Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятия и виды основных функциях в системе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особым видом контроля является надзор, который может быть проведен начальником предприятия и его сотрудником разных рангов. Можно выделить шесть операций, относящихся к области надзора: административный, коммерческий, технический, финансовый, страховой и учетный контрольные операции [18, c. 29].

Файоль вводит понятие «контролер» или «инспектор». При этом контролер должен быть сведущим и беспристрастным, стать ценным союзником управления [25, с. 122].

Управление может серьезно отличаться от размера предприятия (рисунки 1 и 2). Но Анри Файоль рассматривал управление на всех видах предприятий в независимости от их размера, обязательно включая все пять вышеперечисленных основных функций (элементов управления). Для каждой основной функции (элемента управления) Анри Файоль сформулировал правила и технику их осуществления. Анри Файоль изучил управление как универсальный процесс, состоящий из пяти основных функций (элементов) управления. Он, рассмотрев и выделив пять основных функций (элементов управления), пришел к выводу, что управленческие функции являются основой организационной иерархии и определяют структуру организации [14, с. 24].

Теория Файоля о пяти элементах управления (основных функциях) была развита и продолжена современными ученными в области менеджмента, дала основу современным школам и направлениям менеджмента.

Далее мы рассмотрим другие теории и работы об основных функциях, но они так или иначе отражают концепцию Анри Файоля о планировании, организации, распорядительстве, координировании и контроле в управлении.

1.2. Современный взгляд на основные функции в системе менеджмента

Среди современных ученых нет единого взгляда на классификацию и количестве основных функций в системе менеджмента. Рассмотрим работы зарубежных исследователей М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт (рисунок 3) [15, с. 50] и члена-корреспондента Российской Академии Наук Д.А. Новикова (рисунок 4) [16, с. 79], которые выделяют четыре основные функции в системе менеджмента: планирование, организация, мотивация (стимулирование) и контроль. Так в части учебной литературе рассматривается мнение о четырех функция в системе менеджмента [4, с. 4].


М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт в своей схеме достаточно просто пишут о взаимосвязи четырех основных функций в системе менеджмента, но в своей работе подробно раскрывают их понятия и виды.

Д.А. Новиков в своей схеме достаточно подробно расписывает все этапы управления, напрямую их связывая с четырьмя основным функциями (циклами управления) в системе менеджмента, и считает их полностью взаимосвязанными между собой. Говоря об четырех основных функциях, он прямо ссылается на теорию Файоля, вводя понятие цикличности управленческой деятельности и цикл А. Файоля [16, с. 88]. В других исследованиях, описывая цикл Файоля, также указывают четыре функции в системе менеджмента [20, с. 289].

Первая функция – планирование. Функция планирования связана с определением целей организации и того, что должны делать ее члены для их достижения [15, с. 50].

По мнению Новикова Д.А., на этапе планирования осуществляется определение набора конкретных задач – действий, мероприятий и т.д., которые позволяют достичь или максимально приблизиться к поставленным целям в существующих или прогнозируемых условиях [17, с. 27].

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в своей работе считают, что функция планирования должна ответить на три важных вопроса:

- Где мы находимся в настоящее время?

- В каком направлении мы хотим двигаться?

- Как мы собираемся это сделать? [15, с. 50]

В результате планирования менеджеры вырабатывают общие указания, которые обеспечат единство цели для всех работников предприятия (организации).

Вторая основная функция – организация. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что организовать – значит создать определенную структуру. Главная цель функции организации состоит в распределении и определении между людьми конкретных задач в организации, в том числе управленческих задач. Менеджер помогает работникам выполнять задания, предоставляя им полномочия или права использовать ресурсы предприятия (организации). Работники несут ответственность за успешное выполнение своих задач и подчинятся своему менеджеру. Одной из важных элементов организации является делегирование полномочий, с помощью которого менеджеры могут добиваться выполнения задач другими работниками. Организация порождает организационную структуру [15, с. 51].

Третья основная функция – мотивация. Без мотивации работников предприятия (организации) даже самые лучшие планы могут стать бессмысленными. Задачей функции мотивации является выполнение всеми членами организации своих обязанностей в соответствии с планом [19, с. 155]. 


Д.А. Новиков вводит такое понятие как мотивационное управление. Мотивационное управление — это целенаправленное изменение предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществляться, в том числе, введением системы штрафов или поощрений за выбор тех или иных действий или достижение определенных результатов деятельности [16, с. 86].

Такого же мнения придерживаются М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Менеджеры всегда старались мотивировать подчиненных. С конца XVIII и почти до середины XX века функцию мотивации чрезмерно упрощали, сводя ее только к денежному вознаграждению за прилагаемые усилия [15, с. 51].

Бихевиористы доказали несостоятельность чисто экономического подхода в мотивации. Было установлено, что мотивация является совокупностью постоянно меняющихся потребностей. Для этого необходимо определить истинные потребности работников и обеспечить их возможностью удовлетворять эти потребности благодаря хорошей работе [19, с. 161]. 

Четвертая основная функция – контроль. Д.А. Новиков считает, что контроль заключается в постоянном мониторинге изменений состояния системы, вызванных действиями управляемых субъектов, предпринимаемыми в соответствии с планом, а также в выявлении отклонений от плана. Оперативное управление подразумевает корректирование планов в результате выявления отклонений, выявленных в результате контроля [16, с. 86].

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют контроль как процесс обеспечения фактического достижения организацией намеченных целей и напрямую связывают процесс контроля с планированием, как показано на рисунке 3. Здесь мы видим единство взглядов М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури с Д.А. Новиковым о прямой взаимосвязи контроля с планированием.

Выделяются три этапа контроля в управлении:

– определение целей и период времени за которые они должны быть достигнуты.

- оценка результатов, достигнутых за определенный период и их сравнение с запланированными показателями за определенное время;

- принятие мер, необходимых для исправления отклонений от первоначального плана.

Стоит отметить различия и дополнения в работах М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и Д.А. Новикова в понимании основных функций.

По мнению М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури вышеуказанные основные функции включают два общих элемента: все они требуют коммуникации и связаны с принятием решений. Они объединяют все основные функции и называются связующими процессами [15, с. 52].


Управленческая деятельность – это сложный процесс, состоящий из множества элементов, которые нужно сложить как мозаику. Чтобы ее правильно сложить, руководителям нужно перебирать множество комбинаций и вариантов. Существует множество альтернативных возможностей, нужно сделать выбор из них, чтобы организация работала максимально эффективно. Выбор одной из альтернатив как раз и является решением. Для принятия эффективного и правильного решения необходимо наличие достаточного объема точной информации. Для ее получения нужна необходимая эффективная коммуникация [19, 186].

Коммуникацией является процессом обмена информацией и смыслом между двумя или более людьми. Коммуникация необходима не только для принятия решений, но и для их реализации [10, с. 12]. Если руководитель может четко и ясно обосновать свои решения перед подчиненным, это значительно увеличивает шанс для успешного выполнения задачи. Руководитель в процессе коммуникации может четко и ясно определить вознаграждение за хорошую работу, тем самым мотивировать работника. Коммуникация важна для функции контроля. Только через коммуникацию можно правильно определить, достигла ли организация целей, так как руководителям нужна информация о фактических результатах деятельности организации [15, с. 52].

Д.А. Новиков, кроме цикла Файоля – четырех основных функций (рисунок 5), выделяет несколько видов управленческой деятельности (процессной, проектной и т.д.) [16, с. 89].

Он считает, что теория о четырех основных функций наиболее верно подходит ко всем видам управленческой деятельности (рисунок 6) [16, с. 89].

На примере проектной деятельности Д.А. Новиков рассмотрел основные функции. Проектное управление состоит из фаз жизненного цикла: начальная фаза (концепция) - планирование; фаза разработки - организация; фаза реализации - стимулирование; завершающая фаза – контроль [16, с. 86].

Каждой фазе жизненного цикла соответствует функция: планирования, организации, стимулирования и контроля. В таблице (рисунок 7) указаны основные структурные компоненты деятельности: цель, технология, мотив и результат. Структурные компоненты деятельности можно соотнести с четырьмя основными функциями.

В своей работе Д.А. Новиков приводит пример цикла СПРУКАР как альтернативу циклу А. Файоля о четырех основных функциях. Цикл СПРУКАР имеет семь этапов, которые можно условно назвать функциями: сбор информации, планирование, реализация, учет, контроль, анализ, регулирование [22, с. 8].


Этапы (функции) управленческого цикла СПРУКАР включают семь функций: сбор и анализ информации; планирование действий; реализация; учет результатов реализации управленческого решения; контроль; анализ; регулирование [16, с. 92].

Рассмотрев работы зарубежных исследователей М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт и члена-корреспондента РАН Д.А. Новикова о четырех основных функциях, можно сделать вывод об их универсальности для разных моделей управления и строгой взаимосвязи. Также основные функции имеют не только строгую взаимосвязь, но определенную последовательность в реализации.

Стоит отметить, что теория о четырех основных функция в системе менеджмента не единственная, существует иные научные взгляды на виды и количество основных функций.

1.3. Пять основных функций в системе менеджмента

На сегодня распространен взгляд о пяти основных функций в системе менеджмента:

- Планирование;

- Организация;

- Мотивация;

- Координация;

- Контроль, учет, анализ.

Мнение о пяти функций распространено в учебной литературе по менеджменту. Рассмотрим работу Гольдштейн Г.Я. об основах менеджмента, в которой он поддерживал взгляд о пяти основных функциях [5, с. 27]. В своей работе он ссылается на ранее действовавший советский ГОСТ 24525.0-80, который определял пять функций:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ [6, с. 8].

Гольдштейн Г.Я., ссылаясь на ГОСТ, детально исследует все пять функций. Он считает, что общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления, которые можно представить в виде трехмерной модели (рисунок 8) [5, с. 27].

Рассмотрим и сравним пять основных функций, выделяемых Гольдштейн Г.Я. Четыре основных функции ранее рассматривались в работах зарубежных исследователей М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт и члена-корреспондента Российской Академии Наук Д.А. Новикова.

Первая функция – планирование (рисунок 9) [5, с. 83].

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях [24, с. 65].