организацией всех раз­делов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультур­ных занятиях не менее двух раз в каждой возрастной группе в течение года.

Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непо­средственное участие, осуществляет также контроль при проведе­нии утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих ме­роприятий.

В годовом плане работы дошкольного учреждения должны быть предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведу­ющим, педагогом, медицинской сестрой с целью осуществления контроля за общим двигательным режимом и организацией раз­личных форм физического воспитания.

2.8.4. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

т

Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и физиометрические, показатели физической подготовленности и физической работоспособности, сенсомоторного развития.

Измерение мышечной силы рук проводится детским ручным динамометром. Ребенок берет динамометр в руку стрелкой к ладо­ни, рука свободно вытягивается в сторону и вниз, и производится максимальное сжатие. Измерение проводится каждой рукой 2— 3 раза, фиксируется наибольший результат.

Измерение силы мышц туловища осуществляется с помощью станового динамометра. Ребенок становится на подножку (ноги прямые), сгибается, берется руками за ручку, которая должна на­ходиться на уровне его колена, и медленно выпрямляется, подтя­гивая ручку до «отказа».

Дети дошкольного возраста должны быть предварительно обу­чены этому навыку. Обследование повторяют 2—3 раза, фиксиру­ется наибольший результат.

Начиная с 4—5 лет у детей можно определять жизненную ем­кость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучать детей глубокому вдоху и достаточному выдоху. Ребенок делает сначала свободный пол­ный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до отказа в трубку спирометра.

316

Физическая подготовленность характеризуется развитием у де-: тей двигательных навыков и качеств. В этом возрасте определяются следующие физические качества:

  • быстрота — по времени пробегания Юме ходу;

  • скоростно-силовые — по времени пробегания 30 м со стар­та, по длине прыжка с места, высоте прыжка с места, по дально­сти броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой;

  • выносливость — по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей — 5, 6 и 7 лет).

Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения;

  • при беге — следует обращать внимание на положение голо­вы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега;

  • при прыжке — исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении;

  • при метании — исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.

Уровень развития физиометрических показателей и физичес­кой подготовленности оценивается как удовлетворительный, если средние показатели их находятся в пределах М ± 1ст, если они превышают средние значения — как хороший, если ниже их — плохой.

Полученные в динамике результаты необходимо заносить в карту развития ребенка.

Обследование развития движений проводят воспитатели групп при участии и помощи медицинской сестры 2 раза в год (сентябрь и май). Для этого физкультурные занятия строятся так, чтобы на них можно было провести оценку нескольких физических показателей.

Для определения функционального состояния организма и ре­шения вопроса об индивидуальных назначениях физических на­грузок используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Эти пробы проводятся детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья (II и III группы здоровья) и после длительных заболева­ний. Проведение функциональных проб обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях.

Для детей раннего возраста может быть рекомендована функциональная проба с переменой положения тела (из положе­ния лежа в положение стоя).

Хорошим показателем считается учащение частоты сердечных сокращений не более чем на 10 уд./мин, повышение систоличес­кого давления на 5—10 мм рт.ст., диастолическое давление может не изменяться.

317


Эти показатели свидетельствуют о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Увеличе­ние частоты сердечных сокращений более чем на 10 уд./мин ука­зывает на повышенный тонус симпатического отдела. Уменьше­ние систолического и диастолического давления на 10 мм рт.ст. и более расценивается как неудовлетворительный показатель реак­тивности сердечно-сосудистой системы.

Для детей четырех — семи лет вполне доступной, легко вос­производимой является проба — 20 приседаний за 30 с (Мартинэ-Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физ-культурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять пробу в 10 приседаний за 15 с при помощи взрослого.

Оценка результатов пробы проводится:

а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, ды­
хания и показателей артериального давления тотчас же после на­
грузки;

б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после функциональной пробы отмечается учащение

частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к ис­ходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 мин, повыше­ние систолического давления на 5—15 мм рт.ст., диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм рт.ст.

Возвращение всех показателей к исходным величинам наблю­дается в течение первых 2—3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.

Отклонением от нормальной реакции следует считать учаще­ние частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значитель­ное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более 15 мм рт.ст., увели­чение диастолического более чем на 10 мм рт.ст. Время возвраще­ния всех показателей к исходным величинам — более 3 мин.

С целью определения возрастной динамики физической ра­ботоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест PWC170, при котором величина работоспособности выража­ется объемом работы при заданном ритме сердечных сокраще­ний 170 уд./мин.

Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспо­собности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т.е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физичес­кой нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке.

318

При организации физического воспитания следует учитывать и I индивидуально-типологические особенности детей.

Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высо-S кий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высо­кой способностью к длительной работе умеренной интенсивно-: сти, охотнее работают в умеренном темпе.

Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют вы­сокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее ра­ботают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилуч-; шие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие уп­ражнения они стараются выполнять в более быстром темпе, по-[ этому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребенка на необходимость затормаживать ненужные дви-' жения.

Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют бо-| лее низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую ра­ботоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуж­даются в большем количестве повторений, в дополнительных за­нятиях. Для их успешного обучения большое значение имеет одоб­рение воспитателя.

Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны зани-I маться физкультурой. В зависимости от состояния здоровья, функ­ционального состояния, особенностей физической подготовлен-■ности они могут иметь временные ограничения.

С целью осуществления индивидуального подхода при назначе­нии различных средств физического воспитания выделяются 2 груп­пы детей:

I — основная группа, — не имеющая никаких медицинских и
^педагогических противопоказаний и ограничений для занятий
физической культурой.

II ослабленная группа, — имеющая ограничения временного
характера в величине и интенсивности физической нагрузки и
объеме закаливающих мероприятий.

К ослабленной группе относятся дети II, III и IV групп здоро­вья, в основном часто болеющие («группа риска»), они реконва-лесцентны после длительных заболеваний.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь инди­видуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведе­нии физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшает число повторений каж-

319