Файл: Построение организационных структур (Организационные структуры: понятие и сущность).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационные структуры: понятие и сущность
1.1. Современные организационные структуры управления
1.2. Принципы построения организационных структур управления
1.3. Формирование структуры управления производством и организационные формы управления
2. Традиционные структуры управления организации, их развитие и совершенствование
2.1. Краткая информация о деятельности исследуемого предприятия
2.2. Анализ качества и эффективности структуры управления производством на примере ООО «Адипрестиж»
- принцип адаптации — ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.
Итак, с помощью ОСУ решаются наиболее значимые задачи управления: ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента; ОСУ определяет права и обязанности исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и процветанию; ОСУ определяет поведение сотрудников и стиль управления. [11]
В структуре управления организации различаются линейные и функциональные связи. Первые — связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.
Не может быть двух одинаковых структур, так как совокупность внешних и внутренних факторов организации всегда уникальна. Поэтому попытки слепо копировать структуры управления успешно функционирующих организаций не дают желаемого результата. [11]
Применение методов, реализующих организационные воздействия для управления производством, и мер для качественного совершенствования систем управления предполагает учет действия объективных законов организации и их влияния на эффективность принимаемых решений. [8, с.59-64]
Основным законом любой организации является Закон синергии, который состоит в том, что сумма свойств (потенциалов, качеств) организованного целого больше арифметической суммы свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности. Даже если система представляет собой малую социальную группу, то ее рациональность выражается в том, насколько больше может выиграть группа в целом по сравнению с тем, что может получить каждый ее участник, действующий в одиночку. [13]
Помимо необходимости учета законов организации при разработке структур управления следует придерживаться целого ряда практических правил (принципов).
1. Принцип единства распорядительства и персональной ответственности (т.е. единоначалия), который означает, что у каждого работника должен быть только один руководитель, которому он подчиняется во всех вопросах производственной деятельности. Этот принцип исключает возможность получения не связанных между собой указаний со стороны. [13]
2. Принцип вертикальной иерархии, т.е. все распоряжения линейного характера «сверху-вниз» и все отчеты об их исполнении «снизу-вверх» обязательно должны проходить по всем инстанциям, по всем уровням управления. Нарушение этого принципа ведет к подрыву авторитета руководителя или подразделения, к снижению ответственности исполнителя за результаты своей роботы.
3. Соблюдение норм управляемости. Ни один руководитель не может эффективно управлять работниками, если их число превышает норму управляемости. [11]
1.3. Формирование структуры управления производством и организационные формы управления
Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а также распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации. [7]
Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а также залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты (рисунок 1).
Рисунок 1 – Компоненты организационной структуры управления
Пять технологий координации работы (Г.Минцберг): обоюдное согласование; контроль напрямую; определение стандартов рабочих процессов; определение стандартов выпуска; определение стандартов знаний и навыков. [3]
Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками.
Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека. [3]
Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам:
1) Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда (подробнее об организации труда на производстве);
2) Определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы;
3) Определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы. [4, с.32-33]
Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций.
Основные принципы группирования: функциональные (функции, знания); рыночные (клиент, регион, продукт). [4, с.33-34]
На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная. [8, с.111]
Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу (рисунок 2).
Рисунок 2 - Линейная структура управления
Функциональная - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы основывается на основе общих видов деятельности. [8, с.112]
В зависимости от задач организации эти виды деятельности могут быть разными. Ниже представлена функциональная схема организационной структуры предприятия (рисунок 3).
Рисунок 3 – функциональная схема организационной структуры
Линейно-функциональная структура в значительной степени позволяет устранить недостатки как функционального, так и линейного типов управления. При данной структуре назначение функциональных служб заключается в подготовке для линейных руководителей данных, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное управленческое решение или производственное. Ниже можно наблюдать пример организационной структуры, рассматриваемой выше (рисунок 4). [8, с.112-113]
Рисунок 4 - Линейно-функциональная структура
Дивизиональная структура управления подразумевает собой то, что критерием группирования должностей в дивизионы (отделы) выступают виды выпускаемой предприятием продукции, группы потребителей или регионы (рисунок 5). [3]
Рисунок 5 - Дивизиональная структура управления
Матричная структура предполагает одновременное группирование на одном уровне управления по нескольким критериям. На схеме ниже представлен матричный тип (рисунок 6). [1, с. 56-58]
Рисунок 6 - Матричная структура
Комбинированная структура – группирование по различным критериям (рисунок 7).
Рисунок 7 – Комбинированная структура
Организационная структура есть выражение формы кооперации и разделения труда в сфере управления. Она оказывает прямое воздействие на функционирование предприятия. При более совершенном типе управления - эффективнее воздействие на объект управления и, соответственно, выше результат работы предприятия. [5, с.56-58]
Поэтому, структура должна соответствовать определенным требованиям (рисунок 8).
Рисунок 8 – Требования к структуре
Организационная структура частично средних, малых и сверхмалых предприятий имеет следующие характеристики: низкое разделение труда, что зачастую является причиной перегруженности работников из-за совмещения большого количества служебных обязанностей; непосредственное участие руководителя в производстве; практически отсутствует деление на отделы; имеют место прямые короткие информационные каналы между работниками; между работниками преобладают неформальные отношения; работа координируется непосредственно работниками путем прямых согласований; все вышеперечисленные характеристики предполагают высокую организационную гибкость на изменение спроса, а также другие изменения.
Главное правило при создании структуры управления: создавать как можно меньше уровней управления и кратчайшую цепь команд. [3]
При формировании структуры управления необходимо помнить, что наиболее существенное отличие установления организационной структуры от выработки технических решений заключается в решающей роли человеческого фактора на всех стадиях деятельности. Индивидуальные и групповые интересы, опыт и традиции, квалификационные и социально-психологические характеристики руководителей и специалистов следует учитывать уже на ранних этапах подготовки структуры проекта. [16, с. 115-119]
При формировании структуры управления важно прежде всего обосновать ее вид. Наиболее предпочтительными для промышленных предприятий являются линейно-функциональная, матричная и структура, ориентированная на поиск нового.
При формировании структуры управления необходимо помнить, что наиболее существенное отличие установления организационной структуры от выработки технических решений заключается в решающей роли человеческого фактора на всех стадиях деятельности. Индивидуальные и групповые интересы, опыт и традиции, квалификационные и социально-психологические характеристики руководителей и специалистов следует учитывать уже на ранних этапах подготовки структуры проекта. [6, с.59-61]
При формировании структуры управления и штатов руководители предприятий ориентируются на утвержденные министерствами типовые структуры, нормативы численности и типовые штаты. Однако возможны и определенные отклонения от них, если это приводит к более рациональной системе управления и уменьшению численности управленческого аппарата.
Определяющее значение в формировании структур управления экономическими и другими социальными системами любого содержания и уровня приобретает функциональный подход, основанный на узкой специализации управленческого труда. Суть его в создании большего или меньшего количества функциональных ячеек управления, каждая из которых отвечает за определенную сторону деятельности управляемой подсистемы. [18, с.96-99]
Автору представляется, что при формировании структуры управления научно-техническим прогрессом к информационной службе нужно подходить как к органу, обеспечивающему использование в производстве большей части научно-технического потенциала промышленности, и поднять ее роль до уровня основных подразделений. Развитие технического прогресса, внедрение АСУ ПО, комплексная автоматизация и механизация производства вызывают целесообразность новых подходов к формированию структуры управления производственных объединений. [13]
Современные масштабы ремонтных работ и технического обслуживания на предприятии, влияние, которое они оказывают на результаты производственно-хозяйственной деятельности больших трудовых коллективов, не позволяют применять волевой, интуитивный подход к формированию структуры управления ремонтной службой, так как это может привести к необоснованным объединениям или выделениям структурных подразделений.
Каждая служба предполагает внутреннюю структуру, состоящую из структурных подразделений (отделов) и соответствующую характеру решаемых ею задач. Выполнение этапа проекта связано с формированием структуры управления каждым подразделением. [10]
Выводы: Оптимизация организационных структур управления является составной частью комплекса мер по повышению эффективности работы предприятий. Руководители должны выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает поставленным целям и задачам предприятия, своевременно и адекватно реагирует на действия факторов внутренней и внешней среды, целенаправленно распределяет и координирует усилия сотрудников и таким образом повышает собственную конкурентоспособность. Хорошо известно положение, согласно которому новые задания нельзя решать с помощью старой организационной структуры.