Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
задания 226, 227.

III. Итог урока.

– Какие предложения мы используем в телефонных разговорах?

Каким должен быть телефонный разговор?

В чем проявляется вежливость? (В вежливых словах и интонации.)

Задание на дом: № 228.

Урок 11 (56). Обучение составлению пожеланий

Цели: учить составлять пожелания в виде побудительных предложений, построению записокс высказыванием просьб, пожеланий, предложений и их письменному оформлению.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какое волшебное слово вы вставили в текст?

Составьте с этим словом предложение и запишите его, используя памятку 4.

Дайте характеристику этому предложению.

II. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

Когда мы в жизни пользуемся побудительными предложениями?

Когда вопросительными? Повествовательными?

Приведите пример побудительного предложения. Что содержит ваше предложение: просьбу, предложение, требование, пожелание? Как будете его говорить?

2. Постановка учебной задачи.

Задание 229. Давайте будем вежливыми друг с другом!

Будем этому учиться.

3. Выполнение заданий.

1) Задание 230.

Из каких частей состоит записка?

Прежде чем писать записку, обдумайте, о чем хотите написать и что будет содержать записка: просьбу, предложение, пожелание.

2) Задание 231.

Что значит быть для всех людей солнышками?


III. Итог урока.

Задание 233.

Задание на дом: № 232.

Урок 12(57). Тренировка в письме с «окошками».
обучающий диктант


Цели: проверить усвоение учащимися темы; провести наблюдение за процессом становления письма.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Прочитайте свои пожелания взрослым.

Запишите несколько вежливых слов. (Самодиктант.)

Проверка по словарю (тетрадь-задачник, с. 4).

II. Работа по теме урока.

Возможные тексты и задания к ним:

1. Анна Ивановна заглянула в тетрадку Маруси:

Прочти это слово. Что ты написала?

Опять я поторопилась! Надо было написать… (А девочка написала «босака».) (19 слов.)

(По Е. Шварцу.)

Задания: 1) закончите последнее предложение, правильно написав слово, в котором Маруся допустила описку; 2) найдите побудительное предложение и поставьте перед ним галочку; 3) решите, о ком говорится в первом предложении, найдите эти слова и подчеркните их.

Примечание. Следует напомнить учащимся способ оформления диалога; нужно указать на наличие удвоенной согласной в имени. Предложение в скобках просто читается, чтобы школьники знали, что надо написать.

2. – Какой шум!

Не бойся меня, заяц. Я ежик.

Что ты такой шум поднял?

– Да разве я виноват? Это листья под лапами шуршат. (22 слова.)

(По Э. Шиму.)

Задания: 1) поставьте галочку перед началом побудительного предложения, подчеркните в нем обращение; 2) решите, о чем говорится в последнем предложении, найдите нужное слово и подчеркните его.

Примечание. Необходимо напомнить о способах оформления диалога, о выделении обращения, сказать о написании не.

III. Итог урока.

Урок 1(58). Знакомство с понятием «текст»
А если одного предложения мало?»)

Цели: ввести понятие и сообщить термин текст;показать отличия текста от предложения и от набора предложений, то есть познакомить учащихся с главными признаками текста.

Ход урока

I. Работа по теме урока.



1. Актуализация необходимых знаний.

Прочитайте название раздела нашего учебника на с. 80. Превратите это предложение в вопросительное. (Как мы выражаем мысли и чувства.)

Ответьте на получившийся вопрос.

Чтобы полнее выразить свои чувства и мысли, часто мало одного предложения.

Вам предстоит открыть новую тайну русского языка. Какую?

2. Выполнение заданий.

1) Задание 234. Вывод подтверждается сообщением в задании 235.

2) Задания 236, 237. Вывод: задание 238.

III. Итог урока.

Чем отличается текст от предложения? (Есть развитие мысли, поэтому несколько предложений.)

Когда предложения могут составить текст? (Говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль.)

Задание на дом: № 239.

Урок 2 (59). Тема и основная мысль текста
Как в детской пирамидке»)

Цели: ввести понятия тема и основная мысль, учить пользоваться этими понятиями при обдумывании содержания текста и его озаглавливании; учить строить текст.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 239.

Прочитайте предложения, которые вы считаете текстом.

Почему так решили?

Как озаглавили текст? Почему?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока. (Будем учиться строить текст.)

2. Выполнение заданий.

1) Задания 240, 241. (Читать исходное предложение и подставлять к нему каждое из предложений в задании 241, решая, подходит оно или нет (про то же или нет, продолжает запись или нет.)

Вывод: задание 242.

2) Задание 243. (Читать по предложению и выяснять, о чем оно.)

Вывод: все предложения о разном, каждое о своем – их ничто не объединяет, поэтому текст не получился.

3) Задание 244.

Докажите, что это текст. (Автор рассказывает о первом снеге – тема текста.)

Найдите предложения, в которых автор словами рисует первый снег. Выпишите.

В каком предложении девочка выразила главную мысль и передала свое чувство.

(Может быть выписано два, потому что мысль выражена в последнем предложении, но она содержится уже и в предпоследнем.)

Какой знак показывает, что два последних предложения передают чувства?

4) Задание 245. Выбор заголовка. (Он должен быть точным и ярким, привлекательным, по возможности отражать не только тему, но и главную мысль.)


Снег – неточный заголовок, Первый снег – не несет в себе того чувства, которое есть в тексте.)

III. Итог урока.

Чем строение текста похоже на строение детской пирамидки?

Что является стержнем текста?

Что называют темой текста? Главной мыслью текста?

Задание на дом: № 246.

Урок 3 (60). Требования к хорошему тексту
Как сделать текст хорошим?»)

Цели: углубить понимание взаимосвязи заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; выявить распространенные недостатки в построении текстов и на их основе требования к хорошему тексту, начать обучение редактированию содержания связных высказываний.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 246.

В каком предложении высказана тема текста. Докажите.

Какой заголовок выбрали? Почему?

II. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

Послушайте начало текста: Ханг и Чанг были замечательные собаки. Они воспитывали друг друга…

Как вы думаете, о чем будет речь дальше?

Продолжение текста: Ханг не любил купаться. И что же вы думаете? Кто помогал дяде загонять Ханга в ванную? Я? Как бы не так! Это делал Чанг. Он загонял Ханга мыться. (По Ю. Коринцу.)

Пропустите строчку и запишите текстграфически схемами предложений, отражая их интонацию.

Выберите тот заголовок, который точнее передает тему текста. (На доске:«Ханг и Чанг», «Как Чанг воспитывал Ханга», «Как Чанг приучал Ханга мыться».)

Почему последний заголовок самый точный? Впишите его на пропущенную строку.

Как вы думаете, что может подсказать заголовок текста? (Заголовок текста – это очень важная его часть. Читая, по названию мы можем предполагать, о чем будет говориться в тексте. Мы тоже можем стать авторами. И тогда должны сами уметь точно называть текст или под название точно составлять предложения.)

2. Редактирование текста.

Задание 247.

Соответствует ли название текста содержанию? Докажите.

Выполните работу корректора.

Как вы считаете, хороший создал ученик текст?

 После исправления ошибок вам предстоит сделать текст лучше. Найдите лишние предложения и отметьте их знаком / /.


Дополните текст своими предложениями, чтобы лучше раскрыть мысль.

Прочитайте получившийся текст.

Вы выполнили работу редактора. Прочитайте вывод на с. 114 и попробуйте объяснить Антону, кто такой редактор.

3. Знакомство с требованиями к тексту (задания 248, 249).

4. Вывод: задание 250.

5.Закрепление (задание 251).

III. Итог урока.

Какие требования к хорошему тексту вы теперь знаете?

Задание на дом: № 252.

Урок 4 (61). Обучение обдумыванию
и редактированию текста. Знакомство
с памятками «Текст» и «Редактор»
От слов к тексту»)

Цели: привлечь второклассников к композиционному строению текста, показать необходимость в нем зачина, части, развивающей мысль, и концовки; обобщить представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из этих единиц; упражнять в определении и решении орфографических задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какой заголовок выбрали к тексту? Почему?

 Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль. Докажите.

Какое предложение попало в текст случайно? Докажите.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Какие требования к хорошему тексту вы знаете?

Сегодня вы будете учиться сами строить хорошие тексты.

2. Практическое знакомство с композиционным строением текста.

Запишите по памятке 4 слова спички, будильник, ложка, затащил.

К какой из трех групп относятся эти слова? (Слова-названия.)

Чем одно из этих слов отличается от остальных? (Затащил – действие предмета.)

Допишите: на шкаф. Сколько слов написали? К каким группам они относятся?

–Задание 253. Найдите в этом упражнении слова, которые вы сейчас записывали, и ручкой другого цвета вставьте буквы – орфограммы, задачи с которыми вы пока не умеете решать.

(Выполнить остальные задания к упражнению. Текст: Назвали галчонка Хватайкой. Он все, что увидит, на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку – на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. Предложение можно поставитьи в конец, но изменив: Вот и назвали галчонка Хватайкой. (Вот почему …).)

3. Задание 254. Вывод: задание