Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятия и виды основных функциях в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
В отличии от Д.А. Новикова, который учитывает при планировании исключительно планируемые цели [16, с. 78], Гольдштейн Г.Я. считает, что следует учесть полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Гольдштейн Г.Я. при планировании делает основной упор на постановку критериев и методов планирования, определении средств планирования, направление и методы планирования. Он считает, что следует четко определить:
- объект планирования (что планируется),
- субъект планирования (кто планирует),
- период (горизонт) планирования (на какой срок),
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
- методику планирования (как планировать),
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);
- стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);
- тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);
- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период) [5, с. 84].
Вторая функция – организация (рисунок 10).
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что организовать – это прежде всего значит создать определенную структуру [15, с. 51], то по мнению Гольдштейн Г.Я. стратегия организации скрывает в практической политике организации.
В организациях (фирмах, предприятиях) разрабатываются политики: маркетинга, производственная, кадровая, инвестиционная, развития фирмы. Конкретизация данных политик происходит в директивах ежедневно относительно той или иной ситуации. Практические действия организации излагаются в конкретных планах работы (мероприятиях) [26, с. 93].
На этапе организации управления выясняются ключевые результаты деятельности и конечные цели каждого руководителя во всех звеньях управления. Основные коммерческие результаты организации следует соотносить с отдельными работниками. Основные результаты и цели отдельных сотрудников определяются в ходе совещания руководителя с подчиненными, где устанавливаются методы оценки результатов. Действия отдельных работников и календарь распределения их времени может служить моделью их деятельности на плановый период. Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними [5, с. 105].
Третья основная функция – координация. Координация и регулирование не рассматривались М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и Д.А. Новиковым как основная функция в системе менеджмента. Здесь и состоит принципиальное отличие их работ о четырех основных функциях и работы Гольдштейн Г.Я. о пяти основных функциях в системе менеджмента. Координирование как основную функцию в управлении рассматривал еще Анри Файоль [25, с. 116].
Хорошо спланированное управление дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при их возникновении. Это обеспечивается готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты [5, с. 107-108].
К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести: основной характер коммерческой деятельности; общее экономическое положение; связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры); этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис); размер фирмы; ее структура; атмосфера в ней; ресурсы; руководитель (его стиль, роль, понимание этого) [5, с. 107-108].
Четвертая основная функция – мотивация (стимулирование).
Под мотивом Гольдштейн Г.Я. понимает побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию, которую называют «пирамидой Маслова» [21, c. 22]. Гольдштейн Г.Я. рассматривая «пирамида Маслоу», делает вывод для мотивации работника его следует обеспечить:
- возможностями выполнить работу,
- определить его рамки действий,
- четко сформулировать цели и задачи,
- создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей) [5, с. 50].
М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт в своей работе также рассматривают «пирамиду Маслоу», но напрямую не связывают ее с основной функцией [15, с. 47]. В работе Новикова Д.А. «пирамида Маслоу» не рассматривается и не упоминается.
Пятая основная функция – контроль (рисунок 11). По мнению Гольдштейн Г.Я., контроль является процессом определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть) [5, с. 50].
Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент [1, с. 66].
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса [8, с. 32].
Контроль можно также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).
Рассмотрев пять основных функций в системе менеджмента на примере работы Гольдштейн Г.Я., можно сделать вывод, что основным отличием от других ранее рассмотренных работ является наличие пятой основной функции – координации. Данную функцию рассматривал и Анри Файоль.
Можно сделать вывод, что для более всестороннего и объективного изучения основных функций на примере ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» следует рассматривал пять функций: планирования, организации, мотивации, координации и контроля.
2. Основные функции в системе менеджмента на примере ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники»
2.1. Общая характеристика ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники»
Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-спортивный центр Печатники» создано в 2006 году органами внутригородского муниципального образования Печатники в городе Москве. В 2013 году Муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-спортивный центр Печатники» реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» в связи со сменой учредителя. Основная деятельность учреждения:
- деятельность в области исполнительских искусств;
- деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества;
- деятельность спортивных объектов и клубов;
- деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев;
- зрелищно-развлекательная деятельность.
ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» в соответствии с основной деятельностью оказывает бесплатные и платные коммерческие услуги. Адрес: 109388, г Москва, улица Шоссейная, д. 46, корп. 1 [29].
Организационно-правовая форма — государственное бюджетное учреждение (ГБУ), являющееся юридическим лицом, где учредитель Префектура Юго-Восточного административного округа г. Москвы. ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» использует бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой. Стоит отметить, что ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, в том числе за счет предпринимательской деятельности [28].
Особенности юридического лица:
- некоммерческая организация, учрежденная органом государственной власти;
- возможность введения предпринимательской деятельности, содействующей достижения целей создания учреждения;
- субсидирование из средств государственного бюджета.
Органы управления учреждения состоят из административно-управленческого аппарата, технических подразделений. Аппарат управления включает в себя директора, заместителя директора, главного бухгалтера, заведующих отделов (4 человека), методиста, заведующего хозяйством. Вспомогательный персонал включает в себя уборщицу. Всего в организации 27 сотрудника. В структуру учреждения входят 12 секций, педагоги-преподаватели входят в непосредственное подчинение директору учреждения [27].
Штатных сотрудников ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» - 27. На рисунке 12 представлена организационная структура компании ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники».
В оперативном управлении бюджетного учреждения находится 9 помещений на территории район Печатники. На базе которых располагаются: тренажерный зал, два кардио-зала, три танцевальных зала, скалодром, два зала единоборств, база мотоклуба и двадцать один учебный кабинет. Территориальная схема расположений помещений такова, что бюджетное учреждение практически равномерно покрывает весь район Печатники.
За 14 лет у учреждения появились постоянные клиенты, пользующиеся как бесплатными, так и платными услугами.
Стоит отметить, что основные платные услуги учреждения оказываются тренажерными залом «Качалка» (брендовое название объединения 5 секций - Фитнес лаборатория идеального тела «Качалка»). Тренажерный зал «Качалка» находится в непосредственном управлении директора учреждения по адресу г.Москва, ул. Полбина, д. 9, корп. 3. В тренажерном зале работают 5 преподавателей, которые образуют 5 секций по разным направлениям физической подготовки. Тренажерный зал работает с 2010 года. Благодаря своей известности в районе Печатники платные услуги тренажерного зала пользуются спросом жителей района Печатники [27].
На платной основе также работают секции: Школа катания на роликах «Юнити», Спортивный клуб боевых единоборств «Акула».
Ежегодно ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» проводит инвентаризацию и заменяет устаревшее спортивное оборудование.
При оказании платным услугам предоставляются скидки и льготы:
- дети-сироты;
- дети, состоящие на учете в КДН и ЗП;
- дети-инвалиды в возрасте до 16 лет;
- дети из многодетных семей.
Всего участников клубных формирований (спортивных) - 732 человека (514 - безвозмездное оказание услуги и 216 человек - платно), досуговых - 280 человек (250 - безвозмездное оказание услуги и 30 человек – платно).
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУ «Культурно-спортивный центр Печатники» велась в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год за счет бюджетных средств в рамках государственного задания на соответствующий финансовый год и средств от приносящей доход деятельности. Фонд заработной платы по состоянию на 31.12.2018 года составил 10 198,1 тыс. руб., сумма стимулирующих выплат составила 903,5 тыс. руб. По состоянию на 31.12.2018 года было получено 17250,00 тыс. руб. государственных субсидии.
Доходы от приносящей доход деятельности по состоянию за 2018 год составили в сумме более 2000,00 тыс. руб., в том числе 580,00 тыс. руб. по грантам «Московское долголетие» [27].
ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» в рамках государственного задания проводит спортивные и культурные мероприятия на территории района Печатники, что создает положительный имидж бюджетного учреждения.
Для обеспечения успешной работы ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники» взаимодействует со всеми организациями, ведущими работу с детьми, подростками и молодежью на территории района Печатники, а именно: Управой района Печатники, Аппаратом и Советом депутатов муниципального округа Печатники, ГБУ г. Москвы «Центр социальной помощи семье и детям «Печатники»», с учебными заведениями, расположенными на территории района и другими [28].