ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
–Запишите графически этот текст.
– Перескажите.
–Еще послушайте и посчитайте, сколько слов в первом предложении?
– А как доказать, что здесь одно слово – предложение?
(Мы произносим это слово с интонацией предложения и понимаем мысль, которая им выражена. Можно было бы сказать и двумя словами, например: Стоит осень. Но первое слово ничего к мысли не добавляет, поэтому не обязательно. Предложения из одного слова довольно часто используются в речи.)
– Послушайте последнее предложение: что особенного в его интонации?
–Кто перечисляется?
–Как перечисление показывается на письме?
–Запишите последнее предложениесловами. (Записывают с «окошками», написаниеназваний птиц находят в словаре.)
2. Выполнение заданий.
1) Задание 198.
Вывод: задание 199. (Важность знаков внутри предложения.)
2) Задание 200.
III. Итог урока.
– Что нового узнали о предложении?
– О чем надо думать, за чем следить, когда составляете предложения?
Задание на дом: № 201.
Урок 5 (50). Виды предложений по цели:
повествовательные, вопросительные,
побудительные
(«Какие бывают предложения?»)
Цели: познакомить второклассников с классификацией предложений по цели высказывания; познакомить с новым научным словом диалог, с оформлением его на письме; формировать умение более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, задумываться о предмете речи, соблюдать правила культуры общения; повторить орфограмму «мягкий согласный перед мягким», выделение обращения.
Оборудование: таблицы: «Предложения по цели высказывания», «Не пишется ь».
Ход урока
I. Актуализация необходимых знаний.
– Как вы думаете, зачем мы говорим друг другу предложения?
II. Работа по теме урока.
1.Сообщение темы урока.
2. Подготовка к восприятию теоретических сведений.
Задание 202. Чтение по ролям.
– Каждое предложение мы говорим с какой-то целью. Прочитайте предложение, которое первым произносит мама. (Что ты кричишь?)
– С какой целью она его произнесла? (Она спрашивает, задает вопрос, чтобы узнать, что случилось.)
– Это предложение называется вопросительным. Как вы думаете, почему?
– Прочитайте предложение, которым сын ей отвечает. (Я думал, ты далеко.)
– С какой целью он произносит его. (Сообщает, почему он кричал.)
– Предложение, в котором что-то сообщается, повествуется, ученые назвали повествовательным.
– Прочитайте предложение, в котором сын просит маму что-то сделать. (Вот послушай: Ау! Ау!)
–Предложение, которым мы хотим заставить других людей что-нибудь делать или просим их об этом, ученые назвали побудительным.
На доске запись:
– Что ты кричишь? Вопросительное.
–Я думал, ты далеко. Повествовательное.
–Вот послушай: «Ау! Ау!» Побудительное.
Примечания.Будить – помогать проснуться, а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию (побудительные предложения).
3. Задание 203. Осмысление информации.
– Прочитайте предложения (запись на доске).
Буратино, брось баловство, слушайся папу Карло и завтра начни ходить в школу.
Буратино шел всего первый день от рождения.
Буратино, куда ты идешь?
– Прочитайте повествовательное предложение. Докажите.
– Найдите вопросительное предложение. Докажите.
– Как называется оставшееся предложение? Что оно выражает: просьбу, совет, требование?
4. Закрепление.
Задание 204 (слова с орфограммой: мягкий согласный перед мягким: опустите, есть, сядьте).
Задание 205. (Как узнать вид предложения?)
III. Итог урока.
– Откройте с. 91 и, используя сообщение ученых, ответьте на вопросы: «Какого вида бывают предложения? Как узнать вид предложения?»
Задание на дом: № 206.
Урок 6 (51). Виды предложений по интонации
(по эмоциональной окраске): восклицательные
и невосклицательные
Цели: познакомить второклассниковсклассификацией предложений по эмоциональной окраске (по интонации); учить характеризовать предложение одновременно по двум признакам: по цели и интонации.
Оборудование:таблица «Любое предложение бывает …».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова, в которых вы сумели решить орфографические задачи.
– Какие предложения по цели высказывания встретились в домашнем упражнении?
– Какой вид предложений не встретился?
– Какие предложения вы составили?
– Из задания 207 выпишите побудительные предложения.
II. Работа по теме урока.
1. Наблюдение за эмоциональной окраской предложений: задание 208.
2. Сообщение теоретических сведений: задание 209.
Восклицательные – это предложения, в которых заметно выражаются чувства (радость, страх, удивление); они произносятся с восклицательной интонацией.
Невосклицательные – это предложения, в которых чувства не выражаются или не подчеркиваются.
3. Характеристика предложения.
– Что можно сказать о каждом предложении?
Задание 210.
–Как вы ответите на вопрос Антона?
– Доказать ответ вам поможет упражнение 211.
– Какие по интонации все предложения Аленки? (Восклицательные.)
– Почему вы так решили?
– Какими по цели высказывания будут эти предложения?
– Какой знак в конце этих предложений? О чем он подсказывает?
– Прочитайте правило. Подтверждает ли оно ваши выводы?
Запись в тетради: В б..льшом магазине весенний базар!–повеств., воскл.
Бежим, Дениска!–побуд., воскл. и т. д.
(Отметить все орфограммы: _ или . ( . ).
III. Итог урока.
Задание 212.
Задание на дом: выпишите из книги, которую читаете, предложения изученных видов.
Урок 7(52) . Закрепление изученного
о видах предложений
Цели: обобщить полученные знания о классификациях предложений; расширять речевой опыт детей.
Ход урока
I. Проверка домашней работы.
– Прочитайте предложения с интонацией законченной мысли. (Один учащийся читает предложение, остальные дают ему характеристику по цели высказывания и интонации.)
II. Работа по теме урока.
1. Работа со схемами предложений.
– Подумайте, какими по цели и интонации могут быть предложения, записанные такими схемами: |_______ . |______ ! |______ ?!
– Что каждый из знаков говорит об интонации?
– Какой знак точно подсказывает цель предложения? А за каким могут скрываться две цели? (По цели каждое из двух предложений может быть повествовательным или побудительным, третье – вопросительное; по интонации первое – невосклицательное, а второе и третье – восклицательные.)
2. Выполнение заданий.
1) Задание 213. (Мишка советует, а Дениска просит.)
2) Задание 214.
III. Итог урока.
–Что может выражать побудительное предложение?
–Составьте предложение, выражающее совет.
– Составьте предложение, выражающее просьбу.
– Составьте предложение, выражающее требование.
Урок 8 (53). Обучение построению
вопросительных предложений и точному ответу
на них. («Как спросишь – так и отвечу»)
Цели: закреплять полученные знания; формировать умение строить вопросительные предложения и ответы на них, интонационно и графически оформлять эти предложения, использовать на практике; воспитывать культуру ведения устных разговоров.
Ход урока
I. Актуализация необходимых знаний.
1. Графический диктант.
– Мамочка, не бей Мурзика! (|____ , _ __ |___! –побуд., воскл.)
– Нечего его жалеть! Он не жалел рыбку!
– Мамочка, он не виноват!
– А кто карася съел?
– Это не он.
– А кто же?
– Это я.
– Ты съел?!
– Нет, я его на свисток променял.
– Как же тебе не стыдно?! Разве честно на других сваливать?!
Записать схемой каждое предложение и дать ему характеристику. Если встретится обращение, в схеме показать знаком его выделение. Предложение Нечего его жалеть! можно трактовать как сообщение, а значит, как повествовательное предложение, но можно и как побудительное: Не жалей! Надо принять любой из детских вариантов, скорее первый.
2. Орфографическая работа.
Записать по памятке 4 первое и третье предложения.
II.Работа по теме урока.
1. Объявление темы урока: вопросительные предложения.
2. Наблюдение над интонацией вопросительных предложений: упражнение 215. (Работа в парах.)
– Почему вопрос один, а ответа два?
3. Вывод: задание 216.
4. Интонация вопросительных предложений и построение ответов на них: задание 217.
5. Знакомство с вопросительными словами: задание 218.
6. Обучение (путем эксперимента) выбору наиболее естественного порядка слов в предложении-ответе
, который позволяет быстрее понимать мысль: задание 219.
III. Итог урока.
–Как строятся вопросительные предложения?(Какие слова используются?)
– Какие вопросительные слова вы знаете? Что они подсказывают?
Задание на дом: № 220.
Урок 9 (54). Построение ответов на вопрос «почему?»
Цели: учить построению ответов на вопрос «почему?», оформлению этих ответов; закрепление знаний о том, что запятые отражают интонацию в предложении.
Оборудование:схемы построения предложений с «мостиком» поэтому и с «мостиком» потому что.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Провести викторину по вопросам, составленным учащимися.
II. Работа по теме урока.
1.Сообщение темы урока.
– Ответьте на вопрос: почему заяц в одних сказках белый, а в других – серый?
(В одних дело происходит зимой, а в других летом.)
– Прочитайте тему урока и скажите, чему вам предстоит научиться?
2. Новые сведения сообщает учитель, схема изображается на доске.
3. Наблюдение за ролью запятой в предложении: задание 222.
4. Построение ответов на вопросы со словом «почему?» по схемам: задание 223.
III. Итог урока.
– Как строятся предложения-ответы на вопрос «почему?»?
Задание на дом: придумать и записать вопрос со словом «почему?».
Урок 10 (55). Побудительные предложения
со значением просьбы, совета, требования,
пожелания. («Предлагаем, просим, желаем»)
Цели: на практике показать особенности интонации требования и просьбы, учить голосом выражать свое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь; привлечь внимание учащихся к видам предложений, употребляемых в телефонных разговорах, к вежливой форме такого общения; создать условия для усвоения правописания словапожалуйста.
Оборудование:схемы построения предложений с «мостиком» поэтому и с «мостиком» потому что.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Тренировка в правильных полных и кратких ответах на вопросы со словом «почему?».
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Наблюдение за проведением телефонного разговора: задания 224, 225. (Задание 225:А мамы нет дома. Кто ее спрашивает? Что маме передать?)
3. Наблюдение за интонацией просьбы и требования: