Файл: Урок объяснения нового материала. Тема урока Буквы еи в корнях с чередованием. Класс 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок объяснения нового материала.

Тема урока «Буквы е-и в корнях с чередованием».

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты. Предметные: В результате занятия обучающиеся смогут: - узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов; - сформировать способ действия при выборе орфограммы; - овладеть практическими умениями правильного написания корней с чередованием.

Метапредметные: В результате занятия обучающиеся смогут: - анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений, попытаться точно и грамотно излагать свои мысли (познавательные УУД);

- выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопросы по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности (регулятивные УУД);

- продолжить формировать умения формулировать и аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (коммуникативные УУД).

Личностные: В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Основные понятия урока: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.

Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; раздаточный материал, мультимедийная презентация, лист самооценки






Этапы урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности обучающихся.




1.

Оргмомент.

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.




2.

Проверка домашнего задания.

Чтение выписанных пословиц о труде и учёбе. Нахождение проверяемых и непроверяемых гласных в корне, объяснение их написания.

Вспоминают ранее изученный материал (орфограммы), который связан с формулиров-кой проблемы





3.

Мотивация (создание проблемной ситуации).

Прочитайте пословицы. СЛАЙД 1.

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

(Обучающиеся отвечают, что если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.)

-Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

Записанные слова появляются на СЛАЙДЕ 2.

БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ

- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И).

-Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? (Нет. Мы не знаем правила, которое надо применить.)


Анализ языкового материала, построение умозаключе-ния на основе анализа языкового материала.




4.

Целеполагание.

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

(Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием).

Запись темы урока. СЛАЙД 3.

Формулирова-ние целей своей учебной деятельности.




5.

Объяснение нового материала.

«Открытие» нового знания в ходе исследовательской работы в парах.

Работа с раздаточным материалом (в парах).

- Перед вами зеленые и красные карточки. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках? (Глаголы)

- Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

- Подберите к каждому глаголу видовую пару (из глаголов на красной карточке).

(По мере ответов учеников видовые пары появляются на СЛАЙДЕ 4).
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Обучающиеся выписывают корни глаголов с чередованием в левый столбик.

-Какие корни с чередованием встретились?

Свои записи обучающиеся сверяют с записями на СЛАЙДЕ 5.
- ТЕР- - ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

-Вы составили видовые пары глаголов. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.

(В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.)

- Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. СЛАЙД 6.
ИЗБИРАТЕЛИ (существительное)

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (прилагательное)

БЛЕСТЯЩЕ ( наречие)

- Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов.

- Кто готов представить своё «открытие»?

(Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.)

Откроем учебник и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

(Ученики читают правило и делают вывод).

Вернёмся к записи «Корни с чередованием» и доработаем её. (Ученики дорабатывают схему-опору: объединяют корни с И фигурной скобкой, дописывают суффикс А.

СЛАЙД 7. ( Ученики оформляют запись в тетрадях).

- ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-
СЛАЙД 8.

- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА):

Правило ослика ИА

Пиши И, когда есть А.



- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, который появляется на слайде.
СЛАЙД 9
1. Выделяю в слове (корень).

2. Ставлю (знак ударения).

3. Нахожу (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е)
- Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЬ, объясняет графическое выделение



Осуществле-ние парной формы учебного сотрудни-чества.
Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, совершенство-вание умений логически рассуждать и строить умозаключе-ние на основе наблюдений.

Сравнение своих выводов с изложенным в учебнике.

Оформление своего «открытия» в виде опорной схемы.

Осуществле-ние парной формы учебного сотрудни-чества.
Работа по составлению алгоритма учебных действий.




6.

Первичное закрепление материала.

1.Учебник, с.113, упр.648. Выборочное комментированное письмо.



Формирование умений правильного написания корней с чередованием.


Отработка умений выполнять учебное задание по алгоритму.

Самоконтроль, самооценка и коррекция.

Смысловое чтение и комплексный анализ текста, формирование умений классифици-ровать виды орфограмм.

Закрепление синтаксичес-кого навыка.

Самооценка орфографичес-кого навыка.





7.

Физкультминутка (динамическая пауза).

2 группы по 5 человек подходят к указанным столам и выбирают карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И.

Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые: ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ, СОБ_РАЮТ МЁД, ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА, ВЫБ_РАТЬ ПРОГРАММУ, БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА, СТ_РЕТЬ С ДОСКИ, БЛ_СТЯЩЕЕ ПЛАТЬЕ, УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫТ_РЛА РУКИ, РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.

Фломастером обучающиеся вписывают букву, встают в круг, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор.

(1 балл за правильный ответ выставляется в карту самооценки).




8.

Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.

1. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в данных словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
СЛАЙД № 10
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ

БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ

ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Взаимопроверка по эталону на слайде.

СЛАЙД № 11

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ КЛАСС

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

(В карту самооценки выставляют баллы – максимально 7).

2. Работа с текстом. (Текст на экране).

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы.
За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о ст...лется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива русская природа!


Выразительное чтение текста.
1. - О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.

(О красоте русской природы)

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

-А что такое патриотизм? Словарная статья из словаря С. И. Ожегова

Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение.

- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот.

- Озаглавить текст. ( Картины природы. Красота природы).
- К какому стилю относится текст? (художественному)
- К какому типу речи относится текст? (описание)
Работа по вариантам.1 вариант - выписывает слова с орфограммой Е-И в корнях с чередованием; 2 вариант – на остальные орфограммы (2 ученика у доски работают по вариантам). Работа проверяется коллективно.

- В каком предложении недостаёт запятой? Почему она должна быть?
- Начертить схему сложного предложения и дать устно характеристику (3-й ученик)
- К слову ЗАБЛЕСТИТ подобрать синонимы (синонимический ряд). (Засияет, засверкает).

(Устная работа коллективно).

3. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и самооценка результата усвоения нового знания. Приложение 1.



Самопроверка по эталону на СЛАЙДЕ 12.


  1. А 2. А 3. А – выжигает Б – расстелил 4. А

5. ЗамИрает от восторга, примЕряет платье, помИрить друзей, замЕреть на месте, вымИрающее растение, пойти на мИровую, измЕрять рост, вымЕрли от холода.
(Максимальное количество баллов за тест – 9. ) Баллы выставляются в карту самооценки.

Самооценка:

Подсчёт количества баллов, полученных согласно листкам самооценки.

0-8 баллов – «2»

9-12 баллов – «3»

13-15 баллов – «4»

16-17 баллов – «5»


9.

Рефлексия.

1.Подведение итогов. Фронтальный опрос.

- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

( Правописание Е-И в корнях с чередованием.)

- Перечислите корни, в которых происходит это чередование. (Ученики перечисляют.)

- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е).

- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.)

- Мы её достигли? ( Да.)

2. Работа с диагностической картой.

Оцените свою работу по диагностической карте




Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?




+ -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте




+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме







Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.


10

Домашнее задание.

№ 647, стр. 113 (для обуч-ся с?),

Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для обуч-ся + -

Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для обуч-ся +

Всем п.112 стр. 112






ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Этап работы. Содержание этапа работы.


Количество баллов.


Физкультминутка (динамическая пауза).

Работа с карточками в группе: отбор слов с буквой Е в корнях с чередованием и с буквой И.


1 балл за правильный ответ

______________________________

Дальнейшая работа по закреплению изученного материала.

Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону

Задание: в данных словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок.


1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 7.
____________________________


Самостоятельная работа – проверочный тест

Максимальное количество баллов – 9.

1 задание _______________

2 задание _______________

3 задание ________________

4 задание ________________

5 задание ________________
Всего: ________________



0-8 баллов – «2»

9-12 баллов – «3»

13-15 баллов – «4»

16-17 баллов – «5»



ИТОГО полученных баллов за урок: ____________________
ОЦЕНКА: ____________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проверочный тест.

1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?

А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать 1 балл

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать 1 балл

В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3.Назови «Четвертое лишнее».

А) бл..стит, выж..гает, уб..рёт, зам..рли

Б) уб..гает, м..длительный, расст..лил, пос..лился 2 балла

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол...то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить 1 балл

5. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, изм..рять рост, вым..рли от холода.

(Максимально 4 балла за безошибочную работу, 1ошибка – 3 балла, 2 ош. – 2 балла, 3ош. – 1балл, более 3 – 0 баллов)



Максимальное количество баллов за тест – 9.