Файл: Организация охранительного педагогического режима для лиц с отклонениями в развитии в условиях инклюзивных образовательных организаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Дисциплина: Теоретические основы организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Прянишникова Евгения Александровна
Преподаватель:
Дубовская Наталия Алексеевна
По теме 1.2. Организация охранительного педагогического режима для лиц с отклонениями в развитии в условиях инклюзивных образовательных организаций
В современной ситуации накопленного опыта социальной и образовательной инклюзии неизбежно встает вопрос о поиске и четкой трактовке методологических оснований, с позиции которых будет происходить построение процесса инклюзивного образования. По мнению А.С. Сунцовой, становление теории нового образования будет представлять собой синтез теорий, включающий философское, педагогическое, психологическое, медицинское знание, выполняющее роль научных ориентиров в практике реализации инклюзивного образования. Автор полагает, что основные положения инклюзивной модели образования должны формулироваться с опорой на междисциплинарный подход, предполагающий исследование проблемы с позиции различных научных дисциплин, взаимную и совместную интерпретацию объекта. Поиск теоретических оснований инклюзивной модели образования потребует сопряжения положений многих наук: философии воспитания и образования; педагогической теории; психологических концепций, объясняющих механизмы социализации и развития личности в условиях инклюзивного педагогического процесса. Особый интерес представляют те научные подходы, которые будут наиболее продуктивны в отношении построения модели инклюзивного образования. Не отрицая необходимости включения в практику общеобразовательных школ специальных педагогических методов и средств обучения детей с особыми образовательными потребностями как специального условия их образования, доказано, что их обучение и воспитание должно рассматриваться в рамках общей педагогики, исходя из того, что само по себе инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к получению всех видов образования детьми, имеющими особые образовательные потребности; организацию и создание условий для этого с учетом индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей ребенка, расширение его социального опыта. По словам А.С. Сунцовой, инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный 13 подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Следовательно, совместное обучение и воспитание детей с особыми потребностями должно быть подведено под общую основу. Встает вопрос выбора тех методологических оснований, которые обеспечат эффективность практики инклюзивного образования. Применительно к инклюзии как социально-образовательной практике, необходимо обратиться к современным взглядам гуманистически ориентированной педагогики, помещающим в центр образовательного процесса учащегося. Остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее продуктивных основаниях, взаимодополняющих друг
друга научных подходах применимых к инклюзии, выделенных А.С Сунцовой.
Задание 2. Приведите примеры на подбор технологий ОПР.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
— интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
— составные элементы, компоненты;
— структура (связи и отношение между частями и элементами);
— функциональные характеристики;
— коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
— историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — "технологический" подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Задание 3. Разработайте конспект урока в инклюзивном классе с использованием одной из технологий ОПР.
Конспект урока
в инклюзивном классе
по русскому языку во 2 классе
УМК: Развивающая система Занкова.
Тема: « Имя существительное»
Цель урока:
На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся воспроизведут в памяти знания о признаках имени существительного как части речи.
Образовательные и развивающие задачи:
Дифференцированная работа по развитию творческих и исследовательских навыков
Использование метапредметных категорий.
Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.
Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.
Поддержка мотивации учащихся.
Воспитательные задачи:
Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.
Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.
Коррекционно - развивающие:
Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.
Развивать зрительную память, логическое мышление.
Обогащать словарный запас.
Методические задачи:
Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.
Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:
Положительное влияние аэрофитотерапевтического модуля.
Двигательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Увлажнение воздуха действующим фонтаном.
Частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.
Дозирование времени на выполнение заданий.
Создание положительного психологического климата.
Ориентация учащихся на успех.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование и литература: интерактивная доска, учебник по русскому языку для 2 класса, «Толковый словарь» Ожегова; орфографические словари, раздаточный материал.
Интернет-ресурсы: русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи -http://www.gramma.ru;Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» -http://www.gramota.ru;
Ход урока
Организационный этап.
Цель:
психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;
воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
Приветствие.
Организация внимания школьников:
Добрый день, ребята! Сейчас урок русского языка, – наверное, самый трудный и интересный из всех уроков в начальной школе. Не забывайте о посадке!! Ваше здоровье – в ваших руках.
-Прочитайте девиз нашего урока
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
3. Ориентирование на успешность учащихся (психологическая минутка)
- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я как всегда желаю вам хорошего настроения, удачи, радуйте себя и своих родителей хорошими результатами.
II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Постановка цели урока. Определение темы урока.
Цель:
обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.
Слово учителя:
- Вы у меня дети умные, взрослые! Внимание!
-Предлагаю вам интеллектуальную разминку.
Вопросы:
1. Светлое время суток - ……..
2.Белый, а не снег. Сладкий, а не мёд-….
3.Что остаётся, когда спилят дерево? -……..
4.Под полом таится, кошки боится - ……….
5.Под соснами, под ёлками-
Лежит мешок с иголками-…………
6.Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
На доске открываются слова: сахар,день, пень, мышь, ёж, яблоко
(Трудные моменты комментируются и объясняются.)
2.Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» об имени существительном, не называя эту часть речи.
- какие у вас есть предположения? О чём пойдёт речь на уроке? (об имени существительном).
- поставьте цели на сегодняшний урок (закрепление знаний об имени существительном; отработка орфографических навыков)
- отправляемся в страну под названием «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Мозговой штурм - создание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное?
Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):
Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний об имени существительном».
Этап проверки понимания изученного:
Цель:
установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы осмысления изученного материала;
воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
Индивидуальная работа по заданию«Существительное как самостоятельная часть речи»
2. Прочитайте слова: песня, мороз, солнце, зимний, воробей, здоровье, красота, улыбка (выделите лишнее слово - весенний)
- Что вы можете сказать о словах (обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?)
- Как вы понимаете слово «Здоровье»? (здоровье – это когда человек себя чувствует хорошо. Здоровье – это когда у человека хорошее настроение, он не болеет.
В «Толковом словаре» Ожегова значение этого слова объясняется так: «Здоровье – это нормальное состояние, самочувствие человека». Так давайте мы с вами будем постоянно помнить об этом, беречь своё здоровье и помнить о посадке.