Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
255.

4. Создание текста, знакомство с памятками «Редактор» и «Текст»: задание 256.

III. Итог урока.

Обобщение: задание 257.

Задание на дом: задание 257.

Урок 5 (62). Упражнение в редактировании текстов

Цели: упражнять в составлении и редактировании текстов; тренировать в нахождении орфограмм, в решении орфографических задач и выделении тех задач, которые учащиеся пока не могут решать.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 257.

Что мы можем сделать с помощью слов?

Как мы выражаем свои мысли?

Для чего составляют тексты?

Какая памятка поможет вам в составлении текстов?

Какую работу необходимо выполнять после составления текста? Какая памяткапоможет?

II. Работа по теме урока.

1.Сообщение темы урока.

2. Редактирование текста (текст на карточках).

Две _____________

Ее кедр рос в чаще леса. Жила-была. Часто навещала знакомая белка.

Здравствуй, __________ ! Я тебя ищу. Без тебя грущу.

Здравствуй, __________ ! Угощайся моими орешками.

Так они дружили.

Решите, кто ведет разговор.

Понятна ли вам тема текста? Назовите главную мысль текста.

 Какое заглавие у этого текста? Передает ли оно главную мысль текста?

Какое требование к хорошему тексту нарушено?

Какое предложение откроет дверь в текст, познакомит с темой?

Какое предложение продолжит развитие мысли?

Восстановите порядок предложений и вставьте слова, чтобы мысли были понятными.

Прочитайте последнее предложение. Показывает ли оно, что развитие мысли закончилось?

Какого вида предложений по цели высказывания в тексте нет?

Восстановленный текст:

Две п..дру..ки.

Жила-была ши..ка. Ее кедр рос в чаще леса.. Часто ши..ку навещала знакомая белка.

Здравствуй, ши..ка! Я тебя ищу. Без тебя грущу.

Здравствуй, белка ! Угощайся моими орешками.

Так они дружили.

Буквы в «окошки» можно вставить ручкой другого цвета.

3. Задание 258.

III. Итог урока.

Назовите действия, которые надо совершить, чтобы сделать текст лучше.

Урок 6 (63). Восстановление и запись
деформированных текстов
(«Составляем и пишем диктанты»)
Подготовка к диктанту


Цели: закреплять приобретенные знания о тексте, учить его составлять; тренироваться в нахождении орфограмм, в решении некоторых орфографических задач и выделении тех, которые они пока не умеют решать; приобщать к самостоятельной деятельности по созданию письменных высказываний.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1.Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 259. Оценивание текста провести по памятке «Редактор», пользуясь ею как планом. Найти предложение, в котором выражена главная мысль, дать ему характеристику. Отметить все орфограммы, сопоставить количественное соотношение «главных опасностей письма» и орфограмм на различные известные правила.

Почему буквы на месте безударных гласных и парных звонких и глухих согласных считаются «главными орфограммами» ?

Когда правило о написании сочетаний [жы-шы] можно смело применять, а когда нет?

Прочитайте предложение с обращением. Как оно выделено?

Какие слова выделены в тексте? Что вы знаете об их написании?

Прочитайте каждое предложение и уточните, о чем и что в нем говорится.

Запишите текст, как запомнили.

2) Задание 260.

III. Итог урока.

Что значит редактировать текст?

Задание на дом: № 261.

Урок 7 (64). Контрольный диктант

Цели: проверить орфографическую зоркость, умение отделять решаемые от пока не решаемых задач, владение правилами и формируемую орфографическую память.

Ход урока

Диктант (пропустить строчку для заголовка).

У старой ели на концах ветвей теперь висели шишки. Там зрели семена. Хорошо кормить ими жителей леса! Пусть птицы, белки зимой будут частыми гостями! (24 слова.)

Речевые задания: 1) определить, о чем говорится в тексте, и дать ему точное название по теме; 2) поставить галочку перед предложением в тексте, в котором передана главная мысль текста. (Правильным ответом будет указание на любое из двух последних предложений.)

Дополнительные фонетико-графические задания:
1) подчеркнуть буквы мягких согласных звуков перед другими мягкими; 2) указать цифрой, сколько звуков в слове теперь.

Другой текст (на выбор).

По вечерам дома тихо, уютно. Мама правит школьные тетради. Она учительница. Тетя Даша шьет. Папа работает с книгами. Я играю в куклы или рисую. Каждый занят своим делом.


(28 слов.)

(По В. Инбер.)

Речевые задания: 1) по теме озаглавить текст; 2) отметить предложение с основной мыслью.

Фонетико-графические задания: 1) подчеркнуть буквы, за которыми скрывается звук [й']; 2) указать цифрой, сколько звуков в слове учительница.

Урок 8 (65). Анализ контрольного диктанта.
Составление текстов


Цели: обсудить результаты проверочных работ, учить школьников диагностировать причину их ошибок, анализировать ошибки; повторять пройденный материал.

Оборудование:памятки для работы над ошибками.

Ход урока

I. Анализ ошибок.

1. Выписать на доске предложения, слова с ошибками из работ учащихся (наиболее часто повторяющиеся). Ученики объясняют порядок действий при проверке написанного, находят ошибки, исправляют их, отвечают на вопрос: «Чего не знал ученик или о чем забыл?»

Порядок действий при проверке написанного: 1) читай, находи и отмечай все орфограммы; 2) про каждую решай, на какое она правило; 3) выполняй нужные действия и определяй, верно ли написано слово; если неверно, исправляй; в случае сомнения сверху ставьзнак вопроса.

2. Самостоятельная работа по памятке для работы над ошибками.


II. Проверка домашнего задания.

Провести словарный диктант, составленный учащимися в задании 262.

III.Выполнениезадания 262 (коллективная работа).

Задание на дом: № 263.

Урок 9 (66). Обучение первым изложениям

Цели: познакомить детей с новым для них видом работы, раскрыть ее сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст, ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение, начать формирование речевых умений; учить полноценно воспринимать информацию, звучащую и написанную.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выслушать 23 словесных картинки.

II. Работа по теме урока.

1. Постановка учебной задачи.

Какое различие скрыто в словах рассказывать и пересказывать?

Кому и что вы пересказывали за последнее время?

Прочитайте заголовок новой части учебника и скажите, чему вы будете учиться.

2. Знакомство с новым научным словом: задание 264.

Запишите такие слова: «Мое первое изложение».

Прочитайте по учебнику, какой вид работы вы будете выполнять.

Что называют изложением? Почему?

Нужно ли дословно запоминать текст?

3. Восприятие текста на слух. Задание 265.

Послушайте текст и определите, о ком он. (О мальчике Вишенке.)

Текст изложения читает учитель, книги у детей закрыты.

Из какой книги эти герои?

В котором предложении заключена главная мысль? (В последнем.)

Как бы вы озаглавили этот текст? (Возможные варианты:«Вишенка и его друзья», «Знакомство с друзьями», «Первые друзья» и т. п.)

Как произошло знакомство?

Кто эти друзья?

4. Анализ текста на основе зрительного восприятия.

Прочитайте текст про себя.

О чем сообщается в начале рассказа?

Что произошло дальше?

Какое слово указывает на неожиданность встречи?

На что Вишенка сразу обратил внимание?

Кого он еще увидел? Что интересного заметил?


Почему использованы слова косичка, хвостик, а не коса, хвост?

Что случилось потом?

Кто представился первым?

Как ответил Вишенка? Правильно ли?

А почему ребята рассмеялись?

Все события кончились, зачем же еще одно предложение?

Какое слово в нем показывает, что это предложение заключает текст?

5. Уточнение структуры текста.

Давайте еще раз проследим, как движется мысль в тексте, и выделим слова, которые при пересказе будут напоминать порядок мыслей-предложений. О ком первое предложение?

Параллельно с ответами на вопросы на доске записываются начала предложений, заключающие в себе указание на тему каждого из них.

О чем сообщает второе?

Как его продолжает третье?

Что нового добавляет следующее?

Запись на доске: Вишенка … . Вдруг он … . За мальчиком … . У нее … .

Меня зовут … . А вот это … .

.

И все трое … . Так у Вишенки … .

6. Орфографическая подготовка.

Отметьте орфограммы в названии текста. Прочитайте слова так, как они написаны.

Обратите внимание на ь в слове друзья: прочитайте, как «сломается» слово, если вдруг вы пропустите ь.

Укажите главные орфограммы во втором предложении. Посчитайте, сколько слов-помощников.

Какие орфограммы видите в следующих предложениях?

Сколько раз встречается слово редиска?

Почему оно написано по-разному?

Как показана речь героев?

Выделите орфограммы в имени мальчика-луковки. Прочитайте вслух так, как оно написано.

Отметьте орфограммы в последних предложениях.

7. Вторичный синтез текста.

Закройте книги. Я буду читать текст, а вы следите за развитием мысли по опорным словам на доске.

Пересказ текста кем-то из учеников вреден для основной части класса, так как в памяти должен остаться авторский вариант текста, а не ученический.

Дополнительную помощь учитель оказывает индивидуально.

8. Самостоятельная работа.

Напишите название и письменно перескажите рассказ. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами. Не забывайте о том, что вы умеете не делать орфографических ошибок: не знаете, забыли, как пишется слово, – оставляйте «окошко», а если нужно, показывайте выбор букв.