Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о специфике детской литературы и круге детского чтения cистеме жанров детской литературы западноевропейской и русской литературной сказке, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.1.
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о специфике детской литературы и круге детского чтения; cистеме жанров детской литературы; западноевропейской и русской литературной сказке, формирование умения применять их.
Задание 1. Заполните таблицу «Система жанров детского фольклора».
Отношение к игре | Типы по функции | Жанры |
Не игровой фольклор | Поэзия пествования Потешный фольклор | Колыбельные Пестушки Прибаутки Докучные сказки Потешки Скороговорки Дразнилки, поддевки Мирилки Небылицы Перевертыши |
Игровой фольклор | Заклички, присказки Считалки Игровые песни, привевки, приговоры Молчанки Уловки | |
Задание 2. Проанализируйте русскую народную сказку «Гуси-лебеди» по плану:
1) происхождение, своеобразие вымысла;
2) особенности сюжета, композиции;
3) положительные герои, их чудесные помощники и чудесные предметы;
4) отрицательные персонажи;
5) пространственно-временная организация;
6) значение для развития детей младшего школьного возраста.
Итак, сказка у нас начинается с зачина, если точнее, то со слов "Жили-были".
Далее следует экспозиция - момент, когда родители наказывают старшей сестренке следить за младшим братишкой.
После этого идет завязка - братик был похищен, а сестрица отправляется на поиски.
Дальше кульминация - преодолев все препятствия девочка находит своего братишку в домике у Бабы-Яги.
Ну и заканчивается сказка развязкой - дети убегают от Бабы-Яги, по дороге им помогают яблонька, река с кисельными берегами и волшебная печка с пирожками. В результате целые и невредимые детишки оказываются дома.
Сюжет сказки "Гуси-лебеди" построен по линейной схеме - элементы повествования идут друг за другом последовательно, а сам сюжет не осложнен наличием внесюжетных элементов, да и вспомогательные сюжетные линии в сказке отсутствуют.
Мы наблюдаем классическую схему построения сюжета. Начинается повествование с зачина, после чего следует завязка и развитие событий. Девочка теряет брата и пускается на его поиски, а на пути она встречает волшебных героев.
Кульминацией сюжета становится достижение девочкой своей цели - она находит братишку в избе Яги. Далее следует развязка - ребята бегут домой, укрываясь от нагоняющих гусей с помощью волшебных помощников. Завершается сказка счастливым финалом - дети оказываются под крышей родного дома.
Как видим, композиция весьма традиционна, за исключением одной особенности. Текст сказки имеет зеркальную композицию, которая заключается в том, что на пути к цели и на обратной дороге героиня встречается с одними и теми же чудесными героями. Только на этот раз девочка ведет себя приветливо и выполняет просьбы речки, яблони и печки, за что и получает от них помощь.
Задание 3.
Покажите, как сливаются реалистический и фантастический планы в повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
Ответ:
Реальное: Алеша ходил в пансион, получал оценки, отдыхал. и т.д. Фантастическое: Разговаривал с курицей. курица перевоплащалась, имел волшебное зернышко, попал в страну подземных жителей.
Задание 4.
Выполните анализ сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» по плану:
-
Можно ли сказать, что сказка Андерсена «Русалочка» о любви?
Да. Ведь всё, что пережила главная героиня, было сделано во имя любви.
На ней основан её главный поступок – сговор с Колдуньей.
И вся её дальнейшая судьба зависела от этого чувства.
Если бы не оно, Русалочка осталась бы жить в подводном царстве и уж точно не сделалась бы немой.
Именно любовь не позволила красавице убить принца для своего спасения.
Ради возлюбленного Русалочка готова была терпеть все муки и остаться без полноценной жизни.
Поражает, насколько сильно было поражено её сердце столь редким чувством.
Ведь её любовь была действительно редкостной: безумно сильной, несмотря на не взаимность.
К тому же далеко не каждый способен открыть своё сердце для любви.
А героиня, не имея бессмертной души (как люди), была одарена этим чувством.
-
Почему она решила стать человеком? Чем ей пришлось пожертвовать ради этого?
Героиня это сделала ради возможности быть рядом с любимым.
Будучи человеком, а не рыбой, его жизнь была возможной только на берегу, на суше, но никак не под водой.
А Русалочка настолько желала стать его возлюбленной, что даже решилась на вмешательство колдовства и лишение полноценного существования.
В неисполнении желаний главной героини нельзя кого-то обвинять.
Например, принц же не мог заставить себя полюбить её.
Так же как и никто другой не мог этому способствовать.
А в том, что судьба Русалочки впоследствии сложилась печально, виновата только её непредусмотрительность.
Ведь нельзя поступать сугубо по зову сердца, здравый смысл должен присутствовать всегда.
Мы видим на примере героини, как один поступок способен изменить всю жизнь.
Хотя, возможно, красавица предполагала такое развитие событий, но рискнула во имя любви.
Я считаю, это очень отчаянный поступок, на который способны только избранные.
-
Почему не сбылись мечты русалочки?
Русалочка решила проститься со своей подводной жизнью потому, что хотела быть всегда рядом с принцем, а он мог жить только на суше, только в своем дворце, только среди себе подобных, то есть людей. В том, что мечты Русалочки не сбылись, никто конкретно не виноват, но виновны понемногу все, даже сама Русалочка, ведь нельзя до такой степени любить другого и не любить себя.
-
Какова главная мысль сказки?
Главная мысль этого произведения в том, что настоящая любовь всегда должна быть готова на жертвы. Основная идея автора заключается в том, что ради любви человек может пойти на всё. Он даже готов пожертвовать собственной жизнью, лишь бы его любимый был счастлив.
Задание 5.
Разработайте вопросы для беседы с младшими школьниками по анализу содержания сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». Предположите возможные ответы учащихся.
Вопросы по сказке
Сколько было братьев у Элизы?
Ответ: Одиннадцать.
На ком женился отец Элизы?
Ответ: На злой королеве.
Как королева отнеслась к детям?
Ответ: Она их возненавидела.
Почему девочке пришлось расстаться с братьями?
Ответ: Потому что братья превратились в лебедей и покинули дворец.
Кто превратил братьев в лебедей и почему?
Ответ: Злая королева. Потому что Элиза наговорила королю о их бедности.
Какое колдовство хотела наложить на Элизу королева и почему оно не сработало?
Ответ: Она хотела превратить её тоже в дикого лебедя, но не смогла, потому что этого не захотел король.
Почему король не позволил королеве превратить Элизу в лебедя?
Ответ: Потому что он хотел видеть её как свою дочь.
Кого хотела натравить злая королева на Элизу, чтобы её испортить?
Ответ: Трёх жаб.
Почему колдовство трёх жаб не подействовало на Элизу?
Ответ: Потому что она была набожна и невинна.
Что сделала королева с Элизой, поняв, что жабы на неё не действуют?
Ответ: Она её измазала и спутала ей волосы.
Как Элизе снова удалось стать чистой?
Ответ: Она умылась в пруду.
Кто помог Элизе найти братьев, превращенных в лебедей?
Ответ: Старушка с корзинкой ягод.
Куда впадала река, к которой Элизу привела старушка?
Ответ: В открытое море.
Когда братья превращались в лебедей, а когда становились людьми?
Ответ: Весь день они были в виде лебедей, а людьми становились после захода солнца.
Почему перед заходом солнца лебедям нужно было находиться низко над землёй?
Ответ: Потому что будь они высоко в небе, превратившись в людей, они бы упали и разбились. А будь они над водой далеко от суши, они бы до неё не доплыли.
Каким образом Элиза смогла улететь со своими братьями?
Ответ: Братья с Элизой сплели сетку, посадили её туда и, превратившись в лебедей, полетели через море, схватив сетку клювами.
Чему так заволновалась Элиза во время полёта?
Ответ: Тому, что солнце уже садится, а утёса ещё не видно...
Цитата: «Зайдёт солнце, — они станут людьми, упадут в море и утонут!»
Где остановились Элиза с братьями, оказавшись над сушей?
Ответ: На скале перед большой пещерой.
Как Элиза узнала о том, как можно снять чары с братьев?
Ответ: Она стала молиться богу и ей приснилось, что ей об этом рассказывает фея.
Что необходимо было сделать девушке, чтобы спасти братьев от чар?
Ответ: Нарвать жутко жгучей крапивы, сделать из них нити, сшить одиннадцать рубашек-панцирей и набросить их на лебедей.
Каким было главное условие, которое должна была исполнить Элиза, чтобы снять заклятие с братьев?
Ответ: Не молвить ни слова, иначе её братья погибнут.
Что помогало Элизе исцеляться от жгучих волдырей на руках?
Ответ: Слёзы её братьев.
Чего так испугалась девушка, когда сшила одну рубашку?
Ответ: Охотников с собаками.
Кто увез Элизу из леса?
Ответ: Король гористой страны, в которой она находилась.
Кто пытался убедить короля в том, что девушка — злая колдунья, и почему?
Ответ: Архиепископ. Он не хотел, чтобы Элиза стала невестой короля, потому что он её как таковой подозревал.
Почему девушка не смогла оправдаться перед королем?
Ответ: Потому что не смела промолвить ни слова, пока не закончит свою работу.
Чему Элиза, вдруг, так сильно обрадовалась, находясь во дворце?
Ответ: Дорогой её сердцу работе — связке крапивного волокна и связанной ею рубашке.
Где девушка собирала крапиву, когда жила во дворце?
Ответ: В комнате дворца, в которую привёл её король.
Почему девушке была не так страшна телесная боль?
Ответ: Потому что её сердце изнывало от тоски и жалости к милым братьям.
Цитата: «О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающею моё сердце! — думала Элиза.»
Почему Элиза смогла сшить только семь рубашек?
Ответ: Потому что закончилось крапивное волокно.
Почему король всё-таки поверил архиепископу, что Элиза якобы и в самом деле ведьма?
Ответ: Потому что он заподозрил её на кладбище.
Что решил народ, обманутый архиепископом?
Ответ: Сжечь Элизу на костре.
Какой из братьев первым отыскал сестру в подземелье?
Ответ: Самый младший.
Кто помогал Элизе в темнице, собирая стебли крапивы?
Ответ: Мышки.
Кто утешал девушку в темнице?
Ответ: Дрозд, сидевший за решётчатым окном.
Что спасло братьев от разгневанного короля и его стражи?
Ответ: Восходящее солнце, превратившее их в лебедей.
Что не дало толпе разорвать элизину работу?
Ответ: Лебеди.
От чего в воздухе появилось благоухание?
Ответ: От того, что старший брат Элизы рассказал о её невинности.
Что произошло с поленьями костра, на котором собирались сжечь Элизу?
Ответ: Из них вырос высокий благоухающий куст, покрытый красными розами.
Задание 6.
Проведите сравнительный анализ литературных сказок Ш.Перро и В.Жуковского. Результаты работы оформите в виде таблицы. Сделайте вывод по результатам сравнения.
Сравнение сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица» позволяет установить своеобразие каждой из них, выделить то, что делает сказку культурным достоянием именно этого народа.