Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД – защита от преступных посягательств.

Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.). Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД.

К задачам ОРД относит:

1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,

3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


С учетом цели ОРД среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ.

Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

Одной из задач любого государства является борьба с преступностью. Как известно, раскрытие и расследование преступлений, доказывание виновности осуществляется в рамках уголовно-процессуальной деятельности, которая регламентируется УПК РФ.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно – розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип законности относится к числу ключевых государственно-правовых принципов деятельности всех без исключения органов государства, и в первую очередь правоохранительных органов.

В ОРД принцип законности заключается в точном и безусловном соблюдении всеми органами и должностными лицами, ее осуществляющими, Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий (в дальнейшем – ОРМ).

Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД. Такие гарантии получили закрепление в ряде норм ФЗ об ОРД. В частности, законом регламентирован перечень ОРМ, перечислен строго фиксированный круг субъектов, наделенных правом их проведения; определены условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан; установлены задачи этой деятельности, а также наложен законодательный запрет на использование ОРД для решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД, и др.

Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРО путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора за рассматриваемым видом деятельности, что усиливает действенность принципа законности.


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции РФ. В частности, в ней провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей (ст. 18). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21).

В ФЗ об ОРД законодатель также признает приоритет личности в системе ценностей, при этом проводит некоторую дифференциацию прав правопослушного гражданина и правонарушителя. Приоритетная цель деятельности – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1).

В этом заключается первоочередной смысл деятельности. Вместе с тем признаются и права объектов ОРД, лиц, преступивших закон. Если применительно к первым назначение ОРД в целом состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение либо защитить их право, то по отношению к последним закон, основываясь на Конституции РФ, определяет гарантии, способы обеспечения и защиты их прав как объектов ОРМ. Так, в гл. 2 Конституции РФ содержится ряд норм, определяющих гарантии прав и свобод человека как личности, как члена общества и как гражданина, а также положения, направленные на защиту нарушенных прав, указывающие на ответственность за их нарушение.

Указанный принцип в равной мере распространяется и на лиц, оказывающих содействие органам-субъектам ОРД. В частности, ФЗ об ОРД декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

Конституция РФ закрепляет права всех граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25).

Тем не менее ограничение этих прав допустимо с позиции ФЗ об ОРД и не противоречит комментируемому принципу.

Это связано прежде всего с тем, что Конституцией РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в соответствии с ФЗ, т.е. тех благ, на защиту которых направлена ОРД, а также в случаях, на основании и в порядке, определенных ФЗ об ОРД. К тому же ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения (ст. 23, 25 Конституции РФ), что предусмотрено и ФЗ об ОРД (ст. 8).


Выполнение данных условий обеспечивается не только предписаниями норм ФЗ об ОРД, но и положениями иных законодательных актов, например устанавливающими ответственность в случае нарушения указанных конституционных прав, а также законодательной регламентацией права обжалования незаконных действий властей и механизма его обеспечения (защиты).

ГЛАВА 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам

2.1 Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Результаты ОРД, а их с полным основанием можно называть результатами документирования, отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, протоколах, справках, объяснениях лиц и т.д.), к которым могут прилагаться предметы и документы, полученные в ходе проведения ОРМ, а также продукты использования научно-технических средств (фонограммы, видеокассеты, магнитные, лазерные диски и т.п.).

Под результатами ОРД следует понимать сведения о признаках преступления на различных этапах его развития, лицах, причастных к нему и осведомленных о деянии, и других обстоятельствах, способствующих раскрытию и расследованию преступления, а также предметы и документы, полученные должностными лицами, осуществляющими ОРД на законных основаниях.

Результаты оперативно-розыскной деятельности представляются по инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Последующее их использование осуществляется в зависимости от особенности отражения в данных материалах обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного дела, и на основе законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих эти отношения.


Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательстваРоссийской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

В процессе розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и отбывания наказания, а также без вести пропавших, результаты оперативно-розыскной деятельности могут способствовать установлению мест их возможного нахождения и выявлению лиц, располагающих информацией о разыскиваемых. Вместе с тем возможно использование этих результатов и в иных целях, предусмотренных федеральными законами. В частности, среди этих направлений известны:

1. информирование Президента РФ, Совета Безопасности и высших органов государственной власти;