Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
Указанная информация может служить поводом для выезда на место происшествия, принятия мер по обеспечению сохранности следов, киносъемки, видеозаписи, изъятию образцов для исследования и осуществления других проверочных действий. Зафиксированные при этом результаты могут быть отнесены к сообщениям о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, и служить поводом для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).
Возможно использование средств массовой информации для введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности. Однако в каждом конкретном случае такое использование непроцессуальной информации возможно после ее соответствующей легализации. Если такая возможность отсутствует, то ее использование в расследовании недопустимо.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам осуществляется в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание (ст. 86 УПК РФ), проверку (ст. 87 УПК РФ) и оценку доказательств (ст. 88 УПК РФ). Уголовно-процессуальным законодательством (ст. 89 УПК РФ) запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают данным требованиям УПК РФ.
2.2 Легализация результатов оперативно-розыскной деятельности и их использование в процессе доказывания по уголовным делам
Представление результатов ОРД означает передачу в установленном законом порядке конкретных документов и материалов, которые должны оцениваться дознавателем на относимость, достоверность и допустимость, после чего в зависимости от значимости полученной информации для уголовного дела дознаватель в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, приобщает их в качестве доказательств к уголовному делу.
Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со ст. 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.
Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) включает в себя:
• рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;
• оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.
Таким образом, предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя: вынесение руководителем подразделения, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, дознавателю; оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.
Относимость – правовое требование, обращенное к содержанию доказательств, означающее способность доказательства со стороны содержания служить средством установления истины по уголовному делу и возможность их дальнейшего использования следователем для установления предмета доказывания (ст. 73 УПК РФ).
Иными словами, доказательства должны быть относимыми к данному конкретному делу, т.е. между содержанием доказательств и обстоятельствами, входящими в предмет доказывания, должна существовать определенная связь.
Наличие такой объективной связи позволяет восстановить на основе доказательств фактические обстоятельства преступления, как правило, в прошлом времени. При решении вопроса об относимости доказательств применяются различные методы установления причинной связи между явлениями. Эти методы составляют один из видов научной индукции.
Относимость имеющихся фактических данных означает их способность подтверждать либо опровергать обстоятельства, относящиеся к совершенному преступлению, а также установлению самого события преступления или его приготовления. При этом оценка данных оперативного характера не отличается от оценки любых иных сведений, имеющихся в материалах, предшествующих возбуждению уголовного дела.
Допустимость относится как к содержанию, так и к форме доказательств и свидетельствует о соблюдении всех требований закона. При оценке допустимости материалов, поступивших из оперативных источников, особое значение приобретает законность проведенных оперативно-розыскных мероприятий. При решении вопроса о допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств рекомендуется последовательно выполнять основные этапы исследования:
1. уточнить, относятся ли полученные фактические данные к обстоятельствам, подлежащим доказыванию (ст. 73 УПК РФ);
2. проверить, соблюдены ли требования закона, регламентирующие оперативно-розыскные мероприятия основного вида (вынесено ли судьей постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением тайны телефонных переговоров и иных сообщений, с проникновением в жилище и т.д.), включая требования о форме и содержании документов, фиксирующих ход и результаты осуществления мероприятий;
3. осуществить предусмотренные процессуальным законом действия, необходимые для приобщения предметов и документов к делу; выяснить и удостоверить их признаки и свойства, позволяющие признать их вещественными доказательствами либо «иными документами»;
4. осуществить процессуальные действия по признанию их таковыми;
5. проверить и оценить их на общих основаниях по источнику и содержанию.
В зависимости от ответа на поставленные вопросы принимается решение о возбуждении уголовного дела или о необходимости проведения дополнительной проверки для получения сведений, отвечающих требованиям допустимости.
Доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, относятся к недопустимым доказательствам (ст. 75 УПК РФ) и не могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.
К любой информации, в том числе оперативно-розыскной, относится требование достоверности, т.е. соответствия сведений объективной действительности. Достоверность фактических данных предполагает наличие в них информации о признаках, характеризующих объективную сторону преступления (месте, времени, способе, обстоятельствах совершения, размерах причиненного ущерба).
Учитывая, что оперативные данные носят, как правило, относительно вероятностный характер, степень достоверности фактических обстоятельств, на основании которых будет приниматься процессуальное решение, должна быть наибольшей. Достоверность поступивших фактических данных о признаках преступления и принятия на их основе решения о возбуждении уголовного дела предполагает возможность последующего их использования в качестве доказательств.
Если невозможно подтвердить процессуальное происхождение полученных фактических данных, то представляется невозможным на их основе и возбуждение уголовного дела. В таком случае необходимо проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемые к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемых доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий фактические данные независимо от того, проведены ли они до или после возбуждения уголовного дела, могут стать доказательствами при условии, если лицо, уполномоченное на ведение предварительного следствия, или суд получит их путем проведения процессуальных действий. Для этого должно быть известно лицо, представившее материалы, которое должно быть допрошено по обстоятельствам их обнаружения, а материалы приобщены в процессуальном порядке к уголовному делу.[1]
Любые сведения, в том числе результаты оперативно-розыскной деятельности, чтобы стать доказательствами, должны быть получены из предусмотренных законом источников, в установленном законом порядке, путем проведения следственных и судебных действий.
Соответственно решение о возможности использования в процессе доказывания по уголовному делу материалов оперативно-розыскной деятельности принимается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судом.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанные с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу лишь тогда, когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ, результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю, прокурору и в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а также закреплению следов преступления.
Сегодня идея активного использования в уголовном процессе результатов ОРД, вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных ОРМ в уголовном процессе
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно особенностей данной темы.
В условиях роста преступности защита личности, общества и государства от противоправных посягательств затруднительна без активного использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
В этих условиях недооценка фактических данных, полученных оперативными подразделениями органов внутренних дел часто становится причиной приостановления нераскрытых уголовных дел в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, возврату уголовных дел на дополнительное расследование, переквалификации содеянного в сторону смягчения наказания, прекращению уголовных дел.
Результаты ОРД – это сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
ОРД и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и непроцессуального. Это единство заключается не только в проведении следственных действий или ОРМ, т.е. включает не только процедурные вопросы, но и предполагает наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.
Выявление преступления – одно из оснований возбуждения уголовного дела. В ходе проведения ОРМ создаются условия и предпосылки для официальной регистрации деяния в качестве преступления и принятия процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования.
Согласно норме ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Основанием для возбуждения уголовного дела является такая совокупность и качество результатов ОРД (содержащихся в собранных материалах фактических данных), которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении или подготовке преступления, наличии события и его уголовной противоправности.
Вместе с тем результаты ОРД, даже если они соответствуют требованиям гл. 19 УПК РФ «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела», не всегда могут выступать в качестве как поводов, так и оснований для возбуждения уголовного дела.
Это связано с тем, что в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, может осуществляться как в публичном, так и в частно-публичном или частном порядке