Файл: Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
Основные школы и концепции культурологии.
Модели (формы) динамики культуры.
Прогресс в культуре и его критерии
Источники (механизмы) культурной динамики.
Модернизация традиционных обществ и культур.
Глобализация современного мира.
Полисемантичность термина культура.
Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.
Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Понятие типа, типологии и типологизации культур.
Формационная типология культуры.
Историческая типология культуры.
Культурное наследие (памятники истории и культуры).
Нематериальное культурное наследие.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).
Информационно-семиотический подход к культуре.
Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.
Основные типы знаковых систем культуры.
Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.
Языки невербальной коммуникации.
Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.
Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.
Двусторонние связи в международном культурном обмене.
Многосторонние связи в международном культурном обмене.
Международные музыкальные и театральные связи.
Международные кинематографические связи.
Международные связи в области образования.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
1. Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
2. Структура культурологии.
3. Основные школы и концепции культурологии.
4. Модели (формы) динамики культуры.
5. Типы динамики культуры.
6. Прогресс в культуре и его критерии.
7. Источники (механизмы) культурной динамики.
8. Модернизация традиционных обществ и культур.
9. Глобализация современного мира.
10. Полисемантичность термина культура.
11. Подсистемы культуры: материальная, духовная и художественная культура.
12. Субкультура и контркультура. Элитарная, народная, массовая культура.
13. Культурные ценности. Функции и классификация культурных ценностей.
14. Культурные нормы. Функции и классификация культурных норм. 15. Формы и механизмы приобщения к культуре.
16. Мораль в системе культуры.
17. Религия в системе культуры.
18. Понятие типа, типологии и типологизации культур.
19. Формационная типология культуры.
20. Цивилизационная типология.
21. Историческая типология культуры.
22. Культурное наследие (памятники истории и культуры).
23. Нематериальное культурное наследие.
24. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.).
25. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).
26. Информационно-семиотический подход к культуре.
27. Семиотика культуры. Знак как основное понятие семиотики.
28. Основные типы знаковых систем культуры.
29. Понятие языка культуры. Классификация языков культуры.
30. Языки невербальной коммуникации.
31. Межкультурная коммуникация: теоретические аспекты.
32. Образы, имиджи и стереотипы в межкультурной коммуникации в международном культурном обмене.
33. Двусторонние связи в международном культурном обмене.
34. Многосторонние связи в международном культурном обмене.
35. Международные музыкальные и театральные связи.
36. Международные кинематографические связи.
37. Международные связи в области образования.
38. Международные научные связи.
39. Международные спортивные связи.
40. Международный туризм.
Особенности становления культурологии как научной дисциплины.
Культурология – (от латинского «cultura» - «обработка, возделывание, уход» и греческого «logia» - «наука») – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание разным формам культуры.
Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют не такую уж долгую историю. Впервые такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким просветителем и правоведом С. Пуффендорфом. Они высказали идею, что человек может прибывать в двух состояниях: естественном или природном (status naturalis) и культурном (status culturalis). Природное состояние – низшая ступень развития человека, т.к. оно творчески пассивно. Культурное состояние творчески продуктивно, и именно поэтому оно является более высокой ступенью развития человека. Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме существования человека. С этого времени мы можем говорить о
начале постепенного изучения культуры, о культуре как предмете научного познания.
Существенные успехи в изучении культуры были достигнуты к началу XIX века в трудах немецкого философа и просветителя И.Г.Гердера. Он разработал понимание культуры в историческом аспекте. Развитие культуры – это содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура – это раскрытие сущности человека в историческом движении. В соответствии с этими идеями сложились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных эпохах и народах. Утвердилось представление о том, что ядром культуры является духовная жизнь человека.
Однако все эти воззрения явно или неявно основывались на убеждении, что культура существует в одной единственной форме – европейской. Весь мир вне Европы находиться во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. По мнению её сторонников, перспектива войти в культуру открывается перед народами других континентов только с момента их открытия европейцами и приобщения к ценностям и достижениям европейской культуры. Эта позиция стала оправданием колониальной экспансии европейских стран и способствовала поддержанию их колониального господства.
Развитие науки и просвещения постепенно дискредитировали идею европоцентризма. К началу XX века утвердилось понимание человечества, как совокупности народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые невозможно ранжировать по принципам «высшие -низшие», «развитые - неразвитые» и т.д. Мир поликультурен. Таким образом, наряду с историческим подходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и типов культуры, сложилось представление о единовременном сосуществовании многих культур. Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения, особенностей, функций и своеобразия стали мощным импульсом, стимулировавшим развитие гуманитарного знания, в том числе и культурологии.
+Культурология
начала оформляться в самостоятельную гуманитарную дисциплину в XX веке. Предложил создать особую «науку о культуре» Э.Б.Тайлор1. Название «культурология» ей первым дал немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Вильгельм Освальд. В своей работе «Система наук» (1915) он предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией», подчеркнув, что это наука о специфически человеческих способах деятельности. Однако, широко использоваться термин стал благодаря Л.А.Уайту2. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил её общетеоретические основы. Уайт считал, что предметом новой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология и предсказывал культурологии большое будущее, считая её новой качественно более высокой ступенью в постижении человека и мира.
Итак, можно выделить следующие предпосылки формирования культурологии:
1) гносеологическая3 предпосылка связана с развитием научного знания, интенсивным ростом гуманитарных наук во второй половине XIX века. В результате новых данных происходит изменение представление о культуре. Появляется потребность в обобщении накопленной информации о различных сферах культуры и в формировании новых теоретических представлений. Нуждалась в пересмотре основная теоретическая установка предшествующего периода – европоцентризм.4
+2) Социальная предпосылкасвязана с состоянием общества, его культурной жизнью, с кризисом культуры. Возникший в этот период кризис культуры, требовал объяснения и нахождения способов его преодоления. Культурология была призвана решить эти задачи. Несмотря на то, что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры об её научном статусе продолжаются до сих пор. В нашей стране термин "культурология" утвердился лишь в нач. 90-х годов 20 века, тогда же культурология стала учебной дисциплиной в вузах. Но традиция изучения проблем культуры в России имеет глубокие корни.