Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств,
можно выделить их следующие общие признаки:
- наличие гражданского общества;
- ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности,
общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
- мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;
- правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
- всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
- суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти,
государственный же суверенитет носит представительный характер;
- разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией,
а также определённого верховенства законодательной власти;
- приоритет в государственном регулировании метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено всё то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий;
- права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создаёт абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там,
где нарушается свобода других.
Вопрос 3. Типология государств. Формы государственного правления и
устройства.
Формы политического правления и государственного устройства.
Если сущность государства как политического института едина, то формы государства многообразны. Это многообразие в полной мере проявилось в историческом развитии и имеет место в современную эпоху, когда число государств на нашей планете превысило 200.
Государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.
Государство представляет собой особую форму организации политической власти,
которая имеет определённое устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие “форма государства”, которая включает форму
политического правления, форму государственного территориального устройства и
политический режим.
Форма правления – это способ организации высших органов власти, их структура,
полномочия и принципы взаимоотношений. В зависимости от того, как и кто осуществляет власть,
как устроены и
действуют органы государства,
различают монархии и республики.
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена
(напр. Саудовская Аравия, Бруней и др.). Монархия ограниченная, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган власти (напр. Парламент).
Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальна, ведущую роль в управлении государством играет правительство,
формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.
Республика, где все высшие органы власти избираются или формируются на определённый срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и
подконтрольно,
республики подразделяются на президентские,
парламентские и смешанные.
В парламентской республике глава государства - выборное должностное лицо. Роль президента в формировании правительства, как и управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется парламентом, перед которым оно и несёт политическую ответственность, В настоящее время парламентская республика существует в таких странах, как Италия, Германия,
Австрия, Индия и другие.
Президентская республика характеризуется тем, что во главе государства стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет ответственности перед парламентом. Такими республиками являются США, Российская
Федерация и другие.
В некоторых странах имеет место смешанная форма правления, т.е. сочетающая черты президентской республики, где глава государства избирается населением, он назначает правительство; и парламентской республики, где правительство несёт ответственность перед парламентом,
возможен досрочный роспуск парламента президентом. К таким странам смешанной формы республиканского правления относятся,
например, Франция, Финляндия и другие.
Форма государственного устройства, которая отражает территориальную структуру государства, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение;
Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы - унитарное и федеративное государство, а также переходную форму - конфедерацию.
Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства.
Большинство государств мира (более 85%) являются унитарными. К ним относятся такие государства как Испания, Китай, Италия и другие.
Федеративное государство - это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующий органы власти членов (субъектов) федерации. Наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации. 24 государств имеют федеративный характер. Среди них крупнейшие по территории страны - США,
Россия, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, а также Мексика, Пакистан,
Нигерия, Швейцария, ОАЭ, Бельгия и др. Составляя всего лишь 3% от общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.
Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это менее прочное по сравнению
с федерацией объединение государств и существует сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует единая для объединившихся субъектов территория, единая система законодательства, нет единого гражданства. Конфедерации существовали в США (1776 - 1787гг.), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815 -1867гг.) и некоторых других странах. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.
Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.
Политический режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.
Существует также классификация государства по типам, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация).
В
соответствии с
этим выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках второго подхода основными критериями выступают культурные, религиозные, национальные,
психологические и прочие признаки. В зависимости от них выделяют такие цивилизации:
египетскую, китайскую, западную, византийскую.
Таким образом, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства.
Политический режим, представляющий собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти и характеризующийся степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности.
Существует также классификация государства по типам, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация).
В
соответствии с
этим выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В рамках второго подхода основными критериями выступают культурные, религиозные, национальные,
психологические и прочие признаки. В зависимости от них выделяют такие цивилизации:
египетскую, китайскую, западную, византийскую.
1 2 3 4 5 6 7
Вопрос 4. Основные принципы правового и социального государства
Правовое государство - это государство, во всей своей организации,
функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву, на строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью,
мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.
Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу,
безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Взаимоотношения между личностью и властью определятся в нём конституцией,
утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство,
существует разделение властей:
законодательной,
исполнительной и
судебной.
Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью,
распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в
ХУ11 - Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков.
Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.
Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности (см. схему 6)
1
Одним из первых или основных принципов правового государства можно назвать верховенство
права
и
закона.
Правовоегосударство характеризуется верховенством закона над государственными, судебными органами и всеми гражданами.
Закон,
принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех
Правовое государство - это государство, во всей своей организации,
функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву, на строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью,
мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.
Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу,
безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Взаимоотношения между личностью и властью определятся в нём конституцией,
утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство,
существует разделение властей:
законодательной,
исполнительной и
судебной.
Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью,
распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. Концепция правового государства в основополагающих чертах сложилась в
ХУ11 - Х1Х вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков.
Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.
Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности (см. схему 6)
1
Одним из первых или основных принципов правового государства можно назвать верховенство
права
и
закона.
Правовоегосударство характеризуется верховенством закона над государственными, судебными органами и всеми гражданами.
Закон,
принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех
конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными решениями, ни решением партийных органов, сколько бы высоки они не были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства
2
Именно в Конституции сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство (реальный конституционализм). Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Следующим принципом правового государства является правовая организация
государственной власти. В правовом государстве она функционирует только в рамках норм права.
Невмешательство
государства
в
дела
гражданского
общества должно основываться на том, что государство является областью общественных интересов, а гражданское общество – областью частных интересов. В правовом государстве интересы личности должны стоять выше интересов государства.
Разделение властей – распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и ветвями власти, исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая система сдержек и противовесов. Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.
Взаимная ответственность государства и личности
1
осуществляется по формуле: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти,
ей запрещено». Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство,
государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Равенство всех перед законом представляет собой один из важнейших принципов существования правового государства. Он предполагает неукоснительное следование нормам права со стороны государства, общества, индивида. Вспомним, что в соответствии с прямым этимологическим значением термин «закон» означает «предел, положенный свободе воли и действия»
2
. В юридическом смысле под законом понимается общеобязательное постановление государственной власти. Таким образом, закон – это нормативный акт, устанавливающий, излагающий, отменяющий или изменяющий предписания – нормы права
3
. По мнению профессора Е. В. Колесникова, важность закона заключается в том, что «изданные парламентом законы обеспечивают целостное регулирование разнообразных социальных отношений и
связей,
способствуют укреплению законности, дисциплины и правопорядка»
4
2
Именно в Конституции сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство (реальный конституционализм). Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Следующим принципом правового государства является правовая организация
государственной власти. В правовом государстве она функционирует только в рамках норм права.
Невмешательство
государства
в
дела
гражданского
общества должно основываться на том, что государство является областью общественных интересов, а гражданское общество – областью частных интересов. В правовом государстве интересы личности должны стоять выше интересов государства.
Разделение властей – распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и ветвями власти, исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая система сдержек и противовесов. Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.
Взаимная ответственность государства и личности
1
осуществляется по формуле: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти,
ей запрещено». Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство,
государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Равенство всех перед законом представляет собой один из важнейших принципов существования правового государства. Он предполагает неукоснительное следование нормам права со стороны государства, общества, индивида. Вспомним, что в соответствии с прямым этимологическим значением термин «закон» означает «предел, положенный свободе воли и действия»
2
. В юридическом смысле под законом понимается общеобязательное постановление государственной власти. Таким образом, закон – это нормативный акт, устанавливающий, излагающий, отменяющий или изменяющий предписания – нормы права
3
. По мнению профессора Е. В. Колесникова, важность закона заключается в том, что «изданные парламентом законы обеспечивают целостное регулирование разнообразных социальных отношений и
связей,
способствуют укреплению законности, дисциплины и правопорядка»
4
Независимость, автономность и возвышение суда является гарантом правовой государственности и прав человека, действенной системой контроля за осуществлением законов. Любое должностное лицо и гражданин в равной степени подконтрольны суду.
Кроме того, к принципам правового государства можно также отнести такие
как:
внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общественным принципам и нормам международного права; высокий авторитет суда; контроль общества за властью; регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; наличие развитого гражданского общества и др.
Важно подчеркнуть, что реализация принципов правого государства, особенно в части социально-экономических прав и свобод, зависит, прежде всего, от возможностей государства и предполагает его высокий экономический потенциал. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а также в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре,
Южной Корее, Тайване, Чили. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере. По Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, Россия является правовым государством, однако на практике этот принцип воплощён не полностью, но к этому, несомненно, нужно стремиться.
В современных развитых странах правовое государство, осуществляющее сильную социальную политику, получило название социальное государство.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов,
возможностей для самореализации личности в обществе.
Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе,
формировании благоприятной для человека жизненной среды.
Деятельность современного социального государства многогранна.
Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения,
политика занятости и охраны, прав работника на предприятии, социальное страхование,
поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Первый, один из самых важных признаков социального государства – высокий
уровень экономики страны. Это говорит о том, что успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. А в экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния
1
Высокий уровень правовой и социальной культуры граждан является одним из первых признаков социального государства. Где под правовой культурой мы понимаем
«определённый уровень правового мышления и
чувств восприятия правовой действительности», а также «надлежащую степень знания населением законов и высокий