ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[сн, с'н] и помочь запомнить непроверяемые написания.
Оборудование: карточки: [сн], [ с'н], схемы, показывающие способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 435.
–Как назвали отрывок?
– Назовите слова, в которых вы смогли объяснить буквы гласных и согласных звуков.
– Доказывайте выбор букв.
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация опорных знаний.
– Послушайте строки и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами-помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
(запись на доске: впря..к.),
Они не произносятся,
но пишутся в тетрадке (запись на доске: в т..тра..к.).
Заготовки схем на доске:
– Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова?
– Впишите значок этого звука в первую схему. Какими буквами этот звук можно обозначить? Укажите их. (Следить за правильным названием звуков и букв.)
– Какой безударный звук слышится на конце обоих слов? Обозначьте его. Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме? Укажите их.
– Как докажете, что во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы? (На месте этих звуков всегда нужно выбирать правильную букву.)
Заполненные схемы:
– Какие из орфографических задач в этих словах вы можете решить? Как? Решите и вставьте нужные буквы. Почему на месте последних букв «окошки» останутся?
– Послушайте еще раз двустишие. Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится?
2. Сообщение темы урока.
3. Выполнение заданий.
1) Задания 436, 437.
2) Задание 438. Тренировка в обнаружении «опасного» сочетания звуков, постановка и решение новой проблемы.
3) Вывод: задание 439.
4) Задание 440.
III. Итог урока.
– Какие «опасные» сочетания звуков вы узнали?
– Чем они «опасны»? (В них могут находиться непроизносимые звуки.)
– Как можно назвать новую орфограмму? (Буква на месте «опасного» сочетания звуков.)
– Как узнать, есть ли непроизносимый согласный звук в слове или нет?
Задание на дом: № 441.
Урок 23 (109). Выявление орфографической
задачи на месте сочетаний [ зн, з'н', ств, нц, рц ]
и способов ее решения (в том числе по словарю)
Цели: познакомить с другими «опасными» сочетаниями звуков; упражнять в решении новой орфографической задачи.
Оборудование:карточки [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц]; схемы со способами подбора проверочных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 441.
Назвать орфографические задачи и способы их решения.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня познакомитесь с другими «опасными» сочетаниями звуков.
2. Расширение знаний.
– Прочитайте начало стихотворения Н. Матвеевой в упражнении 436. Какое самое частое слово-приветствие скрывается за многоточием?
– Произнесите это слово, послушайте себя и продиктуйте его для записи значками звуков ([здраствуй'].)
– Посмотрите в словаре, как пишется это слово, и проговорите его орфографически.
– Запишите, выделив сначала непроизносимый согласный звук, а затем его букву.
– Произнесите слово со всеми звуками так, как обычно говорите. Сравните. (Полное сочетание звуков [вств] затрудняет произнесение слова.)
– Запишите (при закрытых книгах) полное приветствие гуся, отмечая все орфограммы. (Здравствуй, заяц!)
– Как оформили обращение?
3. Работа на слух.
– Послушайте две группы слов и найдите в каждой из них повторяющиеся сочетания звуков; запишите их звуковыми значками как заголовки двух столбиков. (Читать орфоэпически правильно.)
а) Здравствовать, чувствовать, участвовать, чувство; [ств].
б) Праздновать, праздник, звездный, грозный, поздний; [зн, з'н'].
– Посмотрите, как обозначаются эти сочетания буквами в словах задания 442. (Далее выполняются оставшиеся задания: № 442.)
Задание 443. «Опасные» сочетания звуков [нц] и [рц].
(Можно предложить слова оконце, ведерце.)
5. Систематизация освоенного материала: задание 444.
6. Закрепление полученной информации: задание 445.
III. Итог урока.
–Назовите «опасные» сочетания согласных звуков.
–Какими двумя способамиприходится доказывать выбор букв в этих сочетаниях? (Применением правила и обращением к словарю.)
Задание на дом: № 446.
Урок 24 (110). Упражнение в постановке
орфографических задач на месте
«опасных» сочетаний звуков и в их решении
Цели: закрепить знания о непроизносимых согласных и умение выявлять их наличие в словах; повторить изученное о «главных опасностях» письма, тренировать детей в решении различных орфографических задач.
Оборудование: карточки [сн], [ с'н], [зн], [з'н'], [ ств], [нц], [рц]; схемы со способами подбора проверочных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 446.
–Прочитайте выписанные слова с орфограммой «Буква на месте непроизносимого согласного». Докажите, что буква выбрана правильно.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Работа на слух.
Услышать слова с «опасными» сочетаниями согласных звуков и правильно записать их, сначала указав, где можно, проверочные.
а) Была тихая звездная ночь. б) Опасны снежные бури в горах. в) Вот хрустнула ветка. г) Вы читали рассказ, который называется «Честное слово»? д) Вы какой праздник больше всего любите? е) Какую лестницу называют чудесницей?
– Ответьте на вопросы, заключенные в последних предложениях.
Взаимопроверка с последующим коллективным обсуждением.
3. Выполнение заданий.
1) Задание 447. (Предполагаются пары слов: поздняя весна, интересный рассказ, грустное лицо, радостный день.)
2) Задание 448. (Сначала обсудить тему текста, основную мысль, привлечь внимание к удачному заголовку, выражающему эту мысль.Место для вставки предложения, которое должны найти ученики, – перед «Однажды Вестник бросился …»)
3) Задание 449. Подготовка для домашнего выполнения.
Обсудить тему того текста, который подсказывают предложенные слова, его возможное название, варианты предложений, особенно первого и последнего.
III. Итог урока.
Задание на дом: № 449.
Урок 25 (111). Упражнение в постановке 22.02
орфографических задач на месте «опасных»
сочетаний звуков и в их решении
Цели: закрепить знания о непроизносимых согласных и умение выявлять их наличие в словах; повторить изученное о «главных опасностях» письма, тренировать детей в решении различных орфографических задач.
Оборудование: карточки [сн], [с'н], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц]; схемы со способами подбора проверочных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 449.
Обсудить детские тексты с опорой на памятку «Редактор».
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выборочный диктант.
Выписать слова с «опасными» сочетаниями согласных, объяснить их обозначение буквами.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце.
(В. Берестов.)
Как у наших у ворот чудо-дерево растет.
…Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
(По К. Чуковскому.)
Небо такое радостное! По нему плывут пушистые облака – первые вестники теплых дней. (По Г. Скребицкому.)
Будет и на нашей улице праздник. (Пословица.)
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.)
3. Текстовой диктант «Без ошибок» с заданием: оставлять «окошки» на месте «сомнительных» орфограмм, потом решать оставленные задачи в парах или коллективно.
Весна наступила поздно. Но мы чувствовали ее все сильнее. На глазах оседал снег.
Все чаще слышались радостные голоса птиц. Чудесное это время года!
4. Самостоятельнаяработа (на карточках).
– Найдешь ошибки, исправь. Отметь все орфограммы. Запиши, как называется такой текст.Правильно запиши слова, в которых были ошибки, и рядом докажи, что у тебя написано верно.
Дорагая мамочка!
Поздровляю тебя с празником весны! Жилаю здоровья и хорошего настроения!
Всегда тебя люблю.
Катя.
III. Итог урока.
– Все ли слова можно проверить по правилу? Как же быть?
Задание на дом: № 450.
Урок 26 (112). Знакомство с понятием
«непроверяемые» написания. обучение 27.02
пользованию словарем
(«Когда командует словарь»)
Цели: провести разграничение проверяемых и непроверяемых написаний, ввести термин непроверяемые орфограммы, расширить запас соответствующих слов; развивать речь учащихся.
Оборудование:словари: орфографические, этимологические.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 450.
Провести самодиктант из слов с опасными сочетаниями звуков.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 451. Введение терминанепроверяемые орфограммы.
2) Задания 452, 453, 454.
Можно добавить:
береза – от древнего слова со значением «светлый», названа за белый цвет коры;
кастрюля– от французского «касс», сковорода с ручкой;
вагон– заимствовано из немецкого языка, переводится как «большая автомашина».
3) Задание 456. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.
III. Итог урока.
– Какими словами командует орфографический словарь? Много ли таких слов?
– Какие подсказки можно использовать, чтобы запомнить написание слов с непроверяемыми написаниями?
Задание на дом: № 455.
Урок 27 (113). Правописание удвоенных 28.02
согласных в корне слова
(«Звук один, а буквы две»)
Цель: расширить знания учащихся о непроверяемых написаниях удвоенных согласных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 455.
–Какие словародственные? Какой секрет написания корней в таких словах вы знаете?
– Запишите слова с непроверяемыми написаниями, о происхождении которых вы знаете.
Взаимопроверка.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Задание 457.
3. Слова с удвоенными согласными.
Задания 458, 459, 460.
4. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.
Задания 461, 462.
III. Итог урока.
–Что вы можете сказать о происхождении слов с удвоенными согласными?
–Действительно, большая часть слов с удвоенными согласными пришла к нам из других языков, но встречаются и русские слова, например ссора, жужжать.
Задание на дом: № 463, 464.
Урок 28 (114). Разграничение проверяемых 01.03
и непроверяемых написаний. упражнение
в орфографической зоркости и решении
задач разными способами
Цели: упражнять в разграничении проверяемых и непроверяемых написаний, в правильном способе действия при записи этих слов; познакомить с правилом переноса слов с удвоенными согласными.
Оборудование: карточки: [сн], [ с'н], схемы, показывающие способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 435.
–Как назвали отрывок?
– Назовите слова, в которых вы смогли объяснить буквы гласных и согласных звуков.
– Доказывайте выбор букв.
II. Работа по теме урока.
1. Актуализация опорных знаний.
– Послушайте строки и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами-помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».
Иногда согласные
Играют с нами в прятки
(запись на доске: впря..к.),
Они не произносятся,
но пишутся в тетрадке (запись на доске: в т..тра..к.).
Заготовки схем на доске:
– Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова?
– Впишите значок этого звука в первую схему. Какими буквами этот звук можно обозначить? Укажите их. (Следить за правильным названием звуков и букв.)
– Какой безударный звук слышится на конце обоих слов? Обозначьте его. Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме? Укажите их.
– Как докажете, что во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы? (На месте этих звуков всегда нужно выбирать правильную букву.)
Заполненные схемы:
– Какие из орфографических задач в этих словах вы можете решить? Как? Решите и вставьте нужные буквы. Почему на месте последних букв «окошки» останутся?
– Послушайте еще раз двустишие. Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится?
2. Сообщение темы урока.
3. Выполнение заданий.
1) Задания 436, 437.
2) Задание 438. Тренировка в обнаружении «опасного» сочетания звуков, постановка и решение новой проблемы.
3) Вывод: задание 439.
4) Задание 440.
III. Итог урока.
– Какие «опасные» сочетания звуков вы узнали?
– Чем они «опасны»? (В них могут находиться непроизносимые звуки.)
– Как можно назвать новую орфограмму? (Буква на месте «опасного» сочетания звуков.)
– Как узнать, есть ли непроизносимый согласный звук в слове или нет?
Задание на дом: № 441.
Урок 23 (109). Выявление орфографической
задачи на месте сочетаний [ зн, з'н', ств, нц, рц ]
и способов ее решения (в том числе по словарю)
Цели: познакомить с другими «опасными» сочетаниями звуков; упражнять в решении новой орфографической задачи.
Оборудование:карточки [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц]; схемы со способами подбора проверочных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 441.
Назвать орфографические задачи и способы их решения.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня познакомитесь с другими «опасными» сочетаниями звуков.
2. Расширение знаний.
– Прочитайте начало стихотворения Н. Матвеевой в упражнении 436. Какое самое частое слово-приветствие скрывается за многоточием?
– Произнесите это слово, послушайте себя и продиктуйте его для записи значками звуков ([здраствуй'].)
– Посмотрите в словаре, как пишется это слово, и проговорите его орфографически.
– Запишите, выделив сначала непроизносимый согласный звук, а затем его букву.
– Произнесите слово со всеми звуками так, как обычно говорите. Сравните. (Полное сочетание звуков [вств] затрудняет произнесение слова.)
– Запишите (при закрытых книгах) полное приветствие гуся, отмечая все орфограммы. (Здравствуй, заяц!)
– Как оформили обращение?
3. Работа на слух.
– Послушайте две группы слов и найдите в каждой из них повторяющиеся сочетания звуков; запишите их звуковыми значками как заголовки двух столбиков. (Читать орфоэпически правильно.)
а) Здравствовать, чувствовать, участвовать, чувство; [ств].
б) Праздновать, праздник, звездный, грозный, поздний; [зн, з'н'].
– Посмотрите, как обозначаются эти сочетания буквами в словах задания 442. (Далее выполняются оставшиеся задания: № 442.)
Задание 443. «Опасные» сочетания звуков [нц] и [рц].
(Можно предложить слова оконце, ведерце.)
5. Систематизация освоенного материала: задание 444.
6. Закрепление полученной информации: задание 445.
III. Итог урока.
–Назовите «опасные» сочетания согласных звуков.
–Какими двумя способамиприходится доказывать выбор букв в этих сочетаниях? (Применением правила и обращением к словарю.)
Задание на дом: № 446.
Урок 24 (110). Упражнение в постановке
орфографических задач на месте
«опасных» сочетаний звуков и в их решении
Цели: закрепить знания о непроизносимых согласных и умение выявлять их наличие в словах; повторить изученное о «главных опасностях» письма, тренировать детей в решении различных орфографических задач.
Оборудование: карточки [сн], [ с'н], [зн], [з'н'], [ ств], [нц], [рц]; схемы со способами подбора проверочных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 446.
–Прочитайте выписанные слова с орфограммой «Буква на месте непроизносимого согласного». Докажите, что буква выбрана правильно.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Работа на слух.
Услышать слова с «опасными» сочетаниями согласных звуков и правильно записать их, сначала указав, где можно, проверочные.
а) Была тихая звездная ночь. б) Опасны снежные бури в горах. в) Вот хрустнула ветка. г) Вы читали рассказ, который называется «Честное слово»? д) Вы какой праздник больше всего любите? е) Какую лестницу называют чудесницей?
– Ответьте на вопросы, заключенные в последних предложениях.
Взаимопроверка с последующим коллективным обсуждением.
3. Выполнение заданий.
1) Задание 447. (Предполагаются пары слов: поздняя весна, интересный рассказ, грустное лицо, радостный день.)
2) Задание 448. (Сначала обсудить тему текста, основную мысль, привлечь внимание к удачному заголовку, выражающему эту мысль.Место для вставки предложения, которое должны найти ученики, – перед «Однажды Вестник бросился …»)
3) Задание 449. Подготовка для домашнего выполнения.
Обсудить тему того текста, который подсказывают предложенные слова, его возможное название, варианты предложений, особенно первого и последнего.
III. Итог урока.
Задание на дом: № 449.
Урок 25 (111). Упражнение в постановке 22.02
орфографических задач на месте «опасных»
сочетаний звуков и в их решении
Цели: закрепить знания о непроизносимых согласных и умение выявлять их наличие в словах; повторить изученное о «главных опасностях» письма, тренировать детей в решении различных орфографических задач.
Оборудование: карточки [сн], [с'н], [зн], [з'н'], [ств], [нц], [рц]; схемы со способами подбора проверочных слов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 449.
Обсудить детские тексты с опорой на памятку «Редактор».
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выборочный диктант.
Выписать слова с «опасными» сочетаниями согласных, объяснить их обозначение буквами.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце.
(В. Берестов.)
Как у наших у ворот чудо-дерево растет.
…Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
(По К. Чуковскому.)
Небо такое радостное! По нему плывут пушистые облака – первые вестники теплых дней. (По Г. Скребицкому.)
Будет и на нашей улице праздник. (Пословица.)
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.)
3. Текстовой диктант «Без ошибок» с заданием: оставлять «окошки» на месте «сомнительных» орфограмм, потом решать оставленные задачи в парах или коллективно.
Весна наступила поздно. Но мы чувствовали ее все сильнее. На глазах оседал снег.
Все чаще слышались радостные голоса птиц. Чудесное это время года!
4. Самостоятельнаяработа (на карточках).
– Найдешь ошибки, исправь. Отметь все орфограммы. Запиши, как называется такой текст.Правильно запиши слова, в которых были ошибки, и рядом докажи, что у тебя написано верно.
Дорагая мамочка!
Поздровляю тебя с празником весны! Жилаю здоровья и хорошего настроения!
Всегда тебя люблю.
Катя.
III. Итог урока.
– Все ли слова можно проверить по правилу? Как же быть?
Задание на дом: № 450.
Урок 26 (112). Знакомство с понятием
«непроверяемые» написания. обучение 27.02
пользованию словарем
(«Когда командует словарь»)
Цели: провести разграничение проверяемых и непроверяемых написаний, ввести термин непроверяемые орфограммы, расширить запас соответствующих слов; развивать речь учащихся.
Оборудование:словари: орфографические, этимологические.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 450.
Провести самодиктант из слов с опасными сочетаниями звуков.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 451. Введение терминанепроверяемые орфограммы.
2) Задания 452, 453, 454.
Можно добавить:
береза – от древнего слова со значением «светлый», названа за белый цвет коры;
кастрюля– от французского «касс», сковорода с ручкой;
вагон– заимствовано из немецкого языка, переводится как «большая автомашина».
3) Задание 456. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.
III. Итог урока.
– Какими словами командует орфографический словарь? Много ли таких слов?
– Какие подсказки можно использовать, чтобы запомнить написание слов с непроверяемыми написаниями?
Задание на дом: № 455.
Урок 27 (113). Правописание удвоенных 28.02
согласных в корне слова
(«Звук один, а буквы две»)
Цель: расширить знания учащихся о непроверяемых написаниях удвоенных согласных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 455.
–Какие словародственные? Какой секрет написания корней в таких словах вы знаете?
– Запишите слова с непроверяемыми написаниями, о происхождении которых вы знаете.
Взаимопроверка.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Задание 457.
3. Слова с удвоенными согласными.
Задания 458, 459, 460.
4. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.
Задания 461, 462.
III. Итог урока.
–Что вы можете сказать о происхождении слов с удвоенными согласными?
–Действительно, большая часть слов с удвоенными согласными пришла к нам из других языков, но встречаются и русские слова, например ссора, жужжать.
Задание на дом: № 463, 464.
Урок 28 (114). Разграничение проверяемых 01.03
и непроверяемых написаний. упражнение
в орфографической зоркости и решении
задач разными способами
Цели: упражнять в разграничении проверяемых и непроверяемых написаний, в правильном способе действия при записи этих слов; познакомить с правилом переноса слов с удвоенными согласными.