Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
2. информационное обеспечение разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также охраны и защиты Государственной границы России;
3. использование результатов оперативно-розыскной деятельности согласно международным договорам.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при осуществлении следственных и судебных действий и возможные пределы такого использования определяются уголовно-процессуальным законом, поскольку именно в нем регламентированы основания производства этих действий.
На стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения использование оперативнорозыскных данных допустимо лишь при их соответствующем оформлении и установлении источника получения информации, а также возможности доказать ее истинность, объективность, достоверность и перепроверить ее содержание в ходе следственных или судебных действий.
При использовании результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и проведения следственных действий речь идет об оптимизации криминалистической тактики различных следственных и судебных действий, осуществление которых порой невозможно или практически затруднительно без присутствия оперативно-розыскной информации.
Кроме того, сложившаяся процессуальная практика применения ряда статей оценивается учеными как правомерная, в соответствии с которой отдельные следственные и процессуальные действия осуществляются на основании результатов оперативно-розыскной деятельности.
Это обусловлено тем, что сбор первичной информации традиционно считается одним из наиболее сложных этапов раскрытия преступлений и от правильного использования всех ее источников зависит успешное расследование уголовного дела.
В следственной деятельности результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться:
1. для планирования расследования уголовного дела при выдвижении и проверке следственных версий;
2. для раскрытия преступлений по горячим следам;
3. для подготовки и проведения следственных действий;
4. для использования эффективных тактических приемов и средств по расследуемым уголовным делам.
При возбуждении уголовного дела по материалам оперативных подразделений следователь планирует дальнейшее расследование и предусматривает возможность взаимодействия с оперативным сотрудником. В процессе взаимодействия предусматривается проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, рассматриваются вопросы привлечения подразделения технического обеспечения, специалистов и др.
Раскрытие преступлений по горячим следам представляет собой комплекс неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых немедленно после обнаружения преступления или получения о нем заявления, которые ведутся в течение 3 суток (в исключительных случаях – до 10 суток) в целях установления лиц, его совершивших.
Несмотря на крайне непродолжительный период времени его значение для решения задач уголовного судопроизводства огромно, поскольку от 70 до 80 % доказательств, приводимых в обвинительных заключениях следователей и приговорах судов, относятся к числу собранных именно в это время.
На данном этапе оперативно-розыскные меры направлены на выявление:
1. лиц, которые впоследствии могут быть допрошены следователем в качестве свидетелей;
2. предметов и документов, которые могут быть признаны следователем в качестве вещественных доказательств по уголовному делу.
Вместе с тем в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий оперативными сотрудниками фиксируются действия подозреваемых лиц с помощью технических средств на материальные носители (аудио-видео и фотопленку, диски и др.), которые после соответствующей проверки следователем могут быть интерпретированы в уголовное судопроизводство.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться как для установления оснований проведения отдельных следственных действий, так и для подготовки и определения наиболее целесообразных тактических приемов их проведения.
Использование результатов оперативно-розыскного мероприятия при подготовке и проведении следственных действий во многом обеспечивают их успех. Например, оперативные данные дают представление о месте производства обыска, личности обыскиваемого, его связях в преступной среде и т.п. Это помогает правильно определить время проведения данного следственного действия, подготовить состав оперативно-следственной группы, необходимые технические средства, наметить последовательность и тактику действий.
Материалы, полученные оперативно-розыскным путем, могут содержать, в частности, сведения информационного характера, касающиеся:
1. связей подозреваемого лица, механизма встречи и передачи определенных предметов (наркотиков, денежных средств, оружия), мест их хранения, данных о внешности, одежде, автотранспорте и т.п. без конкретных сведений о совершенном или готовящемся преступлении (эти данные будут иметь значение для проведения такого следственного действия, как обыск);
2. конкретного места и времени встречи для сбыта наркотиков, продажи оружия, похищенных предметов и т.п. (указанная информация может использоваться
3. для принятия решения по задержанию подозреваемого, о производстве обысков, допросов и т.п.).
В тех случаях, когда в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия получены сведения о совершенном или готовящемся преступлении, соответствующие материалы (видеои звукозапись) следователь может использовать при проведении следственных действий.
Однако, используя оперативную информацию, следует избегать возможности расшифровки ее источников, а при продолжении проверки со стороны оперативных аппаратов такое использование возможно лишь после согласования этих действий с сотрудником оперативно-розыскного подразделения.
Результаты оперативно-розыскной деятельности используются и по приостановленным уголовным делам, так как оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя о розыске скрывшихся преступников (установлении их местопребывания), а также лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, продолжают осуществляться.
Поручения следователя оперативно-розыскным органам по приостановленным делам могут включать задачи, направленные на проверку неотработанных версий об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, поиск новых источников доказательств, когда возможность решить эти вопросы процессуальными средствами к моменту приостановления уголовного дела исчерпаны.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на стадии рассмотрения уголовного дела в суде весьма ограничено. На практике представления оперативно-розыскной информации в суд фактически не бывает.
При расширительном толковании понятия «судебные действия» непроцессуальные (оперативные) сведения могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому, например при установлении оперативным путем фактов противодействия подсудимых в установлении истины.
Кроме того, при применении дополнительного наказания в виде конфискации имущества суд может давать поручения оперативно-розыскному органу обнаружить сокрытое имущество и принять меры к его сохранности с тем, чтобы обеспечить наложение на него ареста.
Между тем проведенный опрос судей показал, что более 80 % из них все же полагают, что наиболее эффективно осуществлять оперативно-розыскное обеспечение судебного разбирательства могут оперативные подразделения органов внутренних дел, так как они наиболее функционально приспособлены для решения такого рода задач и обладают достаточными возможностями.
Информация, полученная в результате осуществления оперативно-розыскного мероприятия, может быть передана судье в следующих формах:
1. сообщения о готовящихся противоправных действиях, направленных на противодействие правосудию;
2. объяснений (от потерпевших, свидетелей) о действиях преступников и связанных с ними лиц по противодействию правосудию;
3. фактических данных, полученных оперативным путем и достаточных для принятия процессуальных решений.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела обусловлено уголовно-процессуальным законодательством, предусматривающим в качестве повода для возбуждения уголовного дела и такой, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).
В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт. Рапорт содержит фактическую информацию о признаках противоправного деяния, которую исполнитель обязан довести до соответствующего руководителя правоохранительного органа.
В научной литературе отмечается, что составление рапортов оперативными работниками в случае представления полученных предметов и документов является наиболее оптимальным способом введения объектов в уголовный процесс. Рапорт не исключает составления следователем протокола осмотра (ст. 176, 180 УПК РФ) и принятия представленных предметов и документов. При этом рапорт и сам предмет или документ будут представлять собой одно комплексное доказательство.
Таким образом, принципиальная возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности уже заложена в уголовно-процессуальных нормах. Процессуальное требование о непосредственном обнаружении признаков преступления может быть рассмотрено в двух ситуациях:
1. оперативный сотрудник милиции случайно стал свидетелем-очевидцем криминального события;
2. оперативный работник определенное время изучал и документировал преступную деятельность.
В первой ситуации поведение оперативного сотрудника фактически не отличается от действий любого другого гражданина, ставшего очевидцем преступления.
Сведения, полученные им, могут быть введены в уголовный процесс посредством его допроса. Например, в соответствии со ст. 26 закона России «О милиции» показания сотрудника милиции оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном порядке. В связи с этим в ходе расследования оперативный сотрудник милиции может быть допрошен по уголовному делу в качестве свидетеля.
Предметы и документы могут быть получены сотрудником и в ходе принятия гласных оперативно-розыскных мер.
В таких случаях результаты оперативно-розыскной деятельности, зафиксированные в соответствующих оперативно-служебных документах, могут быть вовлечены в уголовный процесс через такой вид доказательств, как «иные документы» (п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ), при соблюдении свойственного ему процессуального режима формирования.
Во второй ситуации оперативным сотрудником получаются оперативно-розыскные данные, о чем составляются оперативно-служебные документы (рапорта, акты и др.), содержащие сведения, которые указывают на признаки преступления и могущие послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Поскольку ч. 3 ст. 6 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности допускает использование в ходе оперативно-розыскных мероприятий технических средств наряду с составлением документов, противоправные действия могут фиксироваться с помощью видео– и аудиозаписи, фотосъемки, а также на других средствах, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей.
Документирование преступной деятельности заключается в получении оперативно-розыскным путем информации о криминальном событии, фиксация этих сведений в оперативно-служебных документах, а также с помощью специальных технических средств на аудио и видеопленку и другие физические носители. Правомочность оперативно-розыскных органов (МВД, ФСБ и др.) осуществлять документирование и заводить дела оперативного учета закреплена в ст. 10 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности.
В ходе документирования и получения предметов и документов рекомендуется участие незаинтересованных лиц (представителей общественности, администрации, граждан).
При этом составляемые оперативными сотрудниками письменные документы (акты проверочной закупки, протоколы осмотра и пометки денежных купюр спецсредством, рапорта и др.), а также материалы фото и киносъемки, аудио и видеозаписи будут в соответствии со ст. 84 УПК РФ иметь статус «иных документов».
Участие не заинтересованных лиц в данном процессе повышает достоверность полученной информации и позволяет в последующем допросить их в качестве свидетелей.
Сообщение о преступлении может быть получено и из такого источника, как средство массовой информации (печати, радио, телевидения). Порядок рассмотрения таких сообщений определен ст. 144 УПК РФ. Ведомственные приказы относят сообщения в печати к другой информации о преступлениях.