Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Будучи сферой выявления и реализации интересов больших групп, политика предполагает, что степень участия в этом процессе различных субъектов неодинакова. Так,
профессионально занимаясь политикой, элиты определяют политический курс и принимают важнейшие политические решения по его реализации. Их исключительная роль в политике выражается в зависимости прогресса общества от качества элиты (ее компетентности, профессионализма, элементарной порядочности). Однако элита не может не учитывать волю и запросы избирателей, способных влиять на политику посредством формулирования своих интересов партиями и движениями, выражая эти интересы на выборах. Поэтому политику как сферу взаимодействия различных групп, которые реализуют свои интересы с помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем: мотивационной (политическое сознание),
коммуникационной (политические отношения) и институциональной (политическая организация).
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями,
которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различной. Чем многочисленные функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминает под себя другие сферы.
В современных обществах политика выполняет следующие функции, без которых они не могут развиваться нормально:
1)
функцию обеспечения целостности и
стабильности общества.
Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;
2) функцию мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности.
Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей,
изменения социального статуса с помощью власти;
3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и оказывает влияние на них путем принятия политических решений. Влияя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальный принуждение и насилие;
4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия,
предупреждает и цивилизованно улаживает их.
5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками политической деятельности,
эффективного выполнения политических ролей и функций.
6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мере и организованности.
Вопрос 2. Предмет, структура, функции, методы и виды политологии.
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины
XIX
века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Большинство ученых - преимущественно американские авторы - датируют возникновение политологии второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Ф. Лейбера, который в 1857 начал читать в
Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же В 1880 г.. д Берджесом высшей школы политической науки.
В последующие годы создание в Америке политологических учебных и научных институтов происходило достаточно быстро, что позволило основать в 1903.
Американская ассоциации политических наук, которая насчитывает сегодня более 16 000
членов.
В конце XIX - начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение в Европе. В 1896 один из крупнейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свою работу, которая стала потом классической
«Элементы политической науки». В 1907 в Германии выходит специальный «Журнал политической науки», а в 1920г. создается Берлинская высшая школа политической науки.
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развития политических исследований заметно способствовало создание в 1949 под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающий весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д.
Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействия с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение политической науки практически невозможно. Это вызвано прежде всего чрезвычайной многозначностью термина «политика», возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии.
Будучи единственной по своей сути наукой,
политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более конкретных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношения с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука состоит из четырех важнейших дисциплин:
политической философии или политической теории; учение о политических институтах;
политической социологии; теории международной политики.
Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы:
дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с другими сферами общества. К первому относятся политическая философия
(в той степени, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история, ко вторым - политическая социология, политическая психология, политическая география и др.
Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью, разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопрос,
почему и зачем существуют те или иные политические явления, и какими они должны быть.
Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. Политические институты традиционно стояли в центре политических исследований и сегодня занимают в них одно из важнейших мест. В рамках этого учения есть множество самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории государства, включает целый комплекс юридических дисциплин.
Теория международной политики - область политических исследований, предмет которой - международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн,
другие международные организации), внешнеполитическая деятельность государств,
партий и общественных движений. Она изучает также проблемы войны и меру,
предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Важнейшей из них является политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние отдельных частей общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на окружающую среду.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности непосредственно определяются как характером внешнего воздействия,
так и особенностями восприятия и осознания их субъектом и является непосредственным предметом психологического анализа.
Относительно самостоятельным направлением этой науки политический психоанализ, представленный в трудах Фрейда, Б. Буллита, Г.Лассуэлла, Э. Фромма и др.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др.,
А также обратное влияние политического строя на личность и его жизнь.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государств и
т.д.),
территориальными,
экономико-географическими,
климатическими и другими природными факторами. Нередко политическую географию отождествляют с геополитикой, которая трактуется как «наука о влиянии географических факторов на политические процессы и силы».
Специфика политологического знания определяет роль и функции этой науки в обществе. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяют политологии выполнять функцию познания (объяснение и прогнозирование) политических явлений, или гносеологическую функцию.
Политология не ограничивается адекватным отражением и
творческим конструированием действительности, но и дает оценку политическому строю, институтам,
поведению и событиям, в этом выражается ее аксиологическая, оценочная функция.
Конечно, аксиологическая функция этой науки признается далеко не всеми, потому что оценки зависят не только от отдельных людей, но и от особенностей различных групп, в том числе наций. Сегодня признание международным сообществом лежащих в основе политики общечеловеческих гуманистических ценностей, ее человеческого измерения расширяет аксиологические возможности политической науки и
ее активное гуманистическое влияние на мировые политические процессы.
В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации,
формирования гражданственности,
демократической политической культуры населения.
Усвоения политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, то есть непосредственно влиять на их политическое поведение. Опора людей в своей практической деятельности на политологические знания и рекомендации - путь к гуманистической рационализации всего
предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.
Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Важнейшей из них является политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние отдельных частей общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на окружающую среду.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности непосредственно определяются как характером внешнего воздействия,
так и особенностями восприятия и осознания их субъектом и является непосредственным предметом психологического анализа.
Относительно самостоятельным направлением этой науки политический психоанализ, представленный в трудах Фрейда, Б. Буллита, Г.Лассуэлла, Э. Фромма и др.
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др.,
А также обратное влияние политического строя на личность и его жизнь.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государств и
т.д.),
территориальными,
экономико-географическими,
климатическими и другими природными факторами. Нередко политическую географию отождествляют с геополитикой, которая трактуется как «наука о влиянии географических факторов на политические процессы и силы».
Специфика политологического знания определяет роль и функции этой науки в обществе. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяют политологии выполнять функцию познания (объяснение и прогнозирование) политических явлений, или гносеологическую функцию.
Политология не ограничивается адекватным отражением и
творческим конструированием действительности, но и дает оценку политическому строю, институтам,
поведению и событиям, в этом выражается ее аксиологическая, оценочная функция.
Конечно, аксиологическая функция этой науки признается далеко не всеми, потому что оценки зависят не только от отдельных людей, но и от особенностей различных групп, в том числе наций. Сегодня признание международным сообществом лежащих в основе политики общечеловеческих гуманистических ценностей, ее человеческого измерения расширяет аксиологические возможности политической науки и
ее активное гуманистическое влияние на мировые политические процессы.
В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации,
формирования гражданственности,
демократической политической культуры населения.
Усвоения политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, то есть непосредственно влиять на их политическое поведение. Опора людей в своей практической деятельности на политологические знания и рекомендации - путь к гуманистической рационализации всего
политического строя. Степень научной мотивации политических действий является важнейшим показателем уровня развития политической культуры.
Политология выполняет функцию рационализации политической жизни:
политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Эта наука выступает теоретической основой политического строительства,
политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством,
технологию по безболезненного урегулирования социально-политических конфликтов.
Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая из них - общие методы исследования политики (нередко их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на исследуемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный и деятельностный подходы), или ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы). Какие важнейшие подходы этой группы?
Прежде всего это социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений,
в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
Одним из его широко распространенных более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
Традиционно, с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно-ценностном подходе, не потерял своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.
Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50-х - 60-х годах нынешнего столетия известными американскими учеными Т. Парсонсом и особенно Д.
Истоном. Суть этого метода заключается в трактовке политики как целостного, сложного организованного организма, как механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или требования, их одобрение или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия ) системы.
Вплоть до начала XX века в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход, который и сегодня занимает в ней приоритетные позиции. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Не менее древнюю,
чем институциональный метод,
историю имеет антропологический подход, проявившийся Аристотеля в его видении источников политики в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилье, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и др.). Сегодня он исходит прежде всего из таких принципов, как: 1) постоянство, инвариантность фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладает свободой; 2) универсальность человека, единство человеческого рода,
независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий,
равноправие всех людей; 3) неотделимость естественных прав человека, их приоритет относительно принципов устройства, законов и деятельности государства.
Политология выполняет функцию рационализации политической жизни:
политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Эта наука выступает теоретической основой политического строительства,
политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством,
технологию по безболезненного урегулирования социально-политических конфликтов.
Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая из них - общие методы исследования политики (нередко их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на исследуемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный и деятельностный подходы), или ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы). Какие важнейшие подходы этой группы?
Прежде всего это социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений,
в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
Одним из его широко распространенных более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
Традиционно, с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно-ценностном подходе, не потерял своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.
Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50-х - 60-х годах нынешнего столетия известными американскими учеными Т. Парсонсом и особенно Д.
Истоном. Суть этого метода заключается в трактовке политики как целостного, сложного организованного организма, как механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или требования, их одобрение или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия ) системы.
Вплоть до начала XX века в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход, который и сегодня занимает в ней приоритетные позиции. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Не менее древнюю,
чем институциональный метод,
историю имеет антропологический подход, проявившийся Аристотеля в его видении источников политики в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилье, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и др.). Сегодня он исходит прежде всего из таких принципов, как: 1) постоянство, инвариантность фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладает свободой; 2) универсальность человека, единство человеческого рода,
независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий,
равноправие всех людей; 3) неотделимость естественных прав человека, их приоритет относительно принципов устройства, законов и деятельности государства.
Определенное сходство с антропологическим методом в требованиях исходить в политических исследованиях из природы человека имеет психологический подход.
Психологический метод ориентируется на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
Динамическую картину политики дает деятельностный подход. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и предметной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии и этапы.
Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы политических изменений.
Широкое распространение в современной политологии получил сравнительный
(компаративистский) подход. Этот метод предполагает сопоставление политических явлений (например, государств, партий, различных способов реализации тех же политических функций и т.д.) с целью выявления их общих черт и специфики, наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения поставленных задач.
Издавна в политологии и других науках используется исторический подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования в историческом развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.
Вторая группа методов относится не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедур познавательного процесса. Их иногда называют общелогических методами.
Учитывая, что эти познавательные средства не дают специфической картины политики и принадлежат не только политологии, но и науке в целом, можно ограничиться их кратким перечислением. В данную группу методов входят индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирования, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, направленных на получение первичной информации о политических фактах. Эти методы, так же, как и предыдущая группа, прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии,
кибернетики и других наук. К ним относятся: использование статистики, в первую очередь электоральной;
анализ документов;
анкетный опрос;
интервью;
лабораторные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдения, проводимые исследователем, который является непосредственным участником реальных политических событий, или наблюдение за поведением людей,
находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.
В
современной политической науке существуют два основных уровня исследований: теоретический (фундаментальный) и прикладной (практический). Именно они и определяют виды политологии.
Прикладная политология - это отрасль политической науки, которая исследует конкретные политические ситуации с целью получения определенной информации для заинтересованных лиц и организаций, разработки для них политических прогнозов,
практических советов и рекомендаций по повышению эффективности их деятельности.
Специфика прикладной политологии ярко проявляется в ее целях и конечном продукте. Если теоретическая политология ставит целью получение новых знаний,
характеризующие явления общих, то практическая политология стремится разрабатывать в основном краткосрочные прогнозы развития событий, давать конкретные рекомендации