Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разевая громко рот,

Надрывая живот.

Исправьте ошибки.

Запишите исправленные слова в тетрадь, помните о «секрете» корней. (Корни в изменениях слова пишутся одинаково.)

Коты, хвосты, рты, животы.

В каком слове встретился беглый гласный?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 330.

Наблюдение за изменением названий предметов по вопросам.

Почему слова нужно было изменять?

Сравните свой вывод с сообщением авторов учебника.

Задание 331.

2) Задание 332.

Почему предложения стали непонятными? Что с ними произошло?

Как поправить?

Давайте попробуем: для этого будем от слова к слову ставить по смыслу вопросы и по их «команде» изменять слова. (Слово, от которого нужно поставить вопрос, называет учитель.)

III. Итог урока.

Задание 333.

Задание на дом: № 334.

Урок 7 (85). Знакомство с изменением названий
признаков и действий
(«Наблюдаем за изменениями слов»)

Цели: завершить наблюдения за изменениями слов, готовя к изучению орфографической темы; повторить известные способы решения орфографических задач; проводить постоянное наблюдение за тем, что при изменении слов в их корнях орфограммы могут становиться «безопасными местами» и наоборот; расширить лексические знания детей: ввести понятие антоним.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Как назвали текст? (Обсудить заголовки.)

Прочитайте два изменения одного слова. (Лисенка, лисенку.)

Как изменялось это слово? (По «команде» вопросов.)

Назовите однокоренные слова. (Лисенка, лисица, лисьим.)

Какое слово подсказывает другим букву гласного в корне?

Чем отличаются изменения слова от однокоренных слов?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 335.

Наблюдение за изменением названий признаков.

2) Задание 336.

Наблюдение за изменением названий действий. Неизменяемые слова.

3) Задание 337. Знакомство с антонимами.

III. Итог урока.

Какое научное слово вы узнали?

В чем секрет слов кино, метро, пальто?

Задание на дом: №
339.

Урок 8(86). Повторение освоенных способов
выбора букв в словах. постановка новой
учебной задачи
Чему учиться дальше?»)

Цели: обучать решению орфографических задач на основе знания о единообразном написании корней в родственных словах и формах одного слова; ввести в употребление понятие правило.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 339.

Кто это Ю-ю? Как догадались?

Почему выделенные буквы парных согласных по глухости–звонкости согласных – не орфограммы?

Прочитайте слова, которые вы написали с «окошками». Докажите, что на месте «окошка» орфограмма.


II. Работа по теме урока.

1. Задание 340: как пишутся эти словарные слова?

2. Выполнение заданий.

1) Задание 341.

2) Задание 342. Рассуждения детей: слово образовано от … (можно объяснить с помощью слова … ; оно родственное слову …), а я знаю (помню), что это слово пишется … , значит, и в слове на месте «окошка» нужно писать … .

От какого слова образовалось слово медвежья?

Как пишется слово медведь?

Какую букву вставите в «окошко»?

Какая замена произошла в корне? (Замена д–ж.)

Какую орфографическую задачу еще нужно решить в этом слове? И т. д.

3. Ввод понятия правило. Задание 343.

4. Постановка новой учебной задачи.

Задание 344.

III. Итог урока.

Чему вы будете учиться на уроках русского языка?

Сейчас вы приготовите для себя будущую проверочную работу. Запишите на листочках в столбик слова, делая «окошки» на месте главных опасностей письма.

Круг, град, парус, пляж, шарф, рукав, утюг, ведро, ряды, пятно, весна, гнездо, свисток, смельчак, крольчата, больница, будка, дудка, клюшка, пряжка, плюшка, маска, указка, соринка, вершина, сладкий, жидкий, меткий, унес, увез, начала, взяла, светить, хвалили… (На выбор 10 слов.)

Пока вы не можете точно выбрать нужную букву, поэтому выполнять эту работу будете через несколько уроков.

Задание на дом: № 345.

Урок 1 (87). Знакомство с понятиями
«проверочные» и «проверяемые» слова
Слова-подсказки – какие они?»)

Цели: вскрыть сущность понятия проверочное слово и познакомить с общими способами поиска таких слов для корневых безударных гласных и парных по глухости–звонкости согласных в словах-названиях.

Оборудование:карточки со словами проверочное слово, проверяемое слово.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 345.

Какие опасности письма мы называем главными? Почему?

Сколько главных опасностей письма вы отметили?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Прочитайте сообщение в задании 346 и название темы урока.

– Предположите, о чем вы сможете узнать на этом уроке.

2. Знакомство со словами-подсказками.

Задание 347.

3. Введение понятийпроверочное слово и проверяемое слово
.

Задания 348, 349.

4. Закрепление новых понятий.

Задание 350.

5. Знакомство со способом подбора проверочных слов. Задание 351.

Во всех ли словах нужны «окошки»? Как называются эти слова?

В какой группе слов вам предстоит выбирать буквы гласных, а в какой – согласных? Как будете действовать?

Выпишите в каждой группе сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые.

– Письменно покажите выбор буквы.

 Понаблюдайте: среди проверочных слов были «родственники» проверяемых?

– Назовите их.

А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

 Догадайтесь, как же нужно действовать при поиске проверочных слов.

6. Обобщение.

Задание 352.

7. Закрепление способа подбора проверочных слов.

Задание 353.

III. Итог урока.

– Правильно ли вы предположили то, чем занимались на уроке?

Чему же вы сегодня учились?

Какие новые научные слова узнали? Что эти слова обозначают? (С. 129.)

Задание на дом: № 354.

Урок 2 (88). Способы подбора проверочных
слов для названий предметов


Цель: выявить и освоить способ проверки корневых орфограмм в именах существительных.

Оборудование:схематические модели, показывающие особенности проверочных слов для орфограмм гласных и согласных.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 354.

Записи соотнести со схемами.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Прочитайте название раздела учебника и скажите, чему вы будете учиться.

2. Наблюдение за подбором проверочных слов.

Задание 355.

3. Тренировка в использовании проверочных слов.

Задания 356, 357.

4. Использование изменения слов по числам для подбора проверочных слов.

Задание 358.

III. Итог урока.

Какой способ подбора проверочных слов вы открыли?

Задание на дом: № 359.

Урок 3 (89). Обучение подбору проверочных слов
для названий предметов



Цели: выявить и освоить способ проверки корневых орфограмм в названиях предметов изменением слова и подбором однокоренного слова; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: карточки-таблицы «Способы подбора проверочных слов».

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

(Используются карточки для составления схемы.)

Чем занимались на прошедшем уроке? (Учились решать главные орфографические задачи в корне слов, называющих предметы.)

Что значит решить орфографическую задачу? (Выбрать правильную букву.)

Как выбрать правильную букву? (Подобрать проверочное слово.)

Каким способом вы уже умеете подбирать проверочные слова? (Изменять слова по числам.)

Прочитайте слова из домашнего упражнения, к которым вам не удалось этим способом подобрать проверочное слово.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

 Сегодня вам предстоит открыть другие способы подбора проверочных слов.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 360.

2) Задания 361, 362.

3) Задания 363, 364. Проверка подбором родственного слова.

III. Итог урока.

Какими способами вы научились подбирать проверочные слова?(По таблицам.)

Задание на дом: № 365.

Урок 4 (90). Обучение подбору проверочных
слов для названий предметов


Цели: освоить способ проверки корневых орфограмм в названиях предметов постановкой слова в родительный падеж; обобщить способы проверки корневых орфограмм в названиях предметов; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:таблицы со схемами подбора проверочных слов для названий предметов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Работа на слух: записать с «окошками» (в столбик) все названия предметов из строчек:

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Решить орфографические задачи, заполнить «окошки».

На какие две группы по способам проверки делятся слова? (Все проверяются изменением числа, но три – множественным, а два – единственным.)

Какие способы подбора проверочных слов вы еще знаете?

II. Работа по теме урока.