ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
задания 226, 227.
III. Итог урока.
– Какие предложения мы используем в телефонных разговорах?
– Каким должен быть телефонный разговор?
– В чем проявляется вежливость? (В вежливых словах и интонации.)
Задание на дом: № 228.
Урок 11 (56). Обучение составлению пожеланий
Цели: учить составлять пожелания в виде побудительных предложений, построению записокс высказыванием просьб, пожеланий, предложений и их письменному оформлению.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
–Какое волшебное слово вы вставили в текст?
–Составьте с этим словом предложение и запишите его, используя памятку 4.
–Дайте характеристику этому предложению.
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
– Когда мы в жизни пользуемся побудительными предложениями?
– Когда вопросительными? Повествовательными?
– Приведите пример побудительного предложения. Что содержит ваше предложение: просьбу, предложение, требование, пожелание? Как будете его говорить?
2. Постановка учебной задачи.
Задание 229. Давайте будем вежливыми друг с другом!–
Будем этому учиться.
3. Выполнение заданий.
1) Задание 230.
– Из каких частей состоит записка?
– Прежде чем писать записку, обдумайте, о чем хотите написать и что будет содержать записка: просьбу, предложение, пожелание.
2) Задание 231.
– Что значит быть для всех людей солнышками?
III. Итог урока.
Задание 233.
Задание на дом: № 232.
Урок 12(57). Тренировка в письме с «окошками».
обучающий диктант
Цели: проверить усвоение учащимися темы; провести наблюдение за процессом становления письма.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте свои пожелания взрослым.
– Запишите несколько вежливых слов. (Самодиктант.)
Проверка по словарю (тетрадь-задачник, с. 4).
II. Работа по теме урока.
Возможные тексты и задания к ним:
1. Анна Ивановна заглянула в тетрадку Маруси:
– Прочти это слово. Что ты написала?
– Опять я поторопилась! Надо было написать… (А девочка написала «босака».) (19 слов.)
(По Е. Шварцу.)
Задания: 1) закончите последнее предложение, правильно написав слово, в котором Маруся допустила описку; 2) найдите побудительное предложение и поставьте перед ним галочку; 3) решите, о ком говорится в первом предложении, найдите эти слова и подчеркните их.
Примечание. Следует напомнить учащимся способ оформления диалога; нужно указать на наличие удвоенной согласной в имени. Предложение в скобках просто читается, чтобы школьники знали, что надо написать.
2. – Какой шум!
– Не бойся меня, заяц. Я ежик.
– Что ты такой шум поднял?
– Да разве я виноват? Это листья под лапами шуршат. (22 слова.)
(По Э. Шиму.)
Задания: 1) поставьте галочку перед началом побудительного предложения, подчеркните в нем обращение; 2) решите, о чем говорится в последнем предложении, найдите нужное слово и подчеркните его.
Примечание. Необходимо напомнить о способах оформления диалога, о выделении обращения, сказать о написании не.
III. Итог урока.
Урок 1(58). Знакомство с понятием «текст»
(«А если одного предложения мало?»)
Цели: ввести понятие и сообщить термин текст;показать отличия текста от предложения и от набора предложений, то есть познакомить учащихся с главными признаками текста.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Актуализация необходимых знаний.
– Прочитайте название раздела нашего учебника на с. 80. Превратите это предложение в вопросительное. (Как мы выражаем мысли и чувства.)
– Ответьте на получившийся вопрос.
– Чтобы полнее выразить свои чувства и мысли, часто мало одного предложения.
Вам предстоит открыть новую тайну русского языка. Какую?
2. Выполнение заданий.
1) Задание 234. Вывод подтверждается сообщением в задании 235.
2) Задания 236, 237. Вывод: задание 238.
III. Итог урока.
–Чем отличается текст от предложения? (Есть развитие мысли, поэтому несколько предложений.)
–Когда предложения могут составить текст? (Говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль.)
Задание на дом: № 239.
Урок 2 (59). Тема и основная мысль текста
(«Как в детской пирамидке»)
Цели: ввести понятия тема и основная мысль, учить пользоваться этими понятиями при обдумывании содержания текста и его озаглавливании; учить строить текст.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 239.
–Прочитайте предложения, которые вы считаете текстом.
– Почему так решили?
– Как озаглавили текст? Почему?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока. (Будем учиться строить текст.)
2. Выполнение заданий.
1) Задания 240, 241. (Читать исходное предложение и подставлять к нему каждое из предложений в задании 241, решая, подходит оно или нет (про то же или нет, продолжает запись или нет.)
Вывод: задание 242.
2) Задание 243. (Читать по предложению и выяснять, о чем оно.)
Вывод: все предложения о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет, поэтому текст не получился.
3) Задание 244.
– Докажите, что это текст. (Автор рассказывает о первом снеге – тема текста.)
– Найдите предложения, в которых автор словами рисует первый снег. Выпишите.
– В каком предложении девочка выразила главную мысль и передала свое чувство.
(Может быть выписано два, потому что мысль выражена в последнем предложении, но она содержится уже и в предпоследнем.)
– Какой знак показывает, что два последних предложения передают чувства?
4) Задание 245. Выбор заголовка. (Он должен быть точным и ярким, привлекательным, по возможности отражать не только тему, но и главную мысль.)
Снег – неточный заголовок, Первый снег – не несет в себе того чувства, которое есть в тексте.)
III. Итог урока.
– Чем строение текста похоже на строение детской пирамидки?
– Что является стержнем текста?
–Что называют темой текста? Главной мыслью текста?
Задание на дом: № 246.
Урок 3 (60). Требования к хорошему тексту
(«Как сделать текст хорошим?»)
Цели: углубить понимание взаимосвязи заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; выявить распространенные недостатки в построении текстов и на их основе требования к хорошему тексту, начать обучение редактированию содержания связных высказываний.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 246.
– В каком предложении высказана тема текста. Докажите.
– Какой заголовок выбрали? Почему?
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
– Послушайте начало текста: Ханг и Чанг были замечательные собаки. Они воспитывали друг друга…
– Как вы думаете, о чем будет речь дальше?
– Продолжение текста: Ханг не любил купаться. И что же вы думаете? Кто помогал дяде загонять Ханга в ванную? Я? Как бы не так! Это делал Чанг. Он загонял Ханга мыться. (По Ю. Коринцу.)
– Пропустите строчку и запишите текстграфически схемами предложений, отражая их интонацию.
– Выберите тот заголовок, который точнее передает тему текста. (На доске:«Ханг и Чанг», «Как Чанг воспитывал Ханга», «Как Чанг приучал Ханга мыться».)
– Почему последний заголовок самый точный? Впишите его на пропущенную строку.
– Как вы думаете, что может подсказать заголовок текста? (Заголовок текста – это очень важная его часть. Читая, по названию мы можем предполагать, о чем будет говориться в тексте. Мы тоже можем стать авторами. И тогда должны сами уметь точно называть текст или под название точно составлять предложения.)
2. Редактирование текста.
Задание 247.
– Соответствует ли название текста содержанию? Докажите.
– Выполните работу корректора.
– Как вы считаете, хороший создал ученик текст?
– После исправления ошибок вам предстоит сделать текст лучше. Найдите лишние предложения и отметьте их знаком / /.
– Дополните текст своими предложениями, чтобы лучше раскрыть мысль.
– Прочитайте получившийся текст.
– Вы выполнили работу редактора. Прочитайте вывод на с. 114 и попробуйте объяснить Антону, кто такой редактор.
3. Знакомство с требованиями к тексту (задания 248, 249).
4. Вывод: задание 250.
5.Закрепление (задание 251).
III. Итог урока.
– Какие требования к хорошему тексту вы теперь знаете?
Задание на дом: № 252.
Урок 4 (61). Обучение обдумыванию
и редактированию текста. Знакомство
с памятками «Текст» и «Редактор»
(«От слов к тексту»)
Цели: привлечь второклассников к композиционному строению текста, показать необходимость в нем зачина, части, развивающей мысль, и концовки; обобщить представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из этих единиц; упражнять в определении и решении орфографических задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Какой заголовок выбрали к тексту? Почему?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль. Докажите.
– Какое предложение попало в текст случайно? Докажите.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Какие требования к хорошему тексту вы знаете?
– Сегодня вы будете учиться сами строить хорошие тексты.
2. Практическое знакомство с композиционным строением текста.
– Запишите по памятке 4 слова спички, будильник, ложка, затащил.
– К какой из трех групп относятся эти слова? (Слова-названия.)
– Чем одно из этих слов отличается от остальных? (Затащил – действие предмета.)
– Допишите: на шкаф. Сколько слов написали? К каким группам они относятся?
–Задание 253. Найдите в этом упражнении слова, которые вы сейчас записывали, и ручкой другого цвета вставьте буквы – орфограммы, задачи с которыми вы пока не умеете решать.
(Выполнить остальные задания к упражнению. Текст: Назвали галчонка Хватайкой. Он все, что увидит, на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку – на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. Предложение можно поставитьи в конец, но изменив: Вот и назвали галчонка Хватайкой. (Вот почему …).)
3. Задание 254. Вывод: задание
III. Итог урока.
– Какие предложения мы используем в телефонных разговорах?
– Каким должен быть телефонный разговор?
– В чем проявляется вежливость? (В вежливых словах и интонации.)
Задание на дом: № 228.
Урок 11 (56). Обучение составлению пожеланий
Цели: учить составлять пожелания в виде побудительных предложений, построению записокс высказыванием просьб, пожеланий, предложений и их письменному оформлению.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
–Какое волшебное слово вы вставили в текст?
–Составьте с этим словом предложение и запишите его, используя памятку 4.
–Дайте характеристику этому предложению.
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
– Когда мы в жизни пользуемся побудительными предложениями?
– Когда вопросительными? Повествовательными?
– Приведите пример побудительного предложения. Что содержит ваше предложение: просьбу, предложение, требование, пожелание? Как будете его говорить?
2. Постановка учебной задачи.
Задание 229. Давайте будем вежливыми друг с другом!–
Будем этому учиться.
3. Выполнение заданий.
1) Задание 230.
– Из каких частей состоит записка?
– Прежде чем писать записку, обдумайте, о чем хотите написать и что будет содержать записка: просьбу, предложение, пожелание.
2) Задание 231.
– Что значит быть для всех людей солнышками?
III. Итог урока.
Задание 233.
Задание на дом: № 232.
Урок 12(57). Тренировка в письме с «окошками».
обучающий диктант
Цели: проверить усвоение учащимися темы; провести наблюдение за процессом становления письма.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте свои пожелания взрослым.
– Запишите несколько вежливых слов. (Самодиктант.)
Проверка по словарю (тетрадь-задачник, с. 4).
II. Работа по теме урока.
Возможные тексты и задания к ним:
1. Анна Ивановна заглянула в тетрадку Маруси:
– Прочти это слово. Что ты написала?
– Опять я поторопилась! Надо было написать… (А девочка написала «босака».) (19 слов.)
(По Е. Шварцу.)
Задания: 1) закончите последнее предложение, правильно написав слово, в котором Маруся допустила описку; 2) найдите побудительное предложение и поставьте перед ним галочку; 3) решите, о ком говорится в первом предложении, найдите эти слова и подчеркните их.
Примечание. Следует напомнить учащимся способ оформления диалога; нужно указать на наличие удвоенной согласной в имени. Предложение в скобках просто читается, чтобы школьники знали, что надо написать.
2. – Какой шум!
– Не бойся меня, заяц. Я ежик.
– Что ты такой шум поднял?
– Да разве я виноват? Это листья под лапами шуршат. (22 слова.)
(По Э. Шиму.)
Задания: 1) поставьте галочку перед началом побудительного предложения, подчеркните в нем обращение; 2) решите, о чем говорится в последнем предложении, найдите нужное слово и подчеркните его.
Примечание. Необходимо напомнить о способах оформления диалога, о выделении обращения, сказать о написании не.
III. Итог урока.
Урок 1(58). Знакомство с понятием «текст»
(«А если одного предложения мало?»)
Цели: ввести понятие и сообщить термин текст;показать отличия текста от предложения и от набора предложений, то есть познакомить учащихся с главными признаками текста.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Актуализация необходимых знаний.
– Прочитайте название раздела нашего учебника на с. 80. Превратите это предложение в вопросительное. (Как мы выражаем мысли и чувства.)
– Ответьте на получившийся вопрос.
– Чтобы полнее выразить свои чувства и мысли, часто мало одного предложения.
Вам предстоит открыть новую тайну русского языка. Какую?
2. Выполнение заданий.
1) Задание 234. Вывод подтверждается сообщением в задании 235.
2) Задания 236, 237. Вывод: задание 238.
III. Итог урока.
–Чем отличается текст от предложения? (Есть развитие мысли, поэтому несколько предложений.)
–Когда предложения могут составить текст? (Говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль.)
Задание на дом: № 239.
Урок 2 (59). Тема и основная мысль текста
(«Как в детской пирамидке»)
Цели: ввести понятия тема и основная мысль, учить пользоваться этими понятиями при обдумывании содержания текста и его озаглавливании; учить строить текст.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 239.
–Прочитайте предложения, которые вы считаете текстом.
– Почему так решили?
– Как озаглавили текст? Почему?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока. (Будем учиться строить текст.)
2. Выполнение заданий.
1) Задания 240, 241. (Читать исходное предложение и подставлять к нему каждое из предложений в задании 241, решая, подходит оно или нет (про то же или нет, продолжает запись или нет.)
Вывод: задание 242.
2) Задание 243. (Читать по предложению и выяснять, о чем оно.)
Вывод: все предложения о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет, поэтому текст не получился.
3) Задание 244.
– Докажите, что это текст. (Автор рассказывает о первом снеге – тема текста.)
– Найдите предложения, в которых автор словами рисует первый снег. Выпишите.
– В каком предложении девочка выразила главную мысль и передала свое чувство.
(Может быть выписано два, потому что мысль выражена в последнем предложении, но она содержится уже и в предпоследнем.)
– Какой знак показывает, что два последних предложения передают чувства?
4) Задание 245. Выбор заголовка. (Он должен быть точным и ярким, привлекательным, по возможности отражать не только тему, но и главную мысль.)
Снег – неточный заголовок, Первый снег – не несет в себе того чувства, которое есть в тексте.)
III. Итог урока.
– Чем строение текста похоже на строение детской пирамидки?
– Что является стержнем текста?
–Что называют темой текста? Главной мыслью текста?
Задание на дом: № 246.
Урок 3 (60). Требования к хорошему тексту
(«Как сделать текст хорошим?»)
Цели: углубить понимание взаимосвязи заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; выявить распространенные недостатки в построении текстов и на их основе требования к хорошему тексту, начать обучение редактированию содержания связных высказываний.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 246.
– В каком предложении высказана тема текста. Докажите.
– Какой заголовок выбрали? Почему?
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
– Послушайте начало текста: Ханг и Чанг были замечательные собаки. Они воспитывали друг друга…
– Как вы думаете, о чем будет речь дальше?
– Продолжение текста: Ханг не любил купаться. И что же вы думаете? Кто помогал дяде загонять Ханга в ванную? Я? Как бы не так! Это делал Чанг. Он загонял Ханга мыться. (По Ю. Коринцу.)
– Пропустите строчку и запишите текстграфически схемами предложений, отражая их интонацию.
– Выберите тот заголовок, который точнее передает тему текста. (На доске:«Ханг и Чанг», «Как Чанг воспитывал Ханга», «Как Чанг приучал Ханга мыться».)
– Почему последний заголовок самый точный? Впишите его на пропущенную строку.
– Как вы думаете, что может подсказать заголовок текста? (Заголовок текста – это очень важная его часть. Читая, по названию мы можем предполагать, о чем будет говориться в тексте. Мы тоже можем стать авторами. И тогда должны сами уметь точно называть текст или под название точно составлять предложения.)
2. Редактирование текста.
Задание 247.
– Соответствует ли название текста содержанию? Докажите.
– Выполните работу корректора.
– Как вы считаете, хороший создал ученик текст?
– После исправления ошибок вам предстоит сделать текст лучше. Найдите лишние предложения и отметьте их знаком / /.
– Дополните текст своими предложениями, чтобы лучше раскрыть мысль.
– Прочитайте получившийся текст.
– Вы выполнили работу редактора. Прочитайте вывод на с. 114 и попробуйте объяснить Антону, кто такой редактор.
3. Знакомство с требованиями к тексту (задания 248, 249).
4. Вывод: задание 250.
5.Закрепление (задание 251).
III. Итог урока.
– Какие требования к хорошему тексту вы теперь знаете?
Задание на дом: № 252.
Урок 4 (61). Обучение обдумыванию
и редактированию текста. Знакомство
с памятками «Текст» и «Редактор»
(«От слов к тексту»)
Цели: привлечь второклассников к композиционному строению текста, показать необходимость в нем зачина, части, развивающей мысль, и концовки; обобщить представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из этих единиц; упражнять в определении и решении орфографических задач.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Какой заголовок выбрали к тексту? Почему?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль. Докажите.
– Какое предложение попало в текст случайно? Докажите.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Какие требования к хорошему тексту вы знаете?
– Сегодня вы будете учиться сами строить хорошие тексты.
2. Практическое знакомство с композиционным строением текста.
– Запишите по памятке 4 слова спички, будильник, ложка, затащил.
– К какой из трех групп относятся эти слова? (Слова-названия.)
– Чем одно из этих слов отличается от остальных? (Затащил – действие предмета.)
– Допишите: на шкаф. Сколько слов написали? К каким группам они относятся?
–Задание 253. Найдите в этом упражнении слова, которые вы сейчас записывали, и ручкой другого цвета вставьте буквы – орфограммы, задачи с которыми вы пока не умеете решать.
(Выполнить остальные задания к упражнению. Текст: Назвали галчонка Хватайкой. Он все, что увидит, на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку – на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. Предложение можно поставитьи в конец, но изменив: Вот и назвали галчонка Хватайкой. (Вот почему …).)
3. Задание 254. Вывод: задание