Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Сообщение темы урока.

Сегодня вы узнаете еще один способ подбора проверочных слов для названий предметов.

2. Задание 366.

3. Тренировка в применении изученных способов подбора проверочных слов. Взаимная помощь слов.

Задание 367.

4. Задание 368.

5. Обобщение.

Задание 370.

III. Итог урока.

Сколько действует способов проверки корней в названиях предметов?Какие? (Два; подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово.)

Как можно изменить проверяемое слово?

Как искать однокоренное? (Отвечать можно с опорой на схемы-таблицы.)

Задание на дом: № 369.

Урок 5 (91). Обучение подбору проверочных слов
для названий предметов


Цель: упражнять в подборе проверочных слов для корней названий предметов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 369.

Прочитать проверяемые и проверочные слова, назвать способы проверки.

Для каких слов использовали словарь?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Работа на слух.

Выписать (в столбик) все слова, называющие предметы, с орфограммами в корне, оставляя «окошки». Решить поставленные задачи с помощью проверочных слов или по памяти. (Работа в парах.)

Весь чердак уже в огне.

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Степе говорят:

Неужели вместе с домом

Наши голуби сгорят?!

Проверка: прочитать выписанное слово, назвать проверочное, способ подбора проверочного слова.

Какое слово не смогли проверить? Как поступили?

Повторение фонетики.

Произнесите рифмующиеся слова из двух первых строк (вместе с их помощниками).

Назовите звуки, которыми эти слова различаются. Обозначьте их.

3. Задания 371, 373.

III. Итог урока.

– Какие способы подбора проверочных слов вы знаете?

Задание на дом: № 372.

Урок 6 (92). Объяснение значения слова
как способ проверки
(«От значения слова – к правильной букве»)

Цели: обучать решению орфографических задач в корне названий предметов; приучать детей задумываться над значением слов, показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.

Оборудование:таблицы со схемами подбора проверочных слов для названий предметов.

Ход урока


I. Проверка домашнего задания.

Работа в парах на основе задания 372. Учащиеся обмениваются составленными проверочными работами и решают орфографические задачи, заполняют «окошки».

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке вам предстоит сделать одно очень важное открытие. Какое, вы мне скажете в конце урока.

2. Выполнение заданий 374, 375.

3. Закрепление порядка действий при нахождении ошибок.

Задание 376.

1) Найти в слове все орфограммы.

2) Решить, какие из них в корне.

3) Подобрать проверочное слово, определить нужную букву и сверить с той, что написана.

4. Выполнение задания 377.

III. Итог урока.

Прочитайте на с. 44 название части учебника. Объясните его.

Какое же важное открытие вы сделали? (Если задумываться над значением слов, то в корнях многих из них не сделаешь ошибок.)

Задание на дом: № 378.

Урок 7 (93). Способы подбора проверочных слов
для названий действий


Цели: выявить разные способы проверки корней слов, называющих действия; проводить практическуюработу надкультурой речи; развивать наблюдательность.

Оборудование: таблицы-схемы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какой способ проверкикорней названий предметов вы использовали?

Покажите на примерах, что объяснение значения слова с помощью однокоренного – это способ подбора проверочных слов.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока: прочитать на с. 47.

2. Выполнение заданий.

1) Задания 379, 380.

Вывод: узнавать буквы в корнях названий действий можно подбором однокоренного (объяснением значения слова с помощью однокоренного или подбором однокоренного).

2) Задание 381.

Вывод: узнавать буквы в корнях названий действий можно, изменяя слова по командам вопросов.

3) Задания 382, 383. Тренировка в проверке букв корней названий действий.

III. Итог урока.

Как узнавать буквы корня в названиях действий? (При ответе использовать схемы.)

Задание на дом: № 384.

Урок 8 (94). Тренировка в подборе проверочных
слов для названий действий



Цель: закрепить умение пользоваться способами подбора проверочных слов для проверки букв корней названий действий.

Оборудование: таблицы-схемы, таблица-подсказка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

На с. 130 прочитайте слова в первой рамке. Какие из них встретились в домашнем задании?

Устный диктант: кормили, плясал, трясет, увезут, цветет, носили.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий 385, 386, 387.

3. Обобщение: задание 388.

III. Итог урока.

Задание на дом: № 389.

Урок 9 (95). Тренировка в подборе проверочных
слов для названий действий


Цели: закрепить умение пользоваться способами подбора проверочных слов для проверки букв корней названий действий; проводить практическуюработу надкультурой речи.

Оборудование: таблицы-схемы, таблица-подсказка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

В каком слове букву подсказало значение слова – указание на цвет?

В каких словах вы оставили «окошки»? Почему?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Задания 390, 391.

3. На доске написаны слова: хлопать

подарить

смеяться

По названию действия образуйте названия предмета и запишите оба слова. Покажите, какое их них будет проверочным для корня, отметьте все орфограммы.

4. З а д а н и е: послушайте диалог и оцените его правильность.

Я набрал номер.

Кто звонит?

Я отвечаю:

Я звоню.

(По Ю. Ермолаеву.)

Запишите диалог по памятке 4. Где можете, решите орфографические задачи.

(При проверке устно назвать проверочные слова и способы их подбора.)

III. Итог урока.

Используя слова со с. 79 задачника, приведите примеры проверки букв корней названий действий.

Задание на дом: № 392.

Урок 10 (96). Способы подбора проверочных слов
для названий признаков предметов


Цели: выявить разные способы проверки корней слов, называющих признаки; проводить практическуюработу надкультурой речи; развивать наблюдательность.

Оборудование:таблицы-схемы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 392.

Как находили ошибки? Какие способы проверки применили?


II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

В каких словах-названиях вы уже умеете решать орфографические задачи корня?

В каких – нет?

Догадайтесь, с какими словами будем работать?

2. Выполнение заданий.

1) Задания 393, 394. Способ проверки – объяснение значения слова с помощью однокоренного.

2) Задание 395. Способ проверки – подбор однокоренного, обозначающего ласковое обращение.

Вывод: не всегда удается подобрать такое слово.

3) Задание 396. Способ проверки – изменение слова по команде вопросакаков? (Для проверки букв согласных.)

4) Задание 397. Закрепление.

3. Работа на слух.

Выписать (в столбик) с «окошками» на месте всех орфограмм слова, называющие признаки предметов.

Какое над нами небо

Высокое или низкое?

Какое над нами небо

Далекое или близкое?

– Последние буквы в словах нам подскажет вопрос: небо какое?

Решить орфографические задачи.


II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Беседа о Е. Чарушине и его книгах.

2. Задание 430.

Прочитать текст, озаглавить.

1) Анализ содержания:

С какого предложения начинается текст?

Что произошло дальше?

Каким словом связано третье предложение со вторым?

Куда попал волчишко? Что он сделал?

2) Уточнение структуры текста: провести наблюдение за развитием мысли и записать на доске слова, отражающие тему каждого предложения.

3) Орфографическая подготовка.

4) Учитель читает текст при закрытых книгах, учащиеся следят за развитием мысли по опорным словам на доске.

5) Письменный пересказ.

6) Проверка (два прочтения: «работа корректора и редактора»).

3. Задание 431.

4. Задание 432.

(Подлинный текст:Ночью вылез волчишко. Ходил, ходил, сел и завыл. Человек на кровати замахал руками, закричал. Волчишко опять под кресло залез. Стал там тихонько жить.)

III. Итог урока.

Задание на дом: № 433.

Урок 21 (107). Изложение с продолжением
(Е.
Чарушин«Волчишко»)

Цели: закреплять знания о тексте; учить письменному пересказу, упражнять в составлении и редактировании текста; тренировать в нахождении орфограмм, в решении орфографических задач и выделении тех задач, которые пока учащиеся не могут решать.

Оборудование: книги Е. Чарушина.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 433.

Назовите способы решения орфографических задач.

Какое слово пришлось посмотреть в словаре?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение задания 434.

III. Итог урока.

Задание на дом: № 435.

Урок 22 (108). Выявление орфографической
задачи на месте сочетаний [
сн, с'н]
и способов ее решения


Цели: привлечь внимание учащихся к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определенных сочетаний звуков, помочь осознать их как опознавательный признак еще одной орфограммы корня; научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней для сочетаний