ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 2.4. Теория обучения (дидактика)
Задание 1. Используя учебники и учебные пособия по педагогике познакомиться с классификацией принципов обучения разных авторов и заполнить таблицу «Характеристика принципов обучения».
Задание 2. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Анализ методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся» (авторы: Лернер И.Я., Скаткин М.Н.).
Задание 3. Используя учебники и учебные пособия по педагогике произвести анализ форм организации учебного процесса (содержание, достоинства, недостатки). Заполнить таблицу.
ТЕМА 2.5. Теория воспитания
Задание 1. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Характеристика методов стимулирования действий и отношений детей в воспитательном процессе».
Задание 2. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Анализ видов воспитания».
Задание 1. Используя учебники и учебные пособия по педагогике познакомиться с классификацией принципов обучения разных авторов и заполнить таблицу «Характеристика принципов обучения».
Автор классификации | | Краткое содержание принципов |
К. Д. Ушинский | 1. Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности - гуманистический подход в образовании. 2. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучениятребует основательной теоретической и практической подготовки учащихся, т.е. связь обучения с жизнью, теории с практикой. 3. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. 4. Принцип единства группового и индивидуального обучения- общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности. 5. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемыхпредполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов. 6. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе, т.е. активность личности по своей природе социальна и субъектна. 7. Принцип доступности обучениясвязан с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемы; требует отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. 8. Принцип продуктивности и надежности обучения обязывает учителя (преподавателя) осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями. | |
Ю. К. Бабанский | 1) Принципы обучения по Ю. К. Бабанскому - принцип оптимальности. Он предполагает: — сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса; — создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, социально-психологических, эстетических и других условий для его функционирования. | |
Я. А. Коменский | 1. Принцип воспитывающего характера обучения - базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. 2. Принцип связи теории с практикой - выражает необходимость постоянного применения знаний на практике в различных видах деятельности. 3. Принцип сознательности и активности - организации обучения, при которой учащиеся ясно и четко понимают задачи учения, с большой ответственностью относятся к учению, проявляют творческую активность, самостоятельность 4. Принцип наглядности - по признаку воздействия на ту или иную анализаторную систему. 5. Принцип систематичности и последовательности - формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. 6. Принцип доступности - необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 7. Принцип прочности - знания в ходе обучения должны хорошо закрепляться, долго сохраняться в виде умений и навыков и постоянно использовались в практической деятельности. 8. Принцип научности - вооружение учащихся научно достоверными фактами, знаниями соответствующими современному уровню развития науки. | |
А. Дистервег | Принципы обучения по А. Дистервег - принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура. | |
Задание 2. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Анализ методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся» (авторы: Лернер И.Я., Скаткин М.Н.).
Содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно–иллюстративный метод | ||
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию. | Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.). | Учащиеся воспринимают готовую, осознают и фиксируют в памяти. |
2. Репродуктивный метод | ||
Метод учебной деятельности, осуществляемой по определённой инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретённым учащимся ранее. | Преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде. | Учащиеся усваивают знания и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя . |
3. Метод проблемного изложения | ||
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. | Преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. | Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). |
4. Частично–поисковый метод | ||
Деление учебной программы на отдельные задачи. | Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель — учащиеся — преподаватель — учащиеся и т. д. | Учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. |
5. Исследовательский метод | ||
Предусматривает творческое усвоение учащимися знаний | Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы. | Учащиеся самостоятельно разрешают проблему |
Задание 3. Используя учебники и учебные пособия по педагогике произвести анализ форм организации учебного процесса (содержание, достоинства, недостатки). Заполнить таблицу.
Форма обучения | Содержание | Достоинства | Недостатки |
Классно–урочная | общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса. | •ясность организации учебно-воспитательной работы (это основное достоинство классно-урочной формы обучения); •активное взаимодействие учителя и учащегося, которое обеспечивает также и воспитательное влияние взрослого человека на ребенка; •непрерывность педагогического руководства в учебном процессе; •финансовая целесообразность. | •ориентацию работы в классе на учеников среднего уровня; •отсутствие возможностей для индивидуальной работы. |
Групповая | способ организации совместной деятельности обучающихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. | • приобретения навыков учащимися навыков совместного планирования деятельности; • распределение обязанностей взаимопомощи; • развитие нравственных качеств учащихся; • воспитание ответственности, взаимного уважения. | • трудности комплектования групп и организации работы в них; • проблемы при организации оценки деятельности членов группы. |
Индивидуальная | деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками | подбор определённого темпа и метода обучения; эффективная работа и постоянная коммуникация с преподавателем; возможность задать преподавателю те вопросы, которые интересуют ученика в большей степени; возможность высказывать своё мнение без боязни критики; индивидуальный график | ребенку может быть недостаточно общения, он будет ограничен в нем, ведь даже будучи изгоем в классе; |
Внеклассная, внеурочная | деятельность не связана с образовательным процессом: предметные кружки, экскурсии, факультативы и предметы по выбору, домашняя работа, секции. | расширяется кругозор; полезные навыки организован досуг ребенка; сплочение классного коллектива; бесплатные кружки; дополнительно приобретаемое для занятий оборудование универсально, его можно использовать и на уроках | на дополнительные занятия уходит слишком много времени. Дети оказываются перегружены. Воспитательная функция семьи существенно сокращается, что негативно сказывается на социализации ребенка в целом. Отсутствие подготовленного персонала. Недостаточно специально подготовленных помещений, оборудования для проведения качественных занятий. |
ТЕМА 2.5. Теория воспитания
Задание 1. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Характеристика методов стимулирования действий и отношений детей в воспитательном процессе».
| Соревнование | Поощрение | Наказание |
Суть метода | один из самых результативных методов стимулирования деятельности воспитанников. Соревновательность заложена в самой природе психики человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников, чтобы самоутвердиться в достигнутом. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования. | важный метод коррекции деятельности и отношений воспитанников. Этот метод призван выполнять в процессе воспитания очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки воспитанников, поддержать и развить у них стремление именно так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения. | метод, который нередко считается антиподом метода поощрения. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось представление, что в воспитательном процессе поощрения должны «уравновешиваться» наказаниями, иначе дети вырастут заласканными и избалованными. |
Соблюдение педагогических условий | •соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может исполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой участников нужно привлечь, или поможет завершить трудную работу, снять напряжение; •не все виды деятельности воспитанников требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешности, хотя взрослые достаточно активно переносят в область воспитательной работы конкурсы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: «Кто у нас — самый добрый... самый вежливый... самый милосердный» и т.д.; • особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, переводить их в очки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих учащихся проигравшими. Стоит помнить, что каждая учебная отметка конкретного ученика несет в себе огромное множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, степень проявления способностей, интерес именно к этому предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и т.д.; •соревнование как метод воспитания должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Из детского соревнования ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения; •важны в соревновании гласность и возможность сравнивать результаты. Весь ход соревнования следует открыто представлять воспитанникам (например, на специальном стенде, в оперативных «Листах гласности»), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами. | Воспитательный механизм метода поощрения строится на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, товарищами, сделанной работой). Если это помнить, то станет ясно, что форма поощрения, о которой чаще всего пекутся взрослые, значит немного. Можно купить очень дорогой и желанный подарок, но так устроить ситуацию его вручения, что у ребенка не возникнет переживание радости и счастья. А порой короткая похвала, сделанная с ласковой улыбкой, или вовремя высказанная взрослым благодарность может стать моментом небывалого счастья для воспитанника, он навсегда запомнит, за что его похвалили, и будет держаться этой линии поведения. | Понимая педагогическую природу наказания, педагог будет стремиться не к послушанию детей любой ценой, а к организации их активного переживания отношения к себе, своим поступкам, действий по преодолению себя. |
Пример из практики | конкурсы, викторины, фестивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки. | одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками, ответственное поручение, новые обязанности и т.д. | замечание, порицание, неодобрение, выговор, лишение удовольствия, наложение дополнительных обязанностей. |
Задание 2. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Анализ видов воспитания».
Вид воспитания | Цель | Ключевые аспекты | Мероприятия, позволяющие добиться результатов в данном виде воспитания |
Гражданское | Воспитание правовой культуры, чувства уважения к законам | Правовая культура; предупреждение правонарушений в детской и подростковой среде; формирование культуры межнационального общения | Изучение школьных дисциплин; Лекции, беседы, рассказы, проекты; Экскурсии, музеи; |
Нравственное | Воспитание чувства патриотизма, привычек и культуры нравственного поведения | Воспитание чувства ответственности перед родителями; Воспитание доброты, порядочности по отношению к другим людям; Чувства долга по отношению к окружающему миру | Конкурсы, викторины, экскурсии, акции, проекты, беседы. |
Патриотическое | Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан и патриотов | Формирование гражданского мировоззрения; Изучение истории и культуры Отечества | Уроки мужества, экскурсии, походы, праздники, лекции, конкурсы, акции, выставки. |
Трудовое | Развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека | Прививать начальный опят участия в общественно значимых делах; Воспитание уважения к трудящемуся человеку | Беседы, кружки, работа в классном коллективе, трудовые десанты, конкурсы, беседы, генеральная уборка. |
Эстетическое | Развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное | Формирование эстетических умений в области разных искусств; Формирование эстетического отношения к окружающему миру | Концерты, акции, праздники, экскурсии, практикумы по культуре |
Физическое | Укрепление здоровья, воспитание потребности в спорте и физической культуры | Заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека. | Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные и спортивные игры, секции, кружки |