Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сравните остальные действия.

По какой памятке вы хотели бы работать? Какая памятка, на ваш взгляд, удобнее?

Задание 152.

Действия по памятке 4.

Произнесите слово дорога и определите в нем орфограммы. Какие из них можете объяснить? (Действия 12.)

Запишите слово, подчеркивайте орфограммы, которые объяснили, и пропускайте те буквы, которые еще не умеете объяснять. (Действие 3.)

Обратитесь к орфографическому словарю и вставьте буквы ручкой другого цвета.

Проверьте, читая по слогам, как написано. (Действие 4.)

V. Закрепление.

Списывание по памятке 4.

Текст на доске: Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли. (С. Михалков.)

Ваша задача – списать отрывок, действуя по памятке 4. А это значит: на месте тех орфограмм, где можете объяснить выбор букв, вы их пишите и подчеркивайте; там же, где объяснить буквы не можете, оставляйте пропуски, «окошки». Какое первое действие нужно выполнить? (Отметить все орфограммы.)

Отмечайте орфограммы по-разному: одни, которые можете объяснять, подчеркивайте, а под другими ставьте точки как сигналы опасности.

Подготовительная работа проводится коллективно. Затем учащиеся читают предложение, как написано, повторяют, не глядя на текст, и записывают, оставляя «окошки» на месте сомнительных букв.

При проверке обозначают орфограммы ( _ или.). Сверяют орфограммы с текстом на доске, вставляют буквы в «окошки» ручкой другого цвета.

VI. Итог урока.

В чем помогает памятка 4?

Задание на дом: № 153.

Урок 14 (35). Закрепление нового
способа письма


Цели: закрепление умения писать по памятке 4; обучать осознанному письму.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 153.

Какое сравнение вы вставили в упражнение?

II. Актуализация необходимых знаний.

Прочитайте предложения на доске.

Сыроежка была как большая глубокая тарелка. Вдруг птичка села на край и носиком тюк в воду. (По М. Пришвину.)

Какие действия нужно провести, чтобы списать эти предложения?

(Проводится списывание в соответствии с памяткой 4 и памяткой 1.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке вы продолжите упражняться писать без ошибок.

IV. Работа по решению учебной задачи
.

Выполнение заданий 154, 155.

V. Итог урока.

Уточните порядок действий, необходимый для безошибочного письма.

Задание на дом: № 156.

Урок 15 (36). Тренировка в письме
«с окошками» по памятке 4


Цель: закрепить и обобщить умения работать по памяткам 4 и 1.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Самодиктант: 56 слов из задания 156. (Два ученика пишут на закрытых досках.)

Проверка.

Как действовали при записи слов?

(Оставленные «окошки» заполняются коллективно ручкой другого цвета.)


II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий.

Задание 157.

Вывод:

Что подсказывают цифры 1 и 4 в заданиях к упражнениям?

3. Самостоятельная работа.

Задание 158.

Проверка.

Какие орфографические задачи вы смогли решить сами?

Когда вам пришлось обратиться в «справочное бюро»?

III. Итог урока.

Прочитайте название той части учебника, с которой вы закончили работу. (С. 67.)

Какие слова недосказаны?

Какой способ письма без ошибок вы теперь знаете?

Будете ли пользоваться этим способом?

Урок 16 (37). Две орфограммы в безударных слогах
[
жышы]
Бывает ли буква одна, а орфограмм две?»)

Цель: помочь учащимся осознать, что орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже, на [жы – шы], они могут решить только в случае, если эти слоги ударные, в безударных слогах может писаться не и, а совсем другая буква.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Прочитайте вопрос, на который предстоит ответить на сегодняшнем уроке. (С. 72.)

Встречались ли вам такие слова, в которых на месте одной буквы были бы две орфограммы? Если встречались, назовите такие случаи. (Кис-ти.)

II. Работа по решению учебной задачи.

1. Задание 160.

Вывод: задание 161.

2. Выполнение заданий 162, 163.

3. Задание 164. (Обозначение орфограммы в безударных слогах [жы – шы].)

– Найдите слова, в которых надо показать сразу две орфограммы на месте одной буквы

Вывод: Как ответите на вопрос Антона?

III. Итог урока.

Какая тайна слогов [жы – шы] вам открылась?

Задание на дом: № 165.

Урок 17 (38). Закрепление пройденного
(«П
роверяем себя»)

Цель: упражнять в применении полученных знаний
; развивать речь учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– В записи какого слова вам пригодились знания о сочетаниях [жы – шы]? (Шептать.)

– Что вы рассказали своим домашним о тайне слогов [жы – шы]?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Упражнение в применении полученных знаний.

1) Работа на слух. Выборочная запись слов со слогами, которые звучат как [жы – шы], из миниатюры Э. Шима.

Шмель и синичка.

Ой, мертвый шмель на цветке сидит. Вот бы склевать!

Ж-ж-ж-жирно будет … Я еще ж-ж-ж-живой… Я только ночами от холода замираю, а днем я ж-ж-ж-живехонький!

Какие слова с сочетаниями [жы – шы] вы услышали?

В каких словах в слогах [жы – шы] вы будете сразу писать?

В каких оставите «окошки»?

Не забудьте оставить «окошки» и на месте других орфограмм.

Запись и проверка слов (ж..рн.., ж..вой, ж..вех..ньк..й).

2) Работа по развитию речи.

Задание 166.

Устное продолжение рассказа. Коллективная запись выбранных предложений (по памятке 4).

3) Записать предложения (можно без слоговой модели):

...Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали…

Кто автор этих слов и из какого они произведения?

Послушайте это предложение и найдите опасные для письма места.

Как будете писать? (Знаю ответ в орфографической задаче – пишу и подчеркиваю; не знаю – оставляю «окошко».)

Запись предложения под орфоэпическое чтение.

Проверка: выполнение действий пункта 4 памятки 4.

После проверки учащиеся могут на последней строке поставить знак «+», который будет обозначать: Я проверил, считаю, что все верно.

III. Итог урока.

Как вы будете писать, чтобы не было ошибок?

Задание на дом: № 169.


Урок 18 (39). Закрепление пройденного

Цели: упражнять в применении полученных знаний; развивать речь учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 169. Учащиеся обмениваются подготовленными карточками, вставляют в «окошки» буквы. Взаимопроверка.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке вы будете тренироваться в применении полученных знаний и готовиться к контрольной работе.

2. Задание 167.

Вывод: оставлять «окошки» нужно везде, где не знаешь правил; лучше «окошко», чем ошибка.


3) Тренировочный диктант (пишется по той же технологии, что и раньше): 1) знакомство с текстом; 2) прослушивание каждого предложения с заданием: находить опасные для письма места; 3) запись предложения с соблюдением требования памятки 4; 4) проверка.

У нас есть маленькие враги. Это бабочки, жуки и разные насекомые. Они едят листья, траву. Часто портят корни деревьев. Выручают нас птицы.

После записи каждого предложения обсуждаются все орфографические задачи и их решение. Запись выглядит так:

з/с з/с е/и а/о а/о а/о

Уна.. е..тьмаленьк..вр..гит.. баб..чки, жуки и

е/и а/о е/и е/и е/и а/о а/о я/ю

разны.. н..с..комы.. ни ..дят листья, тр..ву.Част.. порт..т

е/и в/ф з/с б/п

корни д..ревь.. . Выручают на.. ..тицы.

Можно показать на доске заранее написанный текст и предложить вставить все буквы.

III. Итог урока.

Откройте с. 41, прочитайте заголовок. Как вы теперь ответите на вопрос «Как писать без ошибок?»

Какие опасности письма мы назвали главными? Почему?

Как нужно писать на родном языке? (Без ошибок.) Почему?

Прочитайте текст на с. 76. Согласны ли вы с ним?

Задание на дом: № 168.

Урок 19 (40). Закрепление пройденного

Цели: формирование умений: 1) прогнозировать орфограммы; 2) различать их по признаку «знаю правило или нет», «точно помню написание или нет»; 3) упражнять в правильном решении задач освоенными способами; 4) использовать прием пропуска орфограмм для слов с еще не решаемыми орфографическими задачами.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Задание 168.

Какая речь в этом упражнении – деловая или картинная? Докажите.

Расскажите, что вы теперь знаете о том, как накрывать стол.

2. Словарный диктант (картинный): молоко, тарелка, котлета, салат, сосиска, кастрюля, макароны.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Тренировочный диктант.

Папа и мама любили животных. Жильцами дома были собака Джек и толстый котИваныч. Но часто в комнатах жили ежи, зайчата. Зверьков я приносил из леса.

(Технология проведения диктанта та же.)

III. Итог урока.

Коллективно обсудить все выполненные действия при написании диктанта