Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровень уважения норм права, их авторитета»
2
. В социальном государстве и государство,
и общество выступают партнерами, т. е. гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого.
Следующим признаком социального государства является обеспечение
государством минимального уровня достойного существования граждан. Право человека на достойную жизнь определяется как право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи.
Достижение равенства граждан путем стирания различий в уровне
благосостояния. Рассматривая этот признак социального государства, можно вспомнить,
что во многих конституциях развитых стран мира закреплены положения об обеспечении прав человека на труд, социальную защиту, жилье, достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи. Однако большой процент населения все же продолжает жить на грани бедности, на уровне нищенского существования, а некоторые граждане вынуждены ежедневно просто физически выживать. Налицо чрезмерная дифференциация по уровню доходов и социальная нестабильность. Безусловно, эта категория прав человека имеет свою специфику, ведь степень их гарантированности со стороны государства, в отличие от
«классических» прав (политических и личных), находится в довольно жесткой зависимости от состояния дел в экономике. Поэтому на данный момент эти положения отражают не реальную действительность, а лишь стремление и ориентацию развитых стран к уровню благосостояния граждан.
Обеспечение
большей
защиты
граждан
перед лицом непредвиденных
жизненных ситуаций (рисков). В данном случае будет уместным говорить о социальном обеспечении, которое является формой выражения социальной политики государства,
направленной на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития), с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Чрезвычайно важным признаком социального государства является правовая
поддержка граждан. Правовая природа социальной политики государства – право государства оказывать помощь и регулировать социальные процессы. Правовую основу социального государства составляют внутригосударственные и международно-правовые акты, провозглашающие и гарантирующие социально-экономические, культурные,
жилищные и другие права.
Можно выделить признак, характеризующий экономическую поддержку граждан
с целью повышения их доходов. Социальному государству на современном этапе его развития должны быть присущи высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей, стабильного социально-экономического положения граждан.
К последнему признаку социального государства мы отнесли совершенствование
жизнедеятельности граждан на основе образовательных и информационных
мероприятий. Здесь речь может идти опривитии гражданам знаний, умений и навыков в области жизнедеятельности. Они, как правило, осуществляются в основном через обучение (целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого),
2
. В социальном государстве и государство,
и общество выступают партнерами, т. е. гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого.
Следующим признаком социального государства является обеспечение
государством минимального уровня достойного существования граждан. Право человека на достойную жизнь определяется как право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи.
Достижение равенства граждан путем стирания различий в уровне
благосостояния. Рассматривая этот признак социального государства, можно вспомнить,
что во многих конституциях развитых стран мира закреплены положения об обеспечении прав человека на труд, социальную защиту, жилье, достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи. Однако большой процент населения все же продолжает жить на грани бедности, на уровне нищенского существования, а некоторые граждане вынуждены ежедневно просто физически выживать. Налицо чрезмерная дифференциация по уровню доходов и социальная нестабильность. Безусловно, эта категория прав человека имеет свою специфику, ведь степень их гарантированности со стороны государства, в отличие от
«классических» прав (политических и личных), находится в довольно жесткой зависимости от состояния дел в экономике. Поэтому на данный момент эти положения отражают не реальную действительность, а лишь стремление и ориентацию развитых стран к уровню благосостояния граждан.
Обеспечение
большей
защиты
граждан
перед лицом непредвиденных
жизненных ситуаций (рисков). В данном случае будет уместным говорить о социальном обеспечении, которое является формой выражения социальной политики государства,
направленной на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития), с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Чрезвычайно важным признаком социального государства является правовая
поддержка граждан. Правовая природа социальной политики государства – право государства оказывать помощь и регулировать социальные процессы. Правовую основу социального государства составляют внутригосударственные и международно-правовые акты, провозглашающие и гарантирующие социально-экономические, культурные,
жилищные и другие права.
Можно выделить признак, характеризующий экономическую поддержку граждан
с целью повышения их доходов. Социальному государству на современном этапе его развития должны быть присущи высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей, стабильного социально-экономического положения граждан.
К последнему признаку социального государства мы отнесли совершенствование
жизнедеятельности граждан на основе образовательных и информационных
мероприятий. Здесь речь может идти опривитии гражданам знаний, умений и навыков в области жизнедеятельности. Они, как правило, осуществляются в основном через обучение (целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого),
воспитание,
а также через самообразование,
средства массовой информации,
общественно-трудовую деятельность и т. п.
Адекватной социальной основой правового государства является гражданское
общество, представляющее собой общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов,
отделённое и независимое от государства и строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание приоритета со стороны гражданского общества - источник легитимности государственной власти и правовой системы, что, в свою очередь, служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе.
Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия, который является достойным уровнем качества жизни людей.
Выводы.
Политическая система – не застывшее образование, а постоянно развивающаяся и соответственно изменяющаяся форма государства как политического института. В
развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.
Ведущей тенденцией в развитии многих государств следует считать их стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Это нашло отражение в конституциях государств. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идёт на смену абсолютному суверенитету. В условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных (военных, экологических и др.) проблем требует определённого разумного самоограничения суверенитета. В развитии современного государства прослеживается также тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур, в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности решений. Это должно способствовать более широкой вовлечённости граждан в политическую жизнь и развитие местного самоуправления.
Основная литература:
а также через самообразование,
средства массовой информации,
общественно-трудовую деятельность и т. п.
Адекватной социальной основой правового государства является гражданское
общество, представляющее собой общество развитых общественных отношений, высокой общей и политико-правовой культуры, социально-политической активности его членов,
отделённое и независимое от государства и строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Признание приоритета со стороны гражданского общества - источник легитимности государственной власти и правовой системы, что, в свою очередь, служит важнейшей гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе.
Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия, который является достойным уровнем качества жизни людей.
Выводы.
Политическая система – не застывшее образование, а постоянно развивающаяся и соответственно изменяющаяся форма государства как политического института. В
развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.
Ведущей тенденцией в развитии многих государств следует считать их стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Это нашло отражение в конституциях государств. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идёт на смену абсолютному суверенитету. В условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных (военных, экологических и др.) проблем требует определённого разумного самоограничения суверенитета. В развитии современного государства прослеживается также тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур, в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности решений. Это должно способствовать более широкой вовлечённости граждан в политическую жизнь и развитие местного самоуправления.
Основная литература: