Файл: С каждым днём компьютер всё больше и больше внедряется в нашу деятельность и находит применение в любой её области.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5 Описание пользовательского интерфейса

5.1 Инструкция по эксплуатации
Разработанная в результате дипломного проектирования программного обеспечения для подготовки приложений к диплому является отличным помощником для сотрудников деканатов ВУЗов при создании выписок, прилагаемых к дипломам высшего государственного образца, и академических справок.

Для работы с программным обеспечением пользователю следует запустить исполняемый файл Diplom.exe. После запуска приложения на экране появится окно авторизации (рисунок 5.1), в котором пользователю требуется ввести имя, пароль и путь, указывающий на месторасположение источника базы данных. При этом в поле для ввода месторасположения базы уже имеется путь, по которому была открыта база данных при последнем использовании программы. В случае переноса программы на новую машину и соответственно смене месторасположения источника данных, пользователь может настроить приложение на базу данных, выбрав новое местонахождение путем нажатия на кнопку «Выбрать».


Рисунок 5.1 – Окно авторизации
После того, как требуемая информации введена, следует нажать на кнопку «Открыть». В результате этого в случае несовпадения пароля или имени, либо отсутствия источника данных по указанному пользователем пути на экране появится предупреждение (рисунок 5.2), после закрытия которого путем нажатия на кнопку «ОК» пользователю будет предложено заполнить соответствующие поля заново (при этом ранее введенная информация удалится) и снова нажать на кнопку «Открыть».

а)


б)



в)


а – предупреждение о неправильном вводе имени;

б – предупреждение о неправильном вводе пароля;

в – предупреждение о неправильном вводе месторасположения источника данных;

Рисунок 5.2
В результате успешной обработки нажатия на кнопку «Открыть» на экране пользователя появится главное окно программы (рисунок 5.3), которое содержит главное меню, панель инструментов и непосредственно отображение данных.




Рисунок 5.3 – Главное окно программы
Главное меню содержит следующие пункты:

  • «Файл» – содержит подпункт «Выход», который инициализирует завершение работы с программой;

  • «Данные» – содержит подпункты «Справочники», «Сведения о группе», «Сведения о студенте», при выборе которых запускается соответствующее диалоговое окно;

  • «Экспорт в MS Excel» – содержит подпункты «Приложение к диплому», «Академическая справка», по нажатии на одну из которых в соответствии со статусом студента запускается MS Excel и формируется документ;

  • «Справка» – содержит подпункты «Руководство пользователя» и «О программе», при выборе которых запускается соответствующее диалоговое окно.

На панели инструментов расположены следующие кнопки:

  • «Справочники» – при нажатии открывается окно со справочниками;

  • «Экспорт в MS Excel» – при нажатии появляется список с документами, которые могут быть сформированы: «Приложение к диплому», «Академическая справка», по нажатии на одну из которых в соответствии со статусом студента формируется документ в MS Excel;

  • «Справка» – при нажатии появляется контекстное меню с пунктами «Руководство пользователя» и «О программе», при выборе которых запускается соответствующее диалоговое окно.


Часть окна, на которой отображены данные, визуально разделена на два блока – таблицу с названиями групп, информация о которых хранится в базе данных, и таблицу со списком студентов указанной группы. При этом для каждой таблицы установлена панель с инструментами для их редактирования (кнопки «Добавить», «Удалить», «Изменить»).

При использовании системы работа пользователя по вводу данных сведена к минимуму благодаря использованию справочников, информация из которых автоматически устанавливается в необходимые поля приложения путем выбора из соответствующего списка. На основании этого, первоначально для работы с базой данных следует заполнить все справочники необходимой информацией. Для этого следует нажать на кнопку «Справочники» на панели инструментов. В результате на экране пользователя появится диалоговое окно (рисунок 5.4), содержащее панель инструментов для добавления, редактирования и удаления записей справочников и закладки, каждая из которых представляет собой один из справочников:

  • «Документы об образовании»;

  • «Специализации»;

  • «Квалификации»;

  • «Специальности»;

  • «Оценки»;

  • «Практика»;

  • «Дисциплины»;

  • «Выданные документы».



Рисунок 5.4 – Окно «Справочники» (закладка «Специальности»)
Для просмотра желаемого справочника следует выбрать соответствующую закладку. Для ввода новой записи справочник следует нажать на кнопку «Добавить», а для редактирования уже существующей записи – нажать на кнопку «Изменить» или дважды щелкнуть левой клавишей мыши по соответствующей записи.

При совершении одной из вышеперечисленных манипуляций для ввода/редактирования данных справочника «Документы об образовании» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается ввести всего лишь одно поле – наименование документа об образовании (рисунок 5.5).


Рисунок 5.5 – Окно справочника «Документы об образовании»

При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Специализации» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается ввести одно поле – наименование специализации (рисунок 5.6).



Рисунок 5.6 – Окно справочника «Специализации»
При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Квалификации» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается ввести одно поле – наименование квалификации (рисунок 5.7).


Рисунок 5.7 – Окно справочника «Квалификации»
При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Специальности» на экране пользователя появится диалоговое окно (рисунок 5.8), в котором пользователю предлагается ввести наименование специальности, код специальности и выбрать из списка наименование специализации и наименование квалификации, которые отображаются в списке благодаря их содержанию в соответствующих справочниках.


Рисунок 5.8 – Окно справочника «Специальности»
При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Оценки» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается вести одно поле – наименование оценки (рисунок 5.9).


Рисунок 5.9 – Окно справочника «Оценки»
При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Практика» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается ввести одно поле – наименование практики (рисунок 5.10).



Рисунок 5.10 – Окно справочника «Практика»
При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Дисциплины» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается ввести одно поле – наименование дисциплины (рисунок 5.11).


Рисунок 5.11 – Окно справочника «Дисциплины»
При совершении манипуляций по вводу/редактированию данных справочника «Выданные документы» на экране пользователя появится диалоговое окно, в котором пользователю предлагается вести одно поле – наименование выданного документа (рисунок 5.12).


После осуществления ввода или редактирования необходимой информации пользователю предлагается сохранить изменения или отменить путем нажатия на соответствующие кнопки.

Для удаления записей в справочниках требуется поместить указатель записей на нужную строку и нажать на кнопку «Удалить».



Рисунок 5.12 – Окно справочника «Выданные документы»
Следует заметить, что в каждом справочнике содержится служебная запись «не определено», которую можно редактировать, но нельзя удалять. Эта запись служит для того, чтобы заполнять соответствующим значением («не определено») поля таблиц базы данных в случае, если пользователь по какой-то причине на момент ввода данных не знает, какой информацией заполнить соответствующее поле.

Когда справочники заполнены соответствующей информацией можно приступать к вводу информации о студентах.

Система спроектирована таким образом, что все студенты закреплены за определённой группой и первоначально следует заполнить необходимые данные о группе.

Для добавления новой группы следует нажать на кнопку «Добавить», для редактирования данных уже имеющейся группы следует нажать на кнопку «Изменить» или дважды левой клавишей мыши нажать на названии группы, сведения о которой следует редактировать. При выполнении одной из вышеуказанных манипуляций на экране пользователя появится диалоговое окно для добавления/редактирования данных о группе с двумя закладками: первая – со сведениями о группе, вторая – с данными о дисциплинах группы (рисунок 5.13).

При работе с закладкой «Информация о группе» пользователю предлагается ввести или изменить следующие данные о группе:

  • «Название группы»;

  • «Дата выдачи диплома»;

  • «Специальность»;

  • «Нормативный период обучения»;

  • «Форма обучения».

При выборе специальности из списка специальностей, который содержится в справочниках, автоматически настраиваются поля «Код специальности», «Специализация» и «Квалификация» на сновании данных справочника «Специальности». В результате на панели «Решение ГАК» отобразится соответствующая информация. После осуществления ввода или редактирования сведений о группе пользователю предлагается сохранить изменения или отменить путем нажатия на соответствующие кнопки.

а)