Файл: Становление и развитие педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 3. Используя учебники и учебные пособия по педагогике заполнить таблицу «Характеристика стилей воспитания».

Стиль воспитания

Краткое содержание принципов

Авторитарный

Тип воспитания, при котором определенные установки принимаются в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.

Либеральный

Характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные, дела и проблемы могут решаться фактически без его активного участия и руководства.

Индифферентный (Попустительский)

Характеризуется своего рода равнодушием (чаще всего неосознанным) со стороны педагога в отношении развития динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих подопечных. Главный принцип в деятельности и поведении этого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять любые его желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку (например, его здоровью, развитию духовности, становлению характера).

Демократический

Характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение и отношение, делать самостоятельный выбор.

Задание 4. Выполнить эссе-рассуждение с опорой на высказывание А. Острогорского: «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, самих себя».

С самого рождения малыша родители являются его авторитетом. Дети наблюдают за взрослыми и как губки впитывают то, что они делают и говорят. На первых порах детской жизни родители являются примером для своих детей. Самое главное, чтобы поступки взрослых всегда были хорошим примером для подражания. Можно ли ожидать, что вырастет добропорядочный человек, если он воспитывается в семье невоспитанных людей? Если ребёнок растёт в семье, где ведётся аморальный образ жизни, то, что можно ожидать от него в будущем. Конечно, не только родители занимаются воспитанием ребёнка. Воспитывают детей бабушки, дедушки, другие родственники, воспитатели, учителя и множество других людей, которые встречаются в жизни детей.
Взрослые всегда видят плохие поступки, действия, совершаемые детьми, и начинают воспитывать их. А в ответ можно услышать «А как вы…», «А вы тоже так говорили», « А я повторил за вами». Почему же мы не задумываемся над тем, что дети – это наше зеркальное отражение. И если мы не хотим видеть в детях плохое, значит не надо показывать им это.

Педагог, как никто другой, должен управлять чувствами, темпераментом, быть примером для детей. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносят глубокие душевные травмы, вредят всему делу обучения и воспитания. Он должен любить детей, верить в них, быть терпеливым, сдержанным, доброжелательным, справедливым, неравнодушным к внутреннему миру ребенка, к его переживаниям.

Задача современного педагога: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную.

Труд педагога труден и нелегок. Но людей этой профессии объединяет одно – они отдают свое сердце детям. И самая главная награда – довольные, счастливые глаза и любовь воспитанников.

Высказывание А. Острогорского: «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, самих себя» должно являться девизом для всех педагогов. Так давайте работать над собой и думать о нашем будущем, ведь оно в наших руках.


ТЕМА 2.6. Личность учащегося в педагогическом процессе.

Задание 1. Конспект на тему «Личность учащегося в педагогическом процессе».

Учащийся как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями и задачами. Как субъект – это развивающаяся личность, наделённая естественными потребностями и задатками, стремящаяся к самовоспитанию и саморазвитию, способная к активному усвоению педагогических влияний или сопротивлению им.

И.С. Якиманская обращает внимание на то, что «ученик познает окружающий мир таким, каким его организовали для восприятия взрослые, каким его описывает наука». Становление ученика субъектом учебно-познавательной деяетльности рассматривается как производная от организации предметного содержания образования. И.С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания. Согласно ее концепции личностно-ориентированного образования, педагогическое взаимодействие учителя и ученика строится на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. Развитие познавательных способностей учеников по И.С. Якиманской происходит через формирование у них индивидуальных способов учебной работы, которые вырабатываются у учащихся самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром. В.В.Сериков исходит из того, что ученик является субъектом жизнедеятельности. В данной концепции личностно-ориентированного образования автор предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика, который включает не только опыт познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества. Е.В. Бондаревская рассматривает ученика не только как субъекта учебно-познавательной деятельности и собственной жизнедеятельности, но и как субъекта культуры в целом. Е.В. Бондаревская подчеркивает, что ребенок развивается не только как субъект познания и субъект жизнедеятельности, но и как носитель и созидатель культуры.

Самоконтроль как элемент учебной деятельности
- один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Инструментом сознательного регулирования процесса учения при достаточно правильной оценке его результатов является самоконтроль[5].

Задание 2. Составить картотеку игр и упражнений для сплочения коллектива обучающихся в урочное и внеурочное время с учётом их возрастных характеристик (3–4 игры/упражнений).

Игра «Ветер дует…».

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Ветер дует в сторону…» (например, того, у кого есть брат). Те играющие, к которым относится это высказывание (т.е. у кого есть братья) – должны встать в центр круга. Затем выбирается другое высказывание (например, про сестру, про домашних животных и т.д.).

Игра «Здравствуйте, все!».

Каждый должен за определенное время (1-3 мин, или пока играет музыка) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством детей. Внимание ребят фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку и называть свое имя. Тогда по завершении упражнения воспитатель спрашивает: «Кто поздоровался больше чем с 10 ребятами? А больше чем с 20?» Выявляется несколько лучших.

«Гусеница».

Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

«Геометрия вслепую».

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз - постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д»

Упражнение «Слон, жираф и крокодил».

Участники стоят в кругу. Ведущий в центре круга. На счет 1-2-3 указывает на любого и говорит «слон», изображает хобот, двое соседей- приставляют уши; «крокодил» -открывает пасть, соседи- приставляют плавники, «жираф»- вытягивает руки, соседи – делают пятна. Кто замешкался – становится ведущим.

Упражнение «Дождь»

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия делаются в следующем порядке:


1. Трение ладоней.

2. Щелканье пальцами.

3. Хлопанье руками по бедрам.

4. Хлопанье по бедрам, топая ногами.

5. Хлопанье руками по бедрам

6. Щелканье пальцами.

7. Трение ладоней.

8. Солнышко выглянуло (руки вверх).

«Посылка».

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан, как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

ТЕМА 2.7. Личность учителя в педагогическом процессе

Задание 1. Конспект на тему «Личность учителя в педагогическом процессе».

Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Педагог - общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. Цель педагогического труда - воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание - взаимоотношения с людьми. Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности:

1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).