Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 лишь возможности обладания субъективными правами на основании нормы объективного права
1
Против позитивистской концепции прав человека как потенциальных прав выступает, например, Е.А. Лу кашева. Она подчеркивает, что как субъективные права человека - это его реальные, а не потенциальные возможности. При этом в системе прав человека автор выделяет естественные прирожденные) права (например, право на жизнь, наличную неприкосновенность) и права, которые получают реальное воплощение лишь благодаря законодательной деятельности государства (например, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища. Но и эти права (условно выделяемой второй группы) существуют независимо от их признания государством и законодательного закрепления. Таким образом, права человека в данной концепции признаются субъективными правами, но подразделяются на субъективные естественные и субъективные позитивные права. По сути, того же мнения придерживается
В.А. Четвер нин, выделяющий первичные субъективные права, которые исходно существуют у субъектов, и права вторичные в качестве изменяющихся, прекращающихся и т.п.
3
Как мера возможного поведения права человека со времен ИК анта выступают в качестве меры его свободы, способа самореализации в обществе. Права человека, по мнению В.А. Че твернина, - это минимальная, неотъемлемая мера свободы. Это, полагает ЛИ. Глухарева, нормативно выраженные возможности самореализации и развития личности
4
Г раницы правовой свободы очерчиваются взаимным признанием свободы субъектов правового общения. Такие акты признания можно считать
1
Чечот ДМ. Субъективное право и формы его защиты. Спб.: Питер, 2005. С. 20 2
Права человека Учебник для вузов под. ред. Е.А.Лукашева. М Норма, 2011. С. 146 См Проблемы общей теории права и государства под ред. В.С. Нерсесянца. М Норма,
1999. С. 560; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство введение в теорию. М Норма, 1993. С. 28 4
Глухарева ЛИ. Понятие прав человека теоретико-правовое и социогуманитарное определение Представительная власть - XXI век законодательство, комментарии, проблемы. 2004. N 4. С. 18
14 эквивалентом принципа формального равенства. Я только тогда истинно свободен, - писал Геге ль, - если и другой также свободен и мною признается свободным. Взаимное признание предполагает соотнесенность свободы индивида со свободой других людей, тес обязанностью уважать их свободу. В этом ракурсе права человека представляют собой единую и равную для данного круга субъектов права систему прав и обязанностей. Как мера (норма) свободы права человека нормативно структурированы. В современных условиях эта мера (норма) закрепляется в конституциях, законах, международных актах. Обсуждается вопрос оправах человека как особой отрасли права - гуманитарном праве, как отрасли (под отрасли) международного права и др. Но означает ли это, что права человека могут быть признаны, как полагает, например, С.С. Алексеевне только в качестве субъективного, но и объективного права, те. права прав человека Скорее, следует согласиться с теми авторами, которые в системе норм объективного права выделяют права человека как межотраслевой институт. Отождествление системы прав человека и системы объективного права вряд ли реалистично. Совсем другой аспект проблемы- легитимационные функции прав человека по отношению к национальным системам права. Любая национальная система объективного права действительно должна стать правом человека, но только в том смысле, что она, как подчеркивает и С.С. Алексеев, должна строиться сообразно принципами критериям прав человека. Распространено мнение, что права человека выступают как моральные, нравственные критерии действующего правопорядка. Конечно, нормы объективного права, санкционирующие произвол государства в отношении личности, нарушающие правовые границы ее свободы, не могут не вызвать Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М Мысль, 1977. С. 241 2
Алексеев С.С. Право азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М Статут, 1999. С Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М Статут,
2000. С. 256 3
Ветютнев Ю.Ю. Несколько замечаний о теории правозащитной системы Российская и европейская правозащитные системы соотношение и проблемы гармонизации. Н. Новгород
Пеплос, 2003. С. 63
15 морального осуждения. Более того, с учетом взаимодействия, взаимодополнительности права и морали можно было бы согласиться стем, что права человека устанавливают мораль но-правовой стандарт внешнего поведения. Права человека- правовая, а не этическая категория. Особенно важно это иметь ввиду сточки зрения защиты прав человека от необоснованных ограничений, в том числе со ссылкой на моральные ценности
1
Критиче ски обобщая различные варианты понимания прав человека в современной юридической литературе, можно сформулировать следующее определение. Права человека- это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения, необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-ист орических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании. Таким образом, во-первых, права человека нормативно структурированы, те. имеют определенную меру, одинаковую для каждого и всех в качестве субъектов правового общения. Это субъективные права, которыми обладает каждый человек.
Во-вторых, права человека должны быть соразмерными его потребностям, которые не остаются неизменными. Пом ере развития общества изменяется содержание и расширяется объем человеческих прав. Как минимальная мера свободы права являются способом обеспечения нормальной жизнедеятельности человека, те. минимальных, изначальных условий того, что позволяет человеку оставаться человеком (не сверхчеловеком в духе Ф.
1
Лапаева В.В. Формирование доктрины защиты прав личности как актуальная задача теории права Российское правосудие. 2006. -N 4. С. 14; Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы круглого стола журнала Государство и право Государство и право.
1998. N 7
16
Ницше), те. способным быть свободным самостоятельно, без чьей-либо опеки, действовать или воздерживаться от определенных действий. Способность к бытию в свободе означает одновременно и право человека на надлежащее достойное существование.
В-третьих, самоценность прав человека фиксируется в их определении как естественных, прирожденных прав, те. существующих независимо от установлений государства. В них, по словам МВ. Баглая, раскрывается естественное состояние свободы. Права человека неот чуждаемы, так как никто не может их отобрать, оставаясь в пространстве права. Они ограждают человека от произвола тех, кто посягает на его свободу. Вместе стем права побуждают индивида к деятельности, включают его в коммуникационное пространство в систему социальных связей и отношений.
В-четвертых, права человека не являются даром государства.
Патерналистское правосознание, при всей его живучести, уходит в прошлое. Однако нельзя и умалять роль государства, прежде всего в конституционном закреплении, охране и гарантировании индивидуальных прав. Кроме того, в современных условиях права человека признаны и охраняются международным сообществом. В наше время права человека охраняются одновременно международными внутригосударственным правом. При этом международному праву принадлежит особая роль. Это происходит отнюдь не потому, что международное право полностью гарантирует права человека, и даже не потому, что ему принадлежит верховенство при их защите, как раз наоборот. Как правило, права человека охраняются полнее внутренним правом, и ему, безусловно, принадлежит верховенство в этой сфере. Особое местом еждународного права в общем процессе защиты прав человека объясняется тем, что именно оно устанавливает минимальный перечень прав и свобод, которые должны быть гарантированы всеми государствами - участниками
1
Баглай МВ. Конституционное право Российской Федерации. М Норма, 2009. С. 159
17 международных договоров, оно определяет принципы, условия и порядок отхода от минимальных требований и формирует некое видение прав человека. Принятая в 1948 г. Декларация прав человека изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, ат акже правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод. Права человека- это сложный общественный феномен, неоднозначно толковавши йся и определявшийся на протяжении всего периода своего существования. Это отражается в многообразии подходов к определению того, что же представляют собой права человека.
1.2 Сущность прав и свобод человека и гражданина Концепция прав человека исходит их того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность- субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, какими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав. В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются, прежде всего, как Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 О Декларации прав и свобод человека и гражданина Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865
18 служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными. Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, таки в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты. В Швейцарии полвека назад возникла проблема так называемых неписаных конституционных прав человека. З. Джакометти, швейцарский юрист, сформулировал тезис, согласно которому перечисление в конституции основных прав личности может иметь лишь примерный характер, ибо законодатель не в состоянии предвидеть всех способов вмешательства государства в различные сферы жизни человека. Поэтому, кроме прав, записанных в конституции, могут, по его мнению, существовать равные им по рангу неписаные права, осуществление которых должно быть гарантировано в момент реализации. Швейцарский Федеральный суд частично принял эту концепцию и допустил существование неписаных конституционных прав личности, мотивируя свое решение целым рядом аргументов Этот подход не был принят в других странах. Однако можно обнаружить подобную позицию в практике французского Конституционного Совета. Принимая за основу действующие до сих пор положения, изложенные в преамбуле Конституции г, Совет формулирует новые права и свободы, не
1
Банашак Б. Права личности и механизмы их защиты в конституциях некоторых стран. М Норма, 2011. С. 5
19 фигурирующие в нормах конституции. Таким образом, во Франции, как ив Швейцарии, происходит расширение перечня конституционных прав личности. Представления оправах человека (как обыденные, таки теоретические научные) формировались и развивались постепенно входе исторического развития человеческого общества, его экономической, политической и правовой система также представлений оправе и правах, которые прошли путь от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных, при этом на каждой ступени в историческом развитии вырабатывалась свояк онцепция
1
Сложность понятия прав человека объясняется тем, как считают некоторые авторы, что они стоят на пересечении притязаний отдельного человека кг осударству
2
, с которым данный человек находится во властеотношениях. С другой стороны, в отношениях между физическими лицами и/и ли юридическими лицами, действующими в сфере, допустим, гражданского права, проблема обязательного действия прав человека по горизонтали появилась сравнительно недавно. Вкратце остановимся на двух подходах, выделяемых в европейской литературе поп оводу обязательного действия прав человека по горизонтали. Первый подход отрицает возможность горизонтального действия прав человека, исходя из положения, что эти права накладывают обязательства только на государство. Допущение возможности ссылаться на эти права в отношениях физических лиц между собой привело бык ограничению личности, поскольку права одной личности стали бы источником обязательств для другой. Кроме того, сторонники такого подхода подчеркивают, что из-за своего обобщенного характера конституционные нормы, устанавливающие права человека, не могут быть использованы как основа ни для разрешения гражданско-правовых споров, ни для определения отношений между
1
Нерсесянц В.С. Философия права. М Инфра-М, 1997. С. 107 2
Права человека. История, теория и практика. М Норма, 1995. С. 33
20 физическими лицами и/или юридическими лицами, действующими в сфере гражданского права. Вторая точка зрения принимает в качестве исходного пункта прямое горизонтальное действие и допускает трактовку прав человека как объективных принципов, имеющих обязательную силу для субъектов граждан ско-правовых отношений и способных служить основой для гражданско-правовых исков По нашему мнению, концепция прав человека была создана и должна применяться для защиты индивидов от произвола государственной власти. Наличие власти предполагает возможность репрессий в некоторых правоотношениях, ас другой стороны- постоянное подчинение индивид не может просто отказаться от отношений с властью. Образно говоря, правители держат в руках меч, которым могут карать, поэтому индивиды нуждаются в щите, который позволил бы им заслониться от карающего меча. Сторонники так называемого горизонтального применения прав человека убеждены, что это понятие должно найти применение в межличностных отношениях. Скептики же полагают, что это исказит сущность межличностных отношений люди не должны - ибо нет такой необходимости - общаться друг с другом под охраной меча. Государство обязано защищать права каждого от нарушений со стороны других лиц, рассматривая некоторые деяния как преступные и подвергая судебному преследованию тех, кто преступает закон. В доктрине прав человека существует точка зрения от ом, что нормативные документы содержат слишком много обязательств государства по отношению к человеку. Об обязанностях человека по отношению к государству говорится намного меньше. Высшей ценностью в государстве объявляются права человека (например, ст. 2 Конституции РФ) над всеми иными правами. Подобный приоритет прав человека вместо необходимого для См Банашак Б. Указ. соч. С. 12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2014. № 11-ФКЗ) Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
21 нормального развития государства и общества паритета прав и обязанностей отдельного человека с правами и обязанностями коллективного гражданина, видимо, является следствием слишком долгой и трудной борьбы человека за свои права. Подобная точка зрения высказана Л.С. Мамутом
1 1.3 Классификации прав и свобод человека и гражданина В Конституции и международных документах мы встречаем понятия права и свободы. Существуют разные точки зрения попов оду природы этих понятий. По мнению Е.А. Лукашевой
2
, права и свободы идентичны пою ридической природе и системе гарантий. И те и другие очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Подобное различие в терминологии является скорее традиционным (с XVIII - XIX вв.), поэтому четкое разграничение провести трудно термин свобода призван подчеркнуть более широкие возможности выбора, в то время как термин право определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, считает Е.А. Лукашева.
А.Я. Азаров
3
под свободами понимает сферы, в которые государство не должно вмешиваться, но должно обеспечивать их защиту, а подп равами» - правомочия в определенной сфере, внутри действия которых нет вариантов, кроме как воспользоваться или не воспользоваться. В международно-п равовых документах используется термин право на свободу че го-либо». Например, ст. 13 Всеобщей декларации гласит Каждый человек имеет право свободно передвигаться ивы бирать себе
1
См Мамут Л.С. Указ. соч. С. 8 2
Общая теория прав человека под ред. Е.А. Лукашевой. М Норма, 1996. С. 31 3
Азаров А.Я. Права человека новое знание. М Логос, 1995. С. 29 4
Права человека. Сборник международно-правовых документов. Минск Белфранс, 1999. С.
3
22 местожительство, ст. 18: Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии ст. 19: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их и т.п. Отсюда можно заключить, что и то, что называется правами, и то, что называется свободами, является правами. Слово свобода - это право делать ч то-либо свободно, без ограничений со стороны государства и других субъектов. Наиболее распространенная, чаще встречающаяся в литературе классификация прав человека - классификация потрем поколениям, выдвинутая французским юристом
Карелом
Васа ком, который охарактеризовал три поколения с помощью знаменитой французской триады свобода, равенство, братство, и разработанная в ряде других теоретических исследований. К правам первого поколения относятся права, провозглашенные в статьях
2 - 21 Всеобщей декларации ив статьях 6 - 27 Пакта о гражданских и политических правах статьях 19 - 33 и 46 - 54 Конституции РФ а) гражданские права право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, на национальность и язык, запрет пыток, рабства, принудительного труда право на равенство перед судом и законом право нас вободу передвижения, на убежище право на правосудие (справедливое судебное разбирательство, гарантии обвиняемого и др, право на собственность, жилище, право на создание семьи и защиту семьи право на свободу мысли, совести и религии, на свободу слова и иного выражения право на информацию. В докладе Международного комитета Красного Креста и Лиги обществ Красного Креста Красный крести права человека Женева г) в группу гражданских прав включены права, связанные с индивидуальной
1
См Мюллерсон Р.А. Указ. соч. СО гражданских и политических правах Международный Пакт от 16.12.1966 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12 3
См Права человека. История, теория и практика. Указ. соч. С. 20