Файл: Становление и развитие педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 2.1. Становление и развитие педагогики

Задание 1. Конспект на тему «Становление и развитие педагогики».

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства [3].

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников [3].

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования [6].

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

  • описательном, объяснительном;

  • диагностическом;

  • прогностическом.

2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

  • проективном;

  • преобразовательном;

  • рефлексивном.

Основные категории педагогики

Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.


Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [10].

Педагогика взаимодействует со следующими науками:

  • философия;

  • психология;

  • анатомия;

  • физиология;

  • биология;

  • антропология;

  • медицина;

  • социология;

  • экономика;

  • политология;

  • литература;

  • география;

  • экология;

  • история;

  • археология.

Задание 2. Содержание воспитания и обучения в школах Древнего Востока (Индия, Китай).

Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) - высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи - свободный трудовой народ, шудры - низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии - силу, волю, стойкость; вайшьи - трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры - повиновение и покорность.

Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.

Писали на пальмовых листьях, устная речь преобладала над письменной. Имели место семейные школы, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, зато обучение в таких школах было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики. Основы обучения дети получали в школах двух видов: школы вед, предназначенные для трех ведущих каст, и светских школах, куда принимались дети, независимо от их сословия. Школы вед акцентировались на интеллектуальном обучении, а обучение светских школ носило более практический характер.

Воспитание Древнего Китая носило семейно-общественный характер, то есть семейные порядки возникали под влиянием общественных. Идеалом воспитания был человек вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством. Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. и были двух типов: сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт и знания. Сюй изначально была военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу обучения которой входило шесть предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание в системе обучения Древнего Китая уделялось развитию самостоятельности учеников.



Китай – одно из первых государств, где были предприняты первые попытки определения теории воспитания и обучения, о чем свидетельствует возникновение философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство. Даосизм основывался на сближении человека с природой, пассивности и бездеятельности. Буддизм уходит корнями в цивилизацию Древней Индии.

Конфуцианство значительно повлияло на развитие системы образования в Древнем Китае. Основой воспитания Конфуций считал нравственное самосовершенствование. Врожденные способности человека рассматривались как основа для воспитательной деятельности. В результате развития цивилизации Древнего Китая идеология конфуцианства стала ведущей [8].

Содержание воспитания и обучения в древних школах античности (Греция, Спарта).

В эпоху античности происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Этому способствовали достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах.

Появление пиктографической письменности. На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцовых хозяйств. Зарождение алфавитного письма. В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо, в котором были знаки для обозначения гласных и согласных звуков, способствующие зарождению алфавитного письма.

Основные направления воспитания:

1) конечная цель воспитания, по Гомеру, – достичь славы, превзойти в доблести своего отца;

2) в воспитательной практике руководствовались идеальным образом совершенного человека – умственно, нравственно и физически развитой личности;

3) воспитатели использовали традиционные приемы: с одной стороны, стимулирующие положительное поведение, с другой;

4) пресекающие нежелательное;

5) каждый воспитанник стремился быть самым лучшим.

Основные направления образования спартанцев:

1) акцент в воспитании делался на выработку физических качеств;

2) духовное невежество и безграмотность мало учитывались. В Аттике же существовали иные особенности воспитания:

1) стремление максимально расширить кругозор подрастающего поколения;


2) предлагалось широкое универсальное по тем временам образование для юношей;

3) уделение большого внимания развитию чувства красоты и формированию традиционных нравственных установок.

Афинские учебные заведения были частными, платными.

Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов. До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящимися темноты, не знающими своеволия и плача. С 7 до 30 лет (7-15; 15-20; 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет; это государственная система воспитания. Как писал Плутарх, мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником. Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование [8].

Афинская система обучения.

Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Потом из школы грамматиста они шли в школу палистра, где подростки занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфибии, обучение в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.

Воспитание и обучение в Древней Руси (IX–XIII вв.).


В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения.

Например «кормильство» - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв., своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси - «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками. Институт «кумовства» - трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей [1].

С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.

Позже появились институт «мастеров грамоты» - одиночек и школы «мастеров грамоты». Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти нача на учение книжное», где обучались дети бояр и дружинников была открыта в Киеве в 988 г. Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду