Файл: Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится и дебиторская задолженность, но уменьшатся объёмы продаж и это может привести к затратам по хранению готовой продукции, потере покупателей.

При необходимости пополнить денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по срокам, когда при оплате в определённый срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объёмам: при приобретении указанного объёма покупатель получает товар по более низкой цене.

Принятию решения об изменении кредитной политики должна предшествовать её оценка с точки зрения влияния на прибыль предприятия. Для этого необходимо разработать прогнозные оценки для каждой из предлагаемых политик, исходя из следующих переменных:

-предполагаемый объём реализации;

-административные расходы, связанные с возвратом дебиторской задолженности;

-объём сомнительных и безнадёжных долгов;

-сумма предоставленной скидки.

Низкая оборачиваемость дебиторской задолженности говорит о том, что предприятие излишне “любит” своих потребителей, устанавливая большие продолжительности кредитов или не требуя от потребителей выполнения контрактных условий по погашению задолженности. Такой подход, естественно, привлекателен для потребителей продукции предприятия, что несомненно сказывается на поддержании на неизменном уровне или даже увеличении объемов реализации. В то же время, низкая оборачиваемость дебиторской задолженности “вымывает” наличные деньги на предприятии, заставляя финансового менеджера искать новые источники финансирования возрастающей дебиторской задолженности. Хорошо, если это может быть обеспечено за счет поставщиков предприятия, которые также кредитуют предприятие, как само предприятие кредитует своих потребителей. Но далеко не всегда кредиторы будут также “любить” предприятие, как оно “любит” своих клиентов. И потому придется прибегать к обычно дорогим банковским ссудам.

Задачи анализа состоят в выявлении размеров, оценке динамики неоправданной задолженности и причин ее возникновения или роста. Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных формы №1 и №5 бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обоснования информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской задолженности:

начинают с общей оценки динамики е объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей;


определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру;

определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении года;

оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.

Следует отметить, что ухудшение состояния расчетов с покупателями и рост неоправданной задолженности подтверждается удлинением среднего срока инкассирования дебиторской задолженности.

Увеличение статей дебиторской задолженности может быть обусловлено:

неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;

наступлением неплатежеспособности и даже банкротством некоторых потребителей;

слишком высокими темпами наращивания объема продаж;

трудностями в реализации продукции.

Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами.

В зависимости от выводов, сделанных из анализа дебиторской задолженности по срокам образования, необходимо проанализировать кредитную политику организации. Сумма задолженности, проходящая по счетам, имеет смысл лишь до тех пор, пока существует вероятность ее получения. От продолжительности погашения дебиторской задолженности зависит доля безнадежных долгов.

Для определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ ее суммы по дебиторам и срокам возникновения на основании оперативных данных бухгалтерского учета.

Этот показатель характеризует качество дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности. Весьма сопоставимым в этом случае является вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности.

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота.



Управление дебиторской задолженностью предполагает:

прогнозирование дебиторской задолженности;

контроль дебиторской задолженности;

отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в договорах.

На современном этапе наряду со стабилизацией деятельности предприятий важное значение имеет прогнозирование потоков денежных средств, представляющих собой, с одной стороны, платежи поставщикам, бюджету, работникам, органам социального страхования и обеспечения и др., с другой стороны — поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления. Поэтому необходимо заранее выявить ожидаемый дефицит средств и принять меры для его покрытия.

Используя имеющиеся зависимости между суммой денежных поступлений, объёмом реализации, изменением в остатках дебиторской задолженности, продолжительностью оборота дебиторской задолженности, можно рассчитать ожидаемое значение дебиторской задолженности и сумму поступления денежных средств от покупателей.

При прогнозе кредиторской задолженности ключевым моментом является определение ожидаемых сумм платежей поставщикам. Для этого прогнозируется величина производственных запасов и увеличения задолженности поставщикам. Обосновываются варианты ожидаемых сумм поступлений денежных средств от дебиторов и сумм платежей кредиторам при разных периодах оборота дебиторской и кредиторской задолженности.

Учитывая вероятностный характер прогноза, не следует стремиться к совпадению расчетных показателей.

Управление дебиторской задолженностью предполагает также контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Выявленная при анализе дебиторской задолженности тенденция снижения темпов оборачиваемости в динамики рассматривается как отрицательная характеристика финансового состояния предприятия. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей. Для этого целесообразно оценивать финансовое состояние предприятия-контрагента.

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота.

Заключительным этапом анализа, как правило, является принятие управленческих решений и внедрение комплекса мероприятий по управлению дебиторской задолженности. В качестве примера можно порекомендовать следующие меры:


1.Контроль за состоянием расчетов с покупателями и соотношение

кредиторской и дебиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительно дорогостоящих источников финансирования.

2.Расширение круга потребителей продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

3.Использование системы скидок при долгосрочной оплате.
3. Методы по совершенствованию управления дебиторской задолженностью
Для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности.

Выделяют два вида рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг и форфейтинг.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Это английское слово factoring идет от factor (фактор)-комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту-факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором. Отличие Фактора от других агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом, то есть поставщик теряет права собственности на дебиторскую задолженность.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.

В зависимости от наличия функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:

- факторинг с уплатой (with service factoring), который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;


- факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring) включает выплату поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных покупателем. Остаток выплачивается после погашения долга. В этом случае фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и комиссия снижается. Также поставщик уплачиваетфФактору плату за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл, содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по поставкам предоставляются позднее.

В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны поставщик, покупатель и фактор

При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит гораздо чаще. Российские покупатели не отличаются четкой платежной дисциплиной. Платеж покупателя через 3-5 дней после истечения отсрочки общепринятая практика.