Файл: Проективные методики в психологическом консультировании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проективные методики
в психологическом консультировании
Модуль 1
Концепция проекции в психологии
Тема 1
История вопроса. Понятия «проекция» и «проективные методы»
Проективные методики
в психологическом консультировании
2
Содержание
1.
История вопроса
2.
Психическая реальность
3.
Понятие и классификация проекций
Проективные методики
в психологическом консультировании
3
1.
История вопроса
Истоки проективных методов лежат в исследованиях Ф. Гальтона, который изучал ассоциативный процесс. Позднее К. Г. Юнг создал ассоциативный тест, который помогает актуализировать переживания личности. В конце XIX – начале XX вв. в
России Ф. Е. Рыбаков, а во Франции А. Бине исследовали воображение и экспери- ментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые напоминают людей, животных и разные события жизни.
Были работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками — психологам известно, что рассказы по «пятнам» и сю- жетным картинкам помогают определить потребности и интересы личности, ее па- тологии.
Все эти исследования можно считать предысторией проективных методов. И хотя есть информация о том, что первый проективный тест раз- работал Юнг в 1904–1905 го- дах, первая проективная мето- дика принадлежит американ- скому психологу Г. Мюррею, автору знаменитого теста те- матической апперцепции
(ТАТ). Эта методика появилась в 1938 году и основана на соот- ветствующей теоретической концепции —
психологиче-
ской концепции проекции.
Л. Франк впервые применил понятие проекции в 1939 году для обозначения уже существующих методик. А широко известный тест Роршаха (1922 г.) и другие ран- ние методики начали рассматривать с позиций проективного подхода позднее.
ТАТ применяется в клинической практике для
диагностики неврозов и психосоматических
расстройств. Применение методики дает це-
лостное знание о личности, ее доминирую-
щих потребностях, степени их удовлетворе-
ния, конфликтах со средой, преградах, состо-
янии аффективной сферы, психологических
защитах, жизненной позиции, мировоззре-
нии, самооценке.
Проективные методики
в психологическом консультировании
4
2.
Психическая реальность
Психотерапия работает с проявлениями личности через активную деятельность и дает ценный клинический материал. Это помогает косвенно изменить поведенче- ские паттерны, которые приносят клиенту чувство «страдания». Психотерапия ра- ботает с психической реальностью через ее феноменологические проявления, направленные на конкретный объект.
Фрейд исследовал психическую реальность, понимая под ней не только реально существующие объекты действительности, но и бессознательное психическое, счи- тая оба эти компонента равносильными по значимости: для человека неважно, ре- альная или вымышленная информация находится в его бессознательном, ведь в фантазиях он взаимодействует не с материальной реальностью, а с той, которую сам создал — именно она выступает для него в качестве единственно верной.
Психическая реальность —
область психического, в которой про-
текают главные для жизнедеятельности человека процессы. Они
воздействуют на его мышление и корректируют поведение. Пси-
хоаналитик З. Фрейд уделял особое внимание ее изучению.
Определение
Проективные методики
в психологическом консультировании
5
Позже Фрейд уточнил функциональные задачи отдельных компонентов, расширив свое понимание структуры психики. Речь о конструкции
Ид — Эго — Супер-Эго,
где:
Ид — базовые потребности индивида, либидозные и агрессивные.
Супер-Эго — отражение внешних норм, запретов и догматов.
Эго — структура, которая обеспечивает способность человека так перенапра- вить свои изначальные позывы, чтобы быть адекватным внешнему миру.
Соединив две предложенные Фрейдом структуры, получим схему:
Проективные методики
в психологическом консультировании
6
Бессознательное по З. Фрейду
Согласно концепции Фрейда, в сферу сознательного попадает только часть психи- ческого, которое относится к структуре Эго, и часть структуры Супер-Эго. Большая часть процессов этих структур относится к области «предсознательного». Ид цели- ком попадает в недоступное бессознательное, информируя о себе через изменение процессов в Эго.
Фрейд изучал возможности выведения неосознаваемых тенденций в сознание. Он считал, что только это давало единственную терапевтическую возможность гармо- низации личности.
Сегодня многие терапевтические школы отказались от проведения терапии через выведение в сознание всех возможных мотивов. Работа ведется на уровне предсо- знательного и даже бессознательного.
Проективные методики
в психологическом консультировании
7
Концепция бессознательного по Юнгу
Юнг, будучи оппонентом Фрейда, в 1916 году расширил понимание бессознатель- ного — открыл «коллективное бессознательное» и разработал учение об архетипах.
Коллективное бессознательное
Юнг понимает как хранилище главных знаний че- ловечества. Человек наследует его независимо от своих индивидуальных особен- ностей.
Архетипы,
как ключевые фигуры коллективного бессознательного, — это струк- туры, которые олицетворяют ведущие, универсальные, свойственные всем идеи, потребности и роли.
Бессознательное по К. Г. Юнгу
Процесс терапии по Юнгу состоит в освобождении некоего подавляемого бессо- знательного для выравнивания баланса между сознательным и бессознательным.
Согласно Юнгу, освобождение бессознательного терапевтично уже само по себе.
Его идея ближе всего к тем идеям, на которые опирается арт-терапия и другие про- ективные методы психологии.
Проективные методики
в психологическом консультировании
8
Концепция бессознательного по Ассаджиоли
Р. Ассаджиоли в 1958 году свел воедино разнородные, на первый взгляд даже про- тиворечащие друг другу проявления бессознательного.
Ассаджиоли выделил следующие области бессознательного:
1. Нижнее бессознательное
включает основные инстинкты и примитивные стремления, элементарную психическую деятельность, разнообразные эмо- ционально заряженные комплексы, сны и фантазии низшего свойства, раз- личные патологические проявления (фобии, навязчивости, компульсивные желания, параноидальные галлюцинации).
2. Среднее бессознательное
образовано из легкодоступных элементов пси- хики. В них собран жизненный опыт, воображаемые действия, которые со- зревают и вынашиваются в этой области, прежде чем появятся в свете созна- ния.
3. Высшее бессознательное (сверхсознательное),
из области которого мы получаем озарения и вдохновения (научные, художественные, философ- ские). Это источник высших чувств — альтруистической любви, духовности, просветления, озарения.
4. Область сознания,
в которую входят доступные нашему наблюдению, ана- лизу и оценке ощущения, образы, мысли, чувства, желания, импульсы.
5. Осознаваемое Я
— стабильный центр личности, точка чистого осознавания себя.
6. Высшее Я
— некий божественный прототип нашей личности. Помогает удер- живать стабильность осознаваемого Я, как модель, с которой мы соотносим свою личность.
7. Коллективное бессознательное
—
процесс «психологического обмена» как между отдельными людьми, так и в более широкой психологической среде.
Проективные методики
в психологическом консультировании
9
Бессознательное по Р. Ассаджиоли
Теория Ассаджиоли разрешает многие противоречия в понимании бессознатель- ного и неосознаваемого в разных школах, хотя и не является популярной моделью.
Кроме того, она позволяет ориентироваться в том материале, который мы полу- чаем в процессе работы с проективными технологиями.
Опираясь на модель личности Ассаджиоли, можно выделить области действия раз- ных психологических методов.
Уровни психического и методы коррекции
Проективные методики
в психологическом консультировании
10
Психологи используют такие направления, как психодрама, метафорические ассо- циативные карты, сказкотерапия, песочная терапия и другие. Что общего у этих направлений? Все они ориентированы на работу со скрытыми от сознания струк- турами. Эти направления используют различные методы и инструменты, ориенти- руясь на неосознаваемую часть личности, так как в человеке есть множество скры- тых, неподконтрольных пластов.
Получается, что вся психология проективна, так как любой предмет воспринима- ется человеком не в чистом виде, а через психическое опосредование. Проекция есть даже в стандартизированных и валидизированных методах.
Любой метод, в том числе и проективный, должен быть надежен. Поэтому психо- лог должен знать и актуальные теории, и методы воздействия, апробированные в разных условиях — и в проективных методах, и в психологической работе. Все это не исключает гибкости, а гибкость подразумевает активную субъективность, со- единенную с опытом и мудростью.
Тест Роршаха
Рассмотрим проективный метод психодиагностики — тест «Пятна Роршаха»
(1921 г.). Он не утратил своей прикладной ценности, хоть и является одним из пер- вых проективных тестов.
Швейцарский психиатр Герман Роршах обнаружил, что испытуемые, которые в бесформенной чернильной кляксе видят симметричную фигуру, могут реально оценивать ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Роршах сделал вы- вод, что специфика восприятия указывает на личностные особенности человека.
С помощью проективных методов можно найти способы и язык
обращения к неосознаваемым структурам и даже повлиять на
них.
Важно!
Проективные методики
в психологическом консультировании
11
Чтобы изучать эмоции и различные уровни самообладания, Роршах добавил в тест факторы с эмоциональным воздействием — использовал чернильные кляксы раз- ных цветов и разной насыщенности.
Взаимосвязь интеллектуального контроля с возникающей эмоцией Роршах связы- вал с клинически выявленными эмоциональными состояниями. У людей с различ- ными эмоциональными состояниями реакции на цвета и оттенки были разными.
Выяснилось, что чернильные кляксы способны раскрыть страхи, глубоко скрытые желания, лежащие в основе длительных неразрешимых внутренних конфликтов.
Свои неудовлетворенные потребности и волнения человек вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий. Именно эту вытесненную инфор- мацию можно извлечь из ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.
Тест Роршаха помогает психологу и психиатру получить данные для диагностики особенности личности и ее нарушений, которые можно проверить клинически.
Проективные методики
в психологическом консультировании
12
Концепция Франка
Лоуренс Франк в своих работах (1939–1948 гг.) впервые формулирует основные принципы проективной психологии.
Концепция Франка определяет назначение и границы проективных методик: они направлены на раскрытие внутреннего мира человека, его субъективных пережи- ваний, мыслей, ожиданий, чувств, а не на диагностику реального поведения.
Проективные методики
в психологическом консультировании
13
3.
Понятие и классификация проекций
Перейдем непосредственно к понятию проекции. Теоретическое обоснование про- ективных методов базируется на понятии «проекция» (лат. projectio — бросание вперед).
Проекция в геометрии
— это изображение трехмерной фигуры на так называемой картинной (проекционной) плоскости способом геометрической идеализации оп- тических механизмов. Если рассмотреть такое определение в психологическом от- ражении, получается, что это моделирование образа человека (как фигуры) на аль- тернативной плоскости.
Проекция в гештальтпсихологии
— это когда один человек непроизвольно при- писывает субъективные процессы другим.
Проекция в психоанализе
— это механизм защиты, который заключается в неосо- знанном приписывании другому неприемлемых для себя свойств, качеств, моти- вов, мыслей и чувств.
Обратите внимание: у Фрейда эти мотивы неприемле-
мые, вытесняемые.
Но ведь еще Фрейд заметил, что проекция может быть не только защитным механизмом. Кроме состояния, которое человек чувствует и осо- знает, есть еще и существование бессознательного психического процесса рядом с сознательным. Эта мысль Фрейда, которую он не усовершенствовал или не выра- зил где-то еще, содержит всё необходимое для последовательной теории проекции и общего восприятия.
В психодиагностике
Франк определяет проекцию, как процесс и результат взаи- модействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным мате- риалом. В ходе взаимодействия осуществляется идентификация и собственно про- екция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями.
Продукты деятельности личности отражают ее особенности.
Школа проективной психологии объединяет эти определения и получает следую- щее:
Проективные методики
в психологическом консультировании
14
Проекция —
любое проявление психической реальности инди-
вида в его деятельности. Проективная психология, соответ-
ственно, — это направление по работе с клиентом в контексте
взаимодействия с образами, которые он создает, и которые
имеют больше всего косвенных опосредованных связей с его
личностью.
Определение
Проективные методики
в психологическом консультировании
15
Комбинация этих измерений помогает классифицировать все известные виды проекций.
Классификация видов проекций по Холмсу
Осознание субъектом
проецируемой черты
Наличие у субъекта
проецируемой черты
Отсутствие у субъекта про-
ецируемой черты
Субъект не осознает свою черту
Симилятивная проек- ция — выполняет за- щитные функции, пре- пятствует осознанию обладания нежела- тельной чертой
Проекция «Панглосса» и «Кас- сандры» — рассматривается как вариант защитного механизма
«реактивное образование»
Субъект осознает свою черту
Атрибутивная проек- ция — приписывание другим людям осозна- ваемых в себе мыслей, чувств и желаний
Комплементарная проекция — проекция черт, дополнительных к тем, которыми обладает субъ- ект в действительности
Проективные методики
в психологическом консультировании
16
Термин «проекция» широко распространился в контексте проективных психологи- ческих тестов. Хотя в современных статьях и книгах по практической психологии и психотерапии мы видим, что этот термин используется несколько шире.
Проективные методы, как и проективный подход в целом, допускают множествен- ность интерпретаций в специально созданной экспериментальной ситуации.
Например, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, толковать неопределенные очертания.
Проективные методы появились согласно теории Фрейда, который обозначил важ- ность неосознаваемых процессов человека для понимания психопатологии. Изна- чально проективные личностные тесты предназначались для помощи клиниче- ским психологам в определении эмоциональных нарушений у пациента.
Один из главных признаков проективных методик — использова-
ние неопределенных стимулов, которое дает возможность са-
мому испытуемому что-то дополнять и интерпретировать.
Важно!
Таким образом, цель проективных методов заключается в рас-
крытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и ис-
точников беспокойства. Проективные методы позволяют чело-
веку проецировать на некий неопределенный материал свои
чувства, потребности, установки и отношение к жизни.
Вывод