Файл: Программа профессиональной переподготовки Педагог дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (620).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (620)

Дисциплина: Введение в педагогическую деятельность

Практическое задание 3, Модуль 3. Профессионально-личностное саморазвитие учителя


Выполнил:

Преподаватель:

г. Москва – 2023

1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений. Сравните данные определения: каковы их сходства и различия? Опишите свою собственную профессиональную Я-концепцию, отразив в своем описании структуру Я-концепции личности педагога. 
Моё понимание сущности понятия «Я-концепция»
Я-концепция – это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С. Т. Джанерьян).
Я-концепция — осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).

Определение С. Т. Джанерьян более полное, обозначает цель человека, у которого сформирована Я-концепция – это саморазвитие и самореализация человека в профессии.
По определению А. К. Марковой, человек, обладающий сформированной Я-концепцией, сравнивает себя с Я-идеальным, с абстрактным коллегой. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.
Сходства данных определений заключается в том, что они связаны с самосознанием, с представлением человека о себе.
По моему мнению, Я-концепция педагога – это система человека представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения. Уровень сформированности Я-концепции педагога очень важен: человек лучше понимает, куда двигаться, что и как делать, результаты его труда повышаются, а самооценка растёт, самочувствие и настроение улучшается.


Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами

Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя. Но, одни отождествляют ее с понятием самосознания, другие смотрят на Я-концепцию, в первую очередь, как детерминанту поведения. По теории бихевиоризма Я-концепция – это способ поведения [Шибутани Т.,1998].
Я-концепции даются следующие определения:
1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма [Социальная психология личности в вопросах и ответах под ред. В. А. Лабунской, 1999].
2. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой [Бернс Р.,1986].
3. Я-концепция – это убеждения, с помощью которых человек определяет себя (дает ответы на вопросы кто Я). Элементы Я-концепции – Я-схемы, шаблоны сознания, с помощью которых человек организует свои миры. Я-схемы активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию, как мы воспринимаем, запоминаем, оцениваем окружающих и самих себя. Я-концепция включает Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, возможные Я, т.е. какими мы можем стать и какими мы бы хотели стать, и социальное Я [Майерс Д., 2004].

4. Я-концепция – набор определенных перцептивных Я-образов, определяющих поведение [Шибутани Т., 1998].
5. Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе [Шибутани Т., 1998].
6. Мид Д. определяет Я-концепцию как субъективное переживание коллективной точки зрения [Шибутани Т., 1998].
Разработкой понятия Я-концепция занимались психологи, принадлежащие к различным психологическим школам: Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Эриксон Э. и Роджерс К
Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я.


2. Составьте «Книгу жалоб учителя»: напишите 5-10 проблем, связанных с педагогической направленностью и педагогическим общением, которые затрудняют профессиональную деятельность учителя и снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии.
Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем.


Проблема педагогической направленности и педагогического общения

Пути решения проблемы

1.Проблема информирования ученика

Все должно быть структурировано, то есть уметь свертывать и развертывать информацию в виде схем, таблиц, диаграмм. Использовать интерактивные методы в образовательном процессе.

2.Низкий уровень духовного и физического здоровья учеников

Переводить обучаемого и обучающегося и самообучающегося; повышать личную ответственность за учение; совершенствовать интеллект (мышление)

3.Сложность в реализации воспитательной работы

Вести воспитательную работу в комплексе: учитывать увлечение ученика, особенность семьи; предлагать варианты бесплатных секции и кружков, мотивируя посещать их качеством обучения

4.Различные социальные статусы и положения родителей учеников.

Личностная направленность и индивидуальный

подход к каждому ученику. К сожалению, в условиях нынешней загруженности школ педагог не всегда имеет возможность уделить достаточное

внимание отдельному ученику.

5.Позиция родителей. (Критика учителя в присутствии ученика, подрыв авторитета учителя).

Из предыдущего пункта следует, что государству необходимо стремиться создать такие условия, чтобы в классах было не более 20 человек.

6. Различный темп выполнения заданий.

(Из-за личностных особенностей ученики выполняют задания в разном темпе, в результате чего учитель вынужден либо давать разно уровневые задания и контролировать их выполнение, либо проходить программу в среднем темпе, что

влечет за собой еще большее отставание отстающих).

Необходимо создавать большее количество специальных школ, которые были ориентированы как на одаренных детей, так и на не очень способных детей. (Сейчас их количество очень мало)

7. Проблема семьи

Выравнивать личностные позиции учителя и ученика: активно использовать метод диалога, добавиться с психологической стороны объяснять, что воспитание и обучение - задача не только учителя, а задача совместная, все возникающие проблемы решать в диалоге учитель - родитель, без вмешательства в него третей стороны - ребенка.




3. Проведённое в школе диагностическое исследование позволило выявить группы педагогов, для которых характерны следующие особенности, связанные с их самопознанием и саморазвитием:

 - высокий уровень знаний о профессии и о самом себе;

- уверенность в своих силах и возможностях;

- глубокий самоанализ чувств и опыта;

- возрастающая ответственность, интерес к работе;

- высокий уровень владения конструктивными и коммуникативными умениями;

- энергичность, прилежание, сдержанность.

Опишите особенности профессиональной деятельности (преподавания, воспитания) у педагогов каждой группы так, как Вы их видите


1 тип: Советчик
Ориентирован на саморазвитие, самосовершенствование. Применяет новые формы подачи информации, использует передовой педагогический опыт. Активно ведет поиски путей совершенствования. Основной формой подачи материала являются лекции, доклады, рефераты. Хорошо владеет практической стороной знаний. Знает свои положительные и отрицательные стороны. У учителя данной группы высокий уровень аналитических умений.
Уверенность в своих силах и возможностях
Рассуждающе-методичный, ориентация на результативность

2 тип: Информатор или диктатор
Учитель очень хорошо владеет учебным материалом, немного сухой и казенный стиль общения. Может вызывать у учеников смесь страх и уважения. Четко следует поставленным целям и задачам. Ориентирован на быстрые и эффективные результаты. Самосовершенствование направлено на развитие сильных сторон.
Глубокий самоанализ чувств и опыта ,результативный, рассуждающе-методичный

3 тип: Вдохновитель
Учитель этой группы постоянно на каждом этапе анализирует свою педагогическую деятельность. Для него важно следствием какой его деятельности были достигнуты положительные результаты. Сравнивает свой опыт и опыт других учителей, а также соответствие своей педагогической деятельности критериям современной науки.
Возрастающая ответственность, интерес к работе
Эмоционально-импровизационный, динамический