Файл: Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов и одной из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов рыночной экономики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стоит отметить, что наличие у фактора права регрессного требования к поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.
Факторинг бывает как открытый (disclosed factoring) так и закрытый(undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения. В современной России факторинг еще не столь распространен как на западе, поэтому некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при подписании уведомлений.
Факторинг-незаменимый финансовый инструмент для новых и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг-беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.
Итак, рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:
- возможность пополнения оборотных средств;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
- предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;
- рост объема продаж, а значит рост прибыли;
- улучшение структуры баланса-появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров;
Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг – однократная операция, связанная с взиманием денежных средств петуем продажи приобретенных прав на товары и услуги. Форфейтинг получил распространение в конце 1950х- начале 1960-х г.г. в связи с развитием международной торговли, требующей увеличение сроков коммерческого кредитования.
Форфейтинг осуществляется по такой схеме: Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты.
Заключение
Как видно из рассмотренной выше теоретической системы управления дебиторской задолженностью - умение грамотно управлять дебетом на предприятии достаточно трудоёмкий процесс, требующий профессионализма. Именно в период, когда мировая экономика только вышла из кризиса и уверенности в стабильном будущем для бизнеса пока нет, бухгалтера, финансовые и руководящие работники предприятия должны чётко себе представлять, что выстраивание чёткой и надёжной системы работы с дебиторской задолженностью, это один из важнейших факторов финансовой стабильности предприятия.
Дебиторская задолженность – естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах:
-коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;
-несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;
-недостачи, растраты, хищения;
-поставки недоброкачественной или некомплектной продукции;
-другие случаи.
Уровень текущей платежеспособности, финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия (затоваренность, потребность в денежной наличности и т.п.) вызывают необходимость управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, которая ранжируется по срокам возникновения. Необходимая для этого информация обеспечивается данными бухгалтерского учета, формируемыми на соответствующих счетах расчетов. Информация о расчетах не только по основной деятельности предприятия, но и по расчетам с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т.п.), с автотранспортными организациями и т.п. позволяет ранжировать задолженность по срокам погашения, согласно заключенным договорам.
Список литературы
1.Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент /В.В.Ковалев.- М.: Финансы и статистика,2006. — 380с.
2. М.И. Посредников «Система управления дебиторской задолженностью»
3.Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 284 с.
4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2007.- 634с
5.Вахрушина Н. Создание системы управления дебиторской задолженностью//Финансовый директор № 5, 2008.- 23-28с.
6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Эльга, 2005.- 656с