ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Сравните остальные действия.
– По какой памятке вы хотели бы работать? Какая памятка, на ваш взгляд, удобнее?
Задание 152.
Действия по памятке 4.
– Произнесите слово дорога и определите в нем орфограммы. Какие из них можете объяснить? (Действия 1–2.)
– Запишите слово, подчеркивайте орфограммы, которые объяснили, и пропускайте те буквы, которые еще не умеете объяснять. (Действие 3.)
– Обратитесь к орфографическому словарю и вставьте буквы ручкой другого цвета.
– Проверьте, читая по слогам, как написано. (Действие 4.)
V. Закрепление.
Списывание по памятке 4.
Текст на доске: Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли. (С. Михалков.)
– Ваша задача – списать отрывок, действуя по памятке 4. А это значит: на месте тех орфограмм, где можете объяснить выбор букв, вы их пишите и подчеркивайте; там же, где объяснить буквы не можете, – оставляйте пропуски, «окошки». Какое первое действие нужно выполнить? (Отметить все орфограммы.)
– Отмечайте орфограммы по-разному: одни, которые можете объяснять, подчеркивайте, а под другими ставьте точки как сигналы опасности.
Подготовительная работа проводится коллективно. Затем учащиеся читают предложение, как написано, повторяют, не глядя на текст, и записывают, оставляя «окошки» на месте сомнительных букв.
При проверке обозначают орфограммы ( _ или.). Сверяют орфограммы с текстом на доске, вставляют буквы в «окошки» ручкой другого цвета.
VI. Итог урока.
– В чем помогает памятка 4?
Задание на дом: № 153.
Урок 14 (35). Закрепление нового
способа письма
Цели: закрепление умения писать по памятке 4; обучать осознанному письму.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 153.
– Какое сравнение вы вставили в упражнение?
II. Актуализация необходимых знаний.
– Прочитайте предложения на доске.
Сыроежка была как большая глубокая тарелка. Вдруг птичка села на край и носиком тюк в воду. (По М. Пришвину.)
– Какие действия нужно провести, чтобы списать эти предложения?
(Проводится списывание в соответствии с памяткой 4 и памяткой 1.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке вы продолжите упражняться писать без ошибок.
IV. Работа по решению учебной задачи
.
Выполнение заданий 154, 155.
V. Итог урока.
– Уточните порядок действий, необходимый для безошибочного письма.
Задание на дом: № 156.
Урок 15 (36). Тренировка в письме
«с окошками» по памятке 4
Цель: закрепить и обобщить умения работать по памяткам 4 и 1.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Самодиктант: 5–6 слов из задания 156. (Два ученика пишут на закрытых досках.)
Проверка.
– Как действовали при записи слов?
(Оставленные «окошки» заполняются коллективно ручкой другого цвета.)
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
Задание 157.
Вывод:
– Что подсказывают цифры 1 и 4 в заданиях к упражнениям?
3. Самостоятельная работа.
Задание 158.
Проверка.
– Какие орфографические задачи вы смогли решить сами?
– Когда вам пришлось обратиться в «справочное бюро»?
III. Итог урока.
– Прочитайте название той части учебника, с которой вы закончили работу. (С. 67.)
– Какие слова недосказаны?
– Какой способ письма без ошибок вы теперь знаете?
– Будете ли пользоваться этим способом?
Урок 16 (37). Две орфограммы в безударных слогах
[жы – шы]
(«Бывает ли буква одна, а орфограмм две?»)
Цель: помочь учащимся осознать, что орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже, на [жы – шы], они могут решить только в случае, если эти слоги ударные, в безударных слогах может писаться не и, а совсем другая буква.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
–Прочитайте вопрос, на который предстоит ответить на сегодняшнем уроке. (С. 72.)
– Встречались ли вам такие слова, в которых на месте одной буквы были бы две орфограммы? Если встречались, назовите такие случаи. (Кис-ти.)
II. Работа по решению учебной задачи.
1. Задание 160.
Вывод: задание 161.
2. Выполнение заданий 162, 163.
3. Задание 164. (Обозначение орфограммы в безударных слогах [жы – шы].)
– Найдите слова, в которых надо показать сразу две орфограммы на месте одной буквы
Вывод: Как ответите на вопрос Антона?
III. Итог урока.
– Какая тайна слогов [жы – шы] вам открылась?
Задание на дом: № 165.
Урок 17 (38). Закрепление пройденного
(«Проверяем себя»)
Цель: упражнять в применении полученных знаний
; развивать речь учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– В записи какого слова вам пригодились знания о сочетаниях [жы – шы]? (Шептать.)
– Что вы рассказали своим домашним о тайне слогов [жы – шы]?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Упражнение в применении полученных знаний.
1) Работа на слух. Выборочная запись слов со слогами, которые звучат как [жы – шы], из миниатюры Э. Шима.
Шмель и синичка.
– Ой, мертвый шмель на цветке сидит. Вот бы склевать!
– Ж-ж-ж-жирно будет … Я еще ж-ж-ж-живой… Я только ночами от холода замираю, а днем я ж-ж-ж-живехонький!
– Какие слова с сочетаниями [жы – шы] вы услышали?
– В каких словах в слогах [жы – шы] вы будете сразу писать?
– В каких оставите «окошки»?
–Не забудьте оставить «окошки» и на месте других орфограмм.
Запись и проверка слов (ж..рн.., ж..вой, ж..вех..ньк..й).
2) Работа по развитию речи.
Задание 166.
Устное продолжение рассказа. Коллективная запись выбранных предложений (по памятке 4).
3) Записать предложения (можно без слоговой модели):
...Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали…
– Кто автор этих слов и из какого они произведения?
– Послушайте это предложение и найдите опасные для письма места.
– Как будете писать? (Знаю ответ в орфографической задаче – пишу и подчеркиваю; не знаю – оставляю «окошко».)
Запись предложения под орфоэпическое чтение.
Проверка: выполнение действий пункта 4 памятки 4.
После проверки учащиеся могут на последней строке поставить знак «+», который будет обозначать: Я проверил, считаю, что все верно.
III. Итог урока.
–Как вы будете писать, чтобы не было ошибок?
Задание на дом: № 169.
Урок 18 (39). Закрепление пройденного
Цели: упражнять в применении полученных знаний; развивать речь учащихся.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 169. Учащиеся обмениваются подготовленными карточками, вставляют в «окошки» буквы. Взаимопроверка.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вы будете тренироваться в применении полученных знаний и готовиться к контрольной работе.
2. Задание 167.
Вывод: оставлять «окошки» нужно везде, где не знаешь правил; лучше «окошко», чем ошибка.
3) Тренировочный диктант (пишется по той же технологии, что и раньше): 1) знакомство с текстом; 2) прослушивание каждого предложения с заданием: находить опасные для письма места; 3) запись предложения с соблюдением требования памятки 4; 4) проверка.
У нас есть маленькие враги. Это бабочки, жуки и разные насекомые. Они едят листья, траву. Часто портят корни деревьев. Выручают нас птицы.
После записи каждого предложения обсуждаются все орфографические задачи и их решение. Запись выглядит так:
з/с з/с е/и а/о а/о а/о
Уна.. е..тьмаленьк..вр..ги.Эт.. баб..чки, жуки и
е/и а/о е/и е/и е/и а/о а/о я/ю
разны.. н..с..комы.. .Они ..дят листья, тр..ву.Част.. порт..т
е/и в/ф з/с б/п
корни д..ревь.. . Выручают на.. ..тицы.
Можно показать на доске заранее написанный текст и предложить вставить все буквы.
III. Итог урока.
– Откройте с. 41, прочитайте заголовок. Как вы теперь ответите на вопрос «Как писать без ошибок?»
– Какие опасности письма мы назвали главными? Почему?
– Как нужно писать на родном языке? (Без ошибок.) Почему?
– Прочитайте текст на с. 76. Согласны ли вы с ним?
Задание на дом: № 168.
Урок 19 (40). Закрепление пройденного
Цели: формирование умений: 1) прогнозировать орфограммы; 2) различать их по признаку «знаю правило или нет», «точно помню написание или нет»; 3) упражнять в правильном решении задач освоенными способами; 4) использовать прием пропуска орфограмм для слов с еще не решаемыми орфографическими задачами.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Задание 168.
– Какая речь в этом упражнении – деловая или картинная? Докажите.
– Расскажите, что вы теперь знаете о том, как накрывать стол.
2. Словарный диктант (картинный): молоко, тарелка, котлета, салат, сосиска, кастрюля, макароны.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Тренировочный диктант.
Папа и мама любили животных. Жильцами дома были собака Джек и толстый котИваныч. Но часто в комнатах жили ежи, зайчата. Зверьков я приносил из леса.
(Технология проведения диктанта та же.)
III. Итог урока.
Коллективно обсудить все выполненные действия при написании диктанта