Файл: Урок объяснения нового материала. Тема урока Буквы еи в корнях с чередованием. Класс 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок объяснения нового материала.
Тема урока «Буквы е-и в корнях с чередованием».
Класс: 5
Планируемые образовательные результаты. Предметные: В результате занятия обучающиеся смогут: - узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов; - сформировать способ действия при выборе орфограммы; - овладеть практическими умениями правильного написания корней с чередованием.
Метапредметные: В результате занятия обучающиеся смогут: - анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений, попытаться точно и грамотно излагать свои мысли (познавательные УУД);
- выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопросы по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности (регулятивные УУД);
- продолжить формировать умения формулировать и аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (коммуникативные УУД).
Личностные: В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Основные понятия урока: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.
Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; раздаточный материал, мультимедийная презентация, лист самооценки
| № | Этапы урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности обучающихся. | ||||||||||||
| 1. | Оргмомент. | Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. | ||||||||||||
| 2. | Проверка домашнего задания. Чтение выписанных пословиц о труде и учёбе. Нахождение проверяемых и непроверяемых гласных в корне, объяснение их написания. | Вспоминают ранее изученный материал (орфограммы), который связан с формулиров-кой проблемы | ||||||||||||
| 3. | Мотивация (создание проблемной ситуации). Прочитайте пословицы. СЛАЙД 1. Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. - Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? (Обучающиеся отвечают, что если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.) -Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь. Записанные слова появляются на СЛАЙДЕ 2. БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ - Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И). -Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? (Нет. Мы не знаем правила, которое надо применить.) | Анализ языкового материала, построение умозаключе-ния на основе анализа языкового материала. | ||||||||||||
| 4. | Целеполагание. Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? (Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием). Запись темы урока. СЛАЙД 3. | Формулирова-ние целей своей учебной деятельности. | ||||||||||||
| 5. | Объяснение нового материала. «Открытие» нового знания в ходе исследовательской работы в парах. Работа с раздаточным материалом (в парах). - Перед вами зеленые и красные карточки. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках? (Глаголы) - Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?) - Подберите к каждому глаголу видовую пару (из глаголов на красной карточке). (По мере ответов учеников видовые пары появляются на СЛАЙДЕ 4). РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ Обучающиеся выписывают корни глаголов с чередованием в левый столбик. -Какие корни с чередованием встретились? Свои записи обучающиеся сверяют с записями на СЛАЙДЕ 5. - ТЕР- - ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- -Вы составили видовые пары глаголов. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. (В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.) - Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи? Определите части речи. СЛАЙД 6. ИЗБИРАТЕЛИ (существительное) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (прилагательное) БЛЕСТЯЩЕ ( наречие) - Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. - Кто готов представить своё «открытие»? (Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.) Откроем учебник и проверим, правильный ли мы сделали вывод? (Ученики читают правило и делают вывод). Вернёмся к записи «Корни с чередованием» и доработаем её. (Ученики дорабатывают схему-опору: объединяют корни с И фигурной скобкой, дописывают суффикс А. СЛАЙД 7. ( Ученики оформляют запись в тетрадях). - ТЕР - -ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- СЛАЙД 8. - Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА): Правило ослика ИА Пиши И, когда есть А. - Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение». Ученики зачитывают алгоритм, который появляется на слайде. СЛАЙД 9 1. Выделяю в слове (корень). 2. Ставлю (знак ударения). 3. Нахожу (безударную гласную в корне) 4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е) - Как графически будем выделять орфограмму? Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЬ, объясняет графическое выделение | Осуществле-ние парной формы учебного сотрудни-чества. Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, совершенство-вание умений логически рассуждать и строить умозаключе-ние на основе наблюдений. Сравнение своих выводов с изложенным в учебнике. Оформление своего «открытия» в виде опорной схемы. Осуществле-ние парной формы учебного сотрудни-чества. Работа по составлению алгоритма учебных действий. | ||||||||||||
| 6. | Первичное закрепление материала. 1.Учебник, с.113, упр.648. Выборочное комментированное письмо. | Формирование умений правильного написания корней с чередованием. Отработка умений выполнять учебное задание по алгоритму. Самоконтроль, самооценка и коррекция. Смысловое чтение и комплексный анализ текста, формирование умений классифици-ровать виды орфограмм. Закрепление синтаксичес-кого навыка. Самооценка орфографичес-кого навыка. | ||||||||||||
| 7. | Физкультминутка (динамическая пауза). 2 группы по 5 человек подходят к указанным столам и выбирают карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И. Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые: ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ, СОБ_РАЮТ МЁД, ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА, ВЫБ_РАТЬ ПРОГРАММУ, БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА, СТ_РЕТЬ С ДОСКИ, БЛ_СТЯЩЕЕ ПЛАТЬЕ, УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫТ_РЛА РУКИ, РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР. Фломастером обучающиеся вписывают букву, встают в круг, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор. (1 балл за правильный ответ выставляется в карту самооценки). | |||||||||||||
| 8. | Дальнейшая работа по закреплению изученного материала. 1. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в данных словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде). СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ. СЛАЙД № 10 ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ Взаимопроверка по эталону на слайде. СЛАЙД № 11 БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ ЗАПИРАТЬ КЛАСС ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ (В карту самооценки выставляют баллы – максимально 7). 2. Работа с текстом. (Текст на экране). Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о ст...лется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива русская природа! Выразительное чтение текста. 1. - О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. (О красоте русской природы) - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм) -А что такое патриотизм? Словарная статья из словаря С. И. Ожегова Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение. - Как называют человека, который любит Родину искренней любовью? Запишите в тетрадь эти два слова: патриотизм, патриот. - Озаглавить текст. ( Картины природы. Красота природы). - К какому стилю относится текст? (художественному) - К какому типу речи относится текст? (описание) Работа по вариантам.1 вариант - выписывает слова с орфограммой Е-И в корнях с чередованием; 2 вариант – на остальные орфограммы (2 ученика у доски работают по вариантам). Работа проверяется коллективно. - В каком предложении недостаёт запятой? Почему она должна быть? - Начертить схему сложного предложения и дать устно характеристику (3-й ученик) - К слову ЗАБЛЕСТИТ подобрать синонимы (синонимический ряд). (Засияет, засверкает). (Устная работа коллективно). 3. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и самооценка результата усвоения нового знания. Приложение 1. Самопроверка по эталону на СЛАЙДЕ 12.
5. ЗамИрает от восторга, примЕряет платье, помИрить друзей, замЕреть на месте, вымИрающее растение, пойти на мИровую, измЕрять рост, вымЕрли от холода. (Максимальное количество баллов за тест – 9. ) Баллы выставляются в карту самооценки. Самооценка: Подсчёт количества баллов, полученных согласно листкам самооценки. 0-8 баллов – «2» 9-12 баллов – «3» 13-15 баллов – «4» 16-17 баллов – «5» | |||||||||||||
9. | Рефлексия. 1.Подведение итогов. Фронтальный опрос. - С какой орфограммой мы сегодня познакомились? ( Правописание Е-И в корнях с чередованием.) - Перечислите корни, в которых происходит это чередование. (Ученики перечисляют.) - От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е). - Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.) - Мы её достигли? ( Да.) 2. Работа с диагностической картой. Оцените свою работу по диагностической карте
| Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. | |||||||||||||
10 | Домашнее задание. № 647, стр. 113 (для обуч-ся с?), Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для обуч-ся + - Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для обуч-ся + Всем п.112 стр. 112 | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Этап работы. Содержание этапа работы. | Количество баллов. |
Физкультминутка (динамическая пауза). Работа с карточками в группе: отбор слов с буквой Е в корнях с чередованием и с буквой И. | 1 балл за правильный ответ ______________________________ |
Дальнейшая работа по закреплению изученного материала. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону Задание: в данных словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок. | 1 балл за правильный ответ. Максимальное количество баллов – 7. ____________________________ |
Самостоятельная работа – проверочный тест | Максимальное количество баллов – 9. 1 задание _______________ 2 задание _______________ 3 задание ________________ 4 задание ________________ 5 задание ________________ Всего: ________________ |
0-8 баллов – «2» 9-12 баллов – «3» 13-15 баллов – «4» 16-17 баллов – «5» | ИТОГО полученных баллов за урок: ____________________ ОЦЕНКА: ____________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверочный тест.
1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?
А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать
Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать 1 балл
В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть
Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать 1 балл
В) взб…реется, взб…рается, раст…реть
3.Назови «Четвертое лишнее».
А) бл..стит, выж..гает, уб..рёт, зам..рли
Б) уб..гает, м..длительный, расст..лил, пос..лился 2 балла
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А) л…сица, в…твей, гр…да
Б) зол...то, в…черня, р…скошная
В) прот…рает, пол…жить, разв…дить 1 балл
5. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, изм..рять рост, вым..рли от холода.
(Максимально 4 балла за безошибочную работу, 1ошибка – 3 балла, 2 ош. – 2 балла, 3ош. – 1балл, более 3 – 0 баллов)
Максимальное количество баллов за тест – 9.