Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о специфике детской литературы и круге детского чтения cистеме жанров детской литературы западноевропейской и русской литературной сказке, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жил-был добрый царь Матвей.
Жил с царицею своей…
Повествование В.А. Жуковского проникнуто народным духом. Поэт вводит в сказку пословицы, поговорки, народные выражения. Большая роль отводится человеческим, семейным отношениям. У Ш. Перро мы этого не наблюдаем. Например, сравнивая пожелания фей и чародеек, мы можем отметить, что в сказке Ш. Перро феи наделили способностями и манерами, которые ценились в свете. Лишь одна фея наградила ее добрым и нежным сердцем. Чародейки В.А. Жуковского большое значение придают внутреннему миру царевны, желают ей счастья «меж знакомых и родных»:
Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…
А, спасая прекрасную царевну, добрая чародейка тоже желает ей семейного счастья:
Срок назначенный пройдет,
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Проявление сил зла у В.А. Жуковского обозначено ярче, чем у Ш. Перро. В сказке французского автора принцесса будет спать сто лет, в русской сказке царевна проспит триста лет. Принцесса засыпает от веретена обыкновенной старушки, не знавшей о пророчестве злой феи, а царевна – от рук самой злой чародейки. Злую чародейку можно сравнить с героиней русских народных сказок– Бабой Ягой. У Ш. Перро вместе с принцессой уснули все, кроме короля и королевы. В.А. Жуковский заботится о том, как почувствует себя царевна, проснувшись после трехсотлетнего сна. Поэтому в его сказке засыпают все, включая царя и царицу. А сцену всеобщего сна поэт описывает с юмором.
Чудесное спасение красавиц тоже описано по-разному. У Ш. Перро принц лишь приближается к принцессе, и она пробуждается. В.А. Жуковский подчеркивает волнение, нетерпение своего героя:
Он души не удержал
Вслед за пробуждением красавицы следует встреча царского сына и царевны с родителями, которые «принялись их обнимать». В русской сказке немалое внимание уделяется проявлению чувств героев.