Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проблемная демократия), другие — как «авторитаризм с плюсами» (конкурентный авторитаризм, электоральный авторитаризм). Многие исследователи предпочитают термин
«гибридный режим» именно из-за его нейтральности и безоценочности. Часто думают, что в таких режимах демократические элементы —
выборы,
многопартийность,
парламентаризм — являются декоративными, а под ними скрывается подлинный авторитаризм. Но имитация происходит в обоих направлениях — режим одновременно пытается представить себя как более демократическим, так и более репрессивным, чем он есть на самом деле.
Хотя термин «гибридный режим» и место гибридов на шкале Демократия —
Авторитаризм являются предметом научных споров, на данный момент среди ученых выработан следующий консенсус: чтобы быть квалифицированным как гибридный,
политический режим должен допускать существование не менее двух легальных политических партий, участвующих в парламентских выборах. Наличие легальной многопартийности и регулярных выборных кампаний — рубеж, отделяющий гибриды от «чистого авторитаризма». В данном случае не так важно, действительно ли партии конкурируют между собой и с каким количеством нарушений проходят выборы. Наука об обществе знает, что в социальном организме «имитация» — не синоним обмана,
а более сложное явление. При этом гибридам свойственны: высокий уровень коррупции,
особенно в судебной системе и на выборах; отсутствие независимой судебной системы;
неподотчетность правительства парламенту; стремление власти управлять СМИ при наличии разнообразных медиа-источников (гибрид никогда не контролирует медиасферу полностью — его пропагандистская власть строится на других, более сложных принципах,
чем тотальный прямой контроль); ограничения гражданских свобод, в особенности прав граждан на коллективное действие (публичные собрания и общественные организации).
Все это есть в современной России.
Политическая наука об этом много спорит. Некоторые исследователи выделяют несколько десятков гибридов, действовавших с окончания Второй мировой войны,
но чаще это явление отслеживают от распада коммунистического блока, то есть с начала
90-х годов XX в. Классические гибриды, относительно которых соглашаются большинство ученых, вообще употребляющих этот термин, — это Россия и Венесуэла. Также гибридами считаются Египет, Турция, Индонезия, Тунис, Малайзия, Танзания, Уганда,
Мексика, Сербия.
Основной вопрос научной дискуссии о гибридах — считать ли их переходной формой на пути к устойчивой демократии или авторитаризму, или самостоятельным стабильным видом политического устройства. Пока наблюдения показывают, что гибриды довольно устойчивы,
но одновременно нестабильны.
Иными словами,
они не разрушаются в результате переворота или внешней агрессии, как тоталитарные и авторитарные режимы, но медленно перерождаются — либо в демократию, либо в автократию, либо в failed state (впадают в хаос и теряют территориальную целостность).
Сразу надо сказать, что первый сценарий наиболее частый — гибриды склонны с течением времени становиться пусть слабыми и ущербными, но демократиями. Второй и третий сценарий управляются одними и теми же факторами. Это означает, что для режима есть только два варианта: либо стать демократией, либо стать автократией и/или развалиться. Как правило, на судьбу гибридного режима влияют три фактора:
— количество демократических институтов, которые режим имитирует. Неважно,
насколько они декоративны — чем больше режим притворяется демократией, тем больше у него шансов постепенно в нее превратиться. Поэтому законодательные изменения в любую сторону —
никогда не «формальность»,
а важный признак режимной трансформации;
«гибридный режим» именно из-за его нейтральности и безоценочности. Часто думают, что в таких режимах демократические элементы —
выборы,
многопартийность,
парламентаризм — являются декоративными, а под ними скрывается подлинный авторитаризм. Но имитация происходит в обоих направлениях — режим одновременно пытается представить себя как более демократическим, так и более репрессивным, чем он есть на самом деле.
Хотя термин «гибридный режим» и место гибридов на шкале Демократия —
Авторитаризм являются предметом научных споров, на данный момент среди ученых выработан следующий консенсус: чтобы быть квалифицированным как гибридный,
политический режим должен допускать существование не менее двух легальных политических партий, участвующих в парламентских выборах. Наличие легальной многопартийности и регулярных выборных кампаний — рубеж, отделяющий гибриды от «чистого авторитаризма». В данном случае не так важно, действительно ли партии конкурируют между собой и с каким количеством нарушений проходят выборы. Наука об обществе знает, что в социальном организме «имитация» — не синоним обмана,
а более сложное явление. При этом гибридам свойственны: высокий уровень коррупции,
особенно в судебной системе и на выборах; отсутствие независимой судебной системы;
неподотчетность правительства парламенту; стремление власти управлять СМИ при наличии разнообразных медиа-источников (гибрид никогда не контролирует медиасферу полностью — его пропагандистская власть строится на других, более сложных принципах,
чем тотальный прямой контроль); ограничения гражданских свобод, в особенности прав граждан на коллективное действие (публичные собрания и общественные организации).
Все это есть в современной России.
Политическая наука об этом много спорит. Некоторые исследователи выделяют несколько десятков гибридов, действовавших с окончания Второй мировой войны,
но чаще это явление отслеживают от распада коммунистического блока, то есть с начала
90-х годов XX в. Классические гибриды, относительно которых соглашаются большинство ученых, вообще употребляющих этот термин, — это Россия и Венесуэла. Также гибридами считаются Египет, Турция, Индонезия, Тунис, Малайзия, Танзания, Уганда,
Мексика, Сербия.
Основной вопрос научной дискуссии о гибридах — считать ли их переходной формой на пути к устойчивой демократии или авторитаризму, или самостоятельным стабильным видом политического устройства. Пока наблюдения показывают, что гибриды довольно устойчивы,
но одновременно нестабильны.
Иными словами,
они не разрушаются в результате переворота или внешней агрессии, как тоталитарные и авторитарные режимы, но медленно перерождаются — либо в демократию, либо в автократию, либо в failed state (впадают в хаос и теряют территориальную целостность).
Сразу надо сказать, что первый сценарий наиболее частый — гибриды склонны с течением времени становиться пусть слабыми и ущербными, но демократиями. Второй и третий сценарий управляются одними и теми же факторами. Это означает, что для режима есть только два варианта: либо стать демократией, либо стать автократией и/или развалиться. Как правило, на судьбу гибридного режима влияют три фактора:
— количество демократических институтов, которые режим имитирует. Неважно,
насколько они декоративны — чем больше режим притворяется демократией, тем больше у него шансов постепенно в нее превратиться. Поэтому законодательные изменения в любую сторону —
никогда не «формальность»,
а важный признак режимной трансформации;
— степень интеграции в международные политические и экономические структуры — чем больше режим изолирован, тем скорее он станет автократией или распадется;
— наличие крупного внешнего торгового и политического партнера. Если это демократия (например, США или ЕС), режим будет двигаться к демократии. Если это автократия (например, Китай), режим будет дрейфовать к автократии, или распадется.
Выводы. Внутри каждого политического режима существует множество модификаций
(моделей,
разновидностей),
которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами.
Известно, что общество находится в постоянном движении, изменении.
Изменяются условия, в которых протекает жизнедеятельность, изменяются цели и задачи общественного развития, изменяется структура общества, место и роль социальных слоев и групп. Эти изменения в свою очередь создают объективную возможность и необходимость перехода (трансформации) от одного политического режима к другому.
Для трансформации политического режима недостаточно только объективных или только субъективных факторов, необходимо сочетание как первых, так и вторых.
Основная литература:
1. Лекции по политологии [Электронный ресурс]/ В.И. Якунин [и др.].— Электрон.
текстовые данные.— Москва: Научный эксперт, 2014.— 304 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/23575.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
1.Шишигин, А. В. Политология. В 2 частях. Ч.1. Власть, системы, режимы :
учебное пособие / А. В. Шишигин. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 103 c. — ISBN 978-5-85218-903-5,
978-5-85218-904-2 (ч.1). — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/86376.html
Интернет-ресурсы:
−
Университетская электронная библиотека In Foliohttp://infolio.asf.ru/index.asp
−
Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/
−
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - http://e.lanbook.com
−
Электронно-библиотечная система "ЭБС IPRBooks" –http://www.iprbookshop.ru
−
Библиотека учебной и научной литературы. Русский Гуманитарный Интернет
Университет – WWW.I:U.RU
1 2 3 4 5 6 7
Тема 7. Государство как институт политической системы
Время: 2 часа
Учебная цель: ознакомление с основными трактовками государства; спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления;
содержательный анализ принципа разделения властей.
Основные понятия: государство, устройства государства, суверенитет, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, президент, демократия,
плюрализм, референдум, разделение властей
Вопросы:
1. Особенности государства как политического института: понятие, структура,
функции.
2. Происхождение и сущность государства.
3. Типология государств. Формы государственного правления и устройства.
4. Основные принципы правового и социального государства
Ход проведения:
Вопрос 1. Особенности государства как политического института: понятие,
структура, функции.
Центральным институтом политической системы является государство. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях, В широком смысле государство понимается как
общность людей, проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, французском, итальянском государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до ХУ11 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Б.Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо и другими мыслителями. В них эти понятия разделяются не только содержательно и исторически, поскольку утверждается,
что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Государство можно определить как политический институт, который обладает суверенитетом и осуществляет власть на всей территории с помощью специального аппарата.
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков,
присущих только ему.
Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация.
Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства. В
пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой власти.
Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений.
В-третьих, государство – это суверенитет, который выражается в верховенстве и независимости его от любых других властей внутри страны и на международной арене.
В-четвёртых, государство обладает монополией на издание законов, легальное применение силы и принудительное взимание налогов и сборов.
Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.
В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни.
Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными. В этом смысле
государство - уникальная ценность, без властно организующей роли которой невозможно сохранить человеческое общежитие в современном мире.
Как специфический институт политической власти государство обладает рядом
признаков, которые позволяют отличить его от других политических институтов и организаций.
1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей,
выполняющих функции управления и принуждения, составляющих аппарат государства,
который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.
2.
Территориальная организация населения.
Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей,
проживающих на ней.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками,
от других организаций общества (например, от партий, движений и т. п.).
4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством,
т.е. издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной.
5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения.
Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако, формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимности или узаконенном насилии со стороны государства.
В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила.
Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армии и полиции). Во-вторых, его сила обусловлена вмешательством в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определённым образом является и опекуном общества,
поскольку выполняет функции социальной защиты.
В-четвертых,
высшие государственные чиновники самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.
Структура
механизма государства включает в себя государственные органы,
государственные
учреждения
и
предприятия,
государственных
служащих,
организационные и финансовые средства, а также принудительную силу. Все это необходимо для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят своё выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности.
Как специфический институт политической власти государство обладает рядом
признаков, которые позволяют отличить его от других политических институтов и организаций.
1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей,
выполняющих функции управления и принуждения, составляющих аппарат государства,
который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию.
2.
Территориальная организация населения.
Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей,
проживающих на ней.
3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками,
от других организаций общества (например, от партий, движений и т. п.).
4. Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством,
т.е. издаёт законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной.
5. Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения.
Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако, формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимности или узаконенном насилии со стороны государства.
В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила.
Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армии и полиции). Во-вторых, его сила обусловлена вмешательством в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определённым образом является и опекуном общества,
поскольку выполняет функции социальной защиты.
В-четвертых,
высшие государственные чиновники самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.
Структура
механизма государства включает в себя государственные органы,
государственные
учреждения
и
предприятия,
государственных
служащих,
организационные и финансовые средства, а также принудительную силу. Все это необходимо для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Социальное назначение государства, характер и содержание его деятельности находят своё выражение в функциях, которые связаны с основными направлениями деятельности.
В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся охранительные и регулятивные функции. Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закреплённых и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К
регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.
Внешние
функции
проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важнейшая и исходная характеристика демократического государства - это
народовластие. Это означает, что действительным источником государственной власти и её изначальным социальным субъектом является народ и только народ.
Вопрос 2. Происхождение и сущность государства.
Государство – это особое явление, возникающее на определённом этапе развития человечества. Будучи историческим явлением, государство складывается в результате происходящих в обществе процессов, таких, как общественное разделение труда,
появление неравенства, социальной дифференциации и др. В политической науке существует большое разнообразие мнений по поводу происхождения и социального назначения государства.
Государство возникло тогда,
когда воспроизводство самого человека и материальных основ его жизни переросло рамки замкнутой в себе общины.
Происхождение государства - это не одноразовый акт, а длительный процесс распада первобытного самоуправления.
Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства.
Это: а) теократическая, которая трактует государство как творение Бога;
б) патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая его власть как опекунскую, отеческую;
в) договорная, которая трактует государство как результат общественного договора между гражданами и правителями;
г) насилия, завоевания, которая объясняет возникновение государства завоеванием одних групп, племен другими;
д) идеалистическая, например, для Гегеля государство есть духовная идея, которая проявляется в форме человеческой воли и свободы;
е) социально-экономическая - возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм).
Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи, в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом,
государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.