Файл: Становление и развитие педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогика сотрудничества 80-ых гг. ХХ века:

Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский.

В конце 70-80-х годов ХХ века в условиях перестройки общественно-политической жизни зарождается педагогика сотрудничества. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. (от лат. обновитель) - специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных. Имена новаторов: Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский и др. Используя педагогику сотрудничества можно развить высокогуманную, образованную, творческую, самостоятельную, активную, ответственную, добросовестную, организованную, нравственную, культурную, вежливую, способную работать в коллективе, любящую своё Отечество личность с высоким уровнем творческой мотивации к учебному труду, сотрудничеству, сотворчеству, общению, с чувством собственного достоинства, с чувством долга. Сотрудничество педагогов и учащихся есть форма демократизации, гуманизации их отношений.

Характеристикака:

1. Педагогика сотрудничества - педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительно учиться школьника, а создает оптимальные условия для учения и развития.

2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала.

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся.

4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов. основные дидактические идеи некоторых педагогов-новаторов [2].

Система Ш. Амонашвили – идея «гуманной педагогики», которая в состоянии «приобщить ребенка к процессу изучения самого себя»; идея педагогического сотрудничества в системе «учитель – ученик». Амонашвили научно обосновал, проверил на практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению мотивации учения. Далее им было развита идея самоанализа. Он учит детей индивидуальному и коллективному самоанализу. Его ученики на уроках проверяют и оценивают работу своих товарищей, рецензируют письменные работы другу друга [4].



ТЕМА 2.2. Система и структура педагогики

Задание 1. Конспект на тему «Система и структура педагогики».

Педагогическая система наук делится на отрасли:

  • общая педагогика;

  • возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная);

  • педагогика средне специального образования;

  • отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная);

  • социальная педагогическая отрасль;

  • сравнительная педагогика;

  • исправительно-трудовая;

  • коррекционная;

  • лечебная.

У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.

Общая педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения [7].

Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:

    • теория и практика обучения;

    • теория и практика воспитания;

    • теория организации и управления образовательной системой.

Возрастная педагогика - отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни [9].

Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.

Педагогика школы считается наиболее развитой отраслью, её опыт насчитывает тысячелетия. Она занимается исследованиями моделей образования в различных социально-экономических условиях. Данная отрасль выступает базовой для вузовской педагогической науки.

Педагогическая отрасль высшей школы имеет отношение сразу к двум ветвям педагогики: к возрастной и к отраслевой. Перед ней стоит задача не только профессионального, но и личностного роста студентов.

Педагогика «третьего возраста» (андрагогика) занимается разработкой образовательной системы и развития людей пожилого возраста. Отрасль ещё до конца не сформирована. Предпосылками её появления стало внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни, вследствие чего появилась необходимость обучать людей пенсионного возраста пользованию гаджетами [6].

Коррекционная педагогическая наука
(дефектология) исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.

Среди её ответвлений выделяют:

    • сурдопедагогика - процесс обучения, воспитания глухих и слабослышащих;

    • тифлопедагогика изучает учебные методики для слепых и слабовидящих;

    • олигофренопедагогика занимается воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью и с задержками умственного развития;

    • логопедия исследует процессы нарушения речевых возможностей ребенка.

Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.

Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы:

  • социально-педагогическая виктимология;

  • социология воспитания;

  • теория социального воспитания;

  • философия социального воспитания;

  • методика социального воспитания;

  • психология социального воспитания;

  • экономика и менеджмент социального воспитания.

Исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления. Она тесно взаимосвязана с правоведением и юриспруденцией. Отрасль ставит перед собой цель перевоспитать преступных лиц в социально ответственных людей, для улучшения их качества жизни и окружающих. Отличительными понятиями исправительно-трудовой педагогической ветви выступают исправление и перевоспитание.

Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.

Данное ответвление педагогической науки устанавливает способы улучшения национальной образовательной системы путем заимствования зарубежного опыта.

Выделяют разные подходы:

    • конкретно-исторический;

    • культурологический;

    • этнопсихологический;

    • комплексный;

    • объективный.

Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.


Отраслевая педагогическая ветвь исследует специфику обучения и воспитания исходя из профессии или социальной категории. К ней относятся:

    • семейная;

    • правовая;

    • профессиональная (военная);

    • культурно-просветительной работы;

    • спортивная.

Лечебная педагогическая отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Её предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками. Рост специфических заболеваний среди школьников вызвал необходимость разработки щадящих обучающих концепций. Работа с такими детьми требует медицинских и педагогических знаний одновременно. Лечебная педагогика преследует цель - предоставить помощь в адаптации к окружающему миру детям с заболеваниями или отклонениями. Для достижения цели обустраиваются специализированные учреждения: интернаты, детские сады и педагогические лечебные центры.

Тенденции отечественного образования XX и XXI вв.

С середины 1980-х гг. в России началась подготовка к реформированию образования.

В основу реформы были положены следующие принципы:

    • демократизация образования - предполагает разгосударствление школы и переход к общественно-государственной системе; децентрализацию управления образованием; участие местной власти в развитии образования; самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития; право педагогов на творчество, право учащихся на выбор школы;

    • плюрализм, многоукладность, вариативность и альтернативность образования - право на развитие как государственного, так и негосударственного образования;

    • народность и национальный характер образования; порывая с национальными традициями, школа становилась механизмом разрушения национальной культуры, деформации межнациональных отношений. «Диалог культур» - действенный фактор и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений;

    • регионализация образования - наделение регионов правом и обязанностью выбора своей программы развития образования в соответствии с региональными условиями, т.е. речь идет об отказе от единых учебных программ и учебников;

    • гуманизация образования - поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, создание условий для развития его способностей и дарований, соединение в ребенке личностного и коллективного начал;

    • дифференциация образования, опирающаяся на многообразие учебных программ, учебников, создание рынка образовательных товаров и услуг. Обеспечение разнообразия образования и сохранение его качества возможно при опоре на обязательные государственные стандарты;

    • развивающий, деятельностный характер образования - пробуждение способности личности к самостоятельному труду в различных сферах, что может быть достигнуто при отказе от установки школы на репродуктивное воспроизведение знаний и переходе к деятельностной и преобразующей направленности образования;

    • непрерывность образования: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь - таково понимание этого принципа, и вызван он постоянным обновлением знания, необходимостью переключения из одной сферы деятельности в другую. Научить ученика учиться, помочь ему осознать жизненную необходимость обновления образования - одна из задач школы.