Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятия и виды основных функциях в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
Доля работников с высшим и средним профессиональным образованием среди педагогических работников и работников физической культуры и спорта, работников культуры, искусства от 80% общей фактической численности.
Конкурентами ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» в оказании платных услуг являются частные школы искусств и творчества и фитнесс-центры.
Рассмотрев характеристику Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» можно проследить не только деятельность, направленную на выполнение государственного заказа, но коммерческую составляющую. Ведь сейчас многим видам бюджетных учреждений ставится задача оказания платных услуг с целью покрытия некоторой доли расходов.
Деятельность Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» вдвойне сложна: некоммерческая организация с государственным финансированием должна выполнять государственные задачи, так и развивать предпринимательские (коммерческие) направления как на обычном предприятии с целью повышения внебюджетных доходов. Поэтому перед директором бюджетного учреждения стоит задача крайне экономного и эффективного управления: планирования, организации, мотивации, координации, контроля.
2.2. Характеристика планирования, организации, мотивации, координации и контроля в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники»
Рассмотрим планирование (прогнозирование) в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». Планирование строится из нескольких планов по направлениям деятельности.
В ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» утверждаются следующие планы:
- ежегодный план финансово-хозяйственной деятельности;
- ежегодный план мероприятий по совершенствованию деятельности;
- квартальные планы массовых культурных, досуговых и спортивных мероприятий;
- квартальные планы работы секций и кружков [27].
Данное планирование проводится на основании государственного задания, утверждаемого Префектом Юго-Восточного административного округа г.Москвы. Фактически государственное задание является базовым документом, ставящим цели и задачи перед бюджетным учреждением. Его можно считать базовым планом работы, на основе которого готовятся другие планы.
Планирование работы ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» осложнялось текучкой кадров педагогов, ведущих секции, частой сменой директора бюджетного учреждения. Данные обстоятельства мешают руководству ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» прогнозировать и планировать работу на перспективу, даже на год [28].
Для совершенствования деятельности необходим собственный большой годовой план ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» на основе государственного задания. Он будет включать перспективный план всех мероприятий бюджетного учреждения в целом, так как каждого отдела и секции.
Рассмотрим организацию в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». Организация в бюджетном учреждении усложнена из-за разнонаправленности целей и задач. Существующие отделы выполняют определенные функции и задачи, они расположены в административном помещении. Педагоги, образующие секции и имеющие отдельные помещения для занятий, подчинены непосредственно директору бюджетного учреждения.
Отделы могут привлекать к своей работе педагогов для решения целей и задач бюджетного учреждения. Отсутствие четкого понимания подчиненности педагогов может приводить к конфликтным ситуациям [28].
Для совершенствования организации и структуры управления необходимо более детальное распределение обязанностей между работниками ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники», в том числе определение подчиненности педагогов отделам ГБУ в рамках выполнения задач бюджетного учреждения.
Рассмотрим мотивацию в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». В ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» существует система премирования работников. Благодаря премированию работников, повышается их заинтересованность в решении задач бюджетного учреждения. Так работники ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники», включая педагогов, принимают участие в организации культурных и спортивных мероприятий в районе Печатники, работая внерабочие время и даже во время праздничных дней [27].
Мотивированность работников ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» увеличивается не только за счет финансового стимулирования, но и за счет сплочения коллектива при организации социально-значимых мероприятий. Каждый работник может почувствовать себя частью большого творческого коллектива.
Для повышения мотивированности работников ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» необходимо увеличение финансового стимулирования.
Рассмотрим координацию в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». Для координации работы всех работников создан педагогический совет ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». На педагогическом совете учреждения ставятся задачи не только для педагогов, но и для отделов. Благодаря педагогическому совету отделы работают в согласовании с друг другом. Каждый работник знает о поставленных задач другим работникам и отделам.
На педагогическом совете ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» также подводятся итоги работы и результаты выполнения задач, разъясняются текущие задачи [27].
Рассмотрим контроль в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». В ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» не существует специализированного контрольного органа. Многие контрольные функции возложены на территориальные органы исполнительной власти. Фактический контроль в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» осуществляется директором и его заместителем, методистом. Директор учреждения и его заместитель осуществляет контроль работы как отделов, так и отдельных педагогов. На методиста ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» возложена функция проверки журналов учета работы педагогов [28].
Из-за большого количества помещений не представляется возможным постоянного контроля за работой педагогических работников ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники». Работа педагогов проверяется либо выборочно с выездом директора учреждения или его заместителя, либо на основе журналов учета работы педагогов, которые они заполняют сами.
Для совершенствования работы ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» необходимо усовершенствовать работу по контролю, в том числе ввести дополнительную штатную единицу для осуществления контроля работы сотрудников ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники».
Рассмотрев и изучив планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль в ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» можно сделать вывод о достаточно низком управленческом уровне в учреждении. Учреждение может оказывать бесплатные услуги населению на основе государственного субсидирования, но качество оказания платных услуг населению вызывает сомнения, так как конкуренция среди фитнесс-центров и частных школ искусств и творчества сейчас достаточно высока. Государственное бюджетное учреждение сможет конкурировать с ними и увеличить внебюджетные доходы только в случае совершенствования управления. В январе 2019 года был утвержден план по совершенствованию деятельности ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в первой главе виды и понятия основных функции в системе менеджмента можно сделать несколько выводов.
Впервые понятие о элементах (основных функция) было введено Анри Файолем. Изначально в своей работе в начале XX века он рассматривал пять элементов (функций) управления: предвидение (планирование); организация; распорядительство; координация; контроль.
В результате развития науки об управлении (менеджмента), стали появляться новые теории об основных функциях в управлении. На сегодня единого мнения о количестве основных функций нет. В научной и учебной литературе существует мнения о четырех, пяти и даже семи основных функциях в системе менеджмента.
С учетом изначальной теории Анри Файоля и работ современных ученых, можно сделать вывод о пяти основных функциях в системе менеджмента: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. В научной литературе достаточно подробно даны понятия каждой их этих основных функций, порядок их применения в управлении. Также все ученые и исследователи едины во мнении, что все функции полностью взаимосвязаны и выстроены в единую цепочку этапов управления. Так все рассмотренные пять функций в системе менеджмента всесторонне охватывают все этапы управления, помогают руководителю любого уровня в эффективном и слаженном управлении организацией.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что цели и задачи в первой главе достигнуты. Именно поэтому на примере ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» рассматриваются пять основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
Во второй главе детально рассмотрев ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» и использование пять основных функций, можно сделать вывод, что в государственном секторе плохо развиты планирование, организация, координация, мотивирование и контроль в управлении организаций. Это приводит к неэффективности и слабой работе учреждений.
Безусловно, слабое управление в одной государственная организация, не может говорить о проблемах управления всей страны, но на основе выводов можно констатироваться необходимость дальнейшего изучения и развития менеджмента в России для развития экономики страны.
Без знаний основных функций в системе менеджмента и менеджмента в целом, без должного их применения невозможно создать эффективную систему управления в государственных и частных организациях, соответственно, невозможно развитие экономики.
Поэтому основные функции играют основную и решающую роль в системе менеджмента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Блинов А.О. Теория менеджмента / А. О. Блинов - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 189 с.
2. Вергилес Э.В. Проблемы российского менеджмента. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 128 с.
3. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Общий и специальный менеджмент. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 568 с.
4. Глазов М.М. Менеджмент: учебное пособие / Глазов М.М. и др. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – СПб.: Астерион, 2013. - 419 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 230 с.
6. ГОСТ 24525.0-80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения. - М.: Издательство стандартов, 1983. - 89 с.
7. Евтихов О.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 297 с.
8. Зекунов А.Г., Иванов В.Н. Обеспечение функционирования системы менеджмента качества. — М.: АСМС, 2012. — 176 с.
9. Ильенкова С.Д. Основы менеджмента: учебное пособие/ Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И.— М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 240 c.
10. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций / Н.В. Комарова. - М.: Доброе слово, 2005. - 64 с.
11. Костенко Е.П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 606 с.
12. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
13. Кричевский М.Л. Прикладные задачи менеджмента: монография / М.Л. Кричевский. – М.: Креативная экономика, 2018. – 210 с.
14. Лукашевич В.В., Астахова Н.И. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. проф. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 256 с.
15. Мескон М.Х. Основы менеджмента / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Перевод с англ. - М: Вильямс, 2006. - 665 с.
16. Новиков Д.А. Методология управления. - М.: Либроком, 2011. - 128 с.
17. Новиков Д.А. Механизмы управления: учебное пособие / Новиков Д.А. ред. — М.: Новиков Дмитрий Александрович, 2011. — 215 с.
18. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. / А.И. Орлов. - М.: Издательство «Изумруд», 2003. - 298 с.
19. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 244 с.