ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 К негосударственным институтам, осуществляющим реализацию и защиту прав граждан можно отнести адвокатуру, нотариат, негосударственные пенсионные фонды, негосударственные организации по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, правозащитные организации в различных сферах жизнедеятельности общества. Для указанных институтов характерной является осуществление функции контроля над действиями государства в области прав и свобод человека игр ажданина. Так, в целях обеспечения эффективного применения законодательства, касающегося защиты прав человека в Российской Федерации, действуют советы и комиссии по правам человека. По мнению Шутько Д.В., деятельность по реализации и защите прав и свобод граждан негосударственных институтов осуществляется в следующих направлениях- деятельность по реализации и защите политических прав и свобод граждан
- деятельность пор еализации и защите социально-эконо мических прав граждан
- деятельность по реализации и защите культурных прав граждан
- деятельность по реализации и защите личных прав граждан
1
На сегодняшний день права на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и другие провозглашенные личные права находятся в центре внимания правозащитных организаций. С помощью религиозных организаций и объединений реализуются право на свободу совести и вероисповедания. Адвокатские палаты и негосударственные юридические структуры осуществляют гарантии в получении квалифицированной юридической помощи.
1
Шутько Д.В. Деятельность негосударственных институтов по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина Право и права человека в условиях глобализации материалы науч. конф. ИГП РАН. М Норма, 2006. СВ качестве позитивной тенденции в осуществлении гражданами права на защиту необходимо отметить то, что впервые действующая Конституция расширила пределы защиты прав и свобод человека игра жданина, установив возможность каждого обращаться в спорных ситуациях в межгосударственные органы в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если исчерпаны все имеющиеся для этого внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, ценность всех закрепленных в отечественном и международном законодательстве прав человека состоит в возможности их полноценной реализации, и главенствующая роль здесь принадлежит четкому и отлаженному механизму обеспечения прав человека. Механизм обеспечения большинства прав и свобод человека и гражданина отражает особенности содержания обеспечиваемого права. При этом реализацию того или иного субъективного права можно рассматривать и как процесс достижения результатов в пользовании и распоряжении правами. По мнению ИВ. Росто вщикова, система гарантирования прав и свобод личности складывается из общих условий, ат акже юридических и других специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях - охрану. Особое место в системе гарантий занимает профилактика правонарушений, а также содействие в реализации прав и свобод личности АС. Мордовец отмечает, что структура механизма обеспечения прав человека включает правовые нормы, правовую деятельность субъектов по обеспечению прав человека и гражданина гласность общественное мнение гарантии общие, специальные (юридические, организационные процедуры ответственность контроль В качестве элементов подсистемы механизма социально-юридического обеспечения прав человека названы механизм ох-
1
Ростовщиков ИВ. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. Вопросы теории. Саратов
Сарат. унт, 1988. С. 49 2
См Там же. С. 64


45 раны, механизм защиты, механизм восстановления нарушенных субъективных права также механизм воспитания. Будучи самостоятельными механизмами и одновременно находясь в диалектической взаимосвязи друг с другом, они создают целостную структуру механизма соци ально-юридического обеспечения прав человека и гражданина
1
Рас суждая о реализации прав граждан в уголовном судопроизводстве,
B.C. Шад рин указывает, что обеспечение прав личности охватывает следующие формы информирование лица об обладании правами и их разъяснение создание необходимых условий для полноценной реализации прав охрану прав от нарушений защиту прав восстановление нарушенных прав
2
По замечанию Л.Д. Воево дина, чтобы успешно претворить в жизнь записанные в Конституции РФ права и свободы, нужна прежде всего благоприятная обстановка, которая складывается из множества объективных и субъективных факторов. Обсуждаемые факторы имеют между собой то общее, что они должны обеспечивать благоприятный режим, среду для реализации этих прав и свобод. Можно сожалеть, что в настоящее время обстановка в стране не располагает к активному осуществлению как прав, таки свобод в особенности в сфере с оциально-экономической жизни. Таким образом, обеспечение надлежащей реализации гражданских прав и свобод не в последнюю очередь зависит от создания благоприятных условий осуществления указанных прав, которые обусловливаются влиянием правовых, экономических, социальных, политических, духовных и т.д. факторов
1) экономические факторы представляют собой единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, Мордовец АС. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов Слово, 1996. С. 85 2
Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М
Юрлитинформ, 2000. С. 43 3
Воеводин Л.Д. Правовой статус личности в России. М Норма, 1997. С. 239

46 проведение экономических реформ, направленных на увеличение благосостояния населения) правовые факторы - признание прав и свобод человека высшей ценностью, закрепление их в отечественном законодательстве в соответствии с международными правовыми стандартами, приоритет конституции и законов, эффективная борьба с преступностью и правонарушениями, проведение реформ в области судебной и правоохранительной систем в интересах граждан и т.д.;
3) социальные факторы - рост уровня и качества жизни и предоставления социальных услуг, уменьшение количества граждан с доходом ниже прожиточного минимума, сокращение безработицы, устойчивое повышение заработной платы и пр
4) политические факторы- неукоснительное соблюдение политических прав граждане динство системы государственной власти, осуществление государственной власти на основе разделения властей, развитие местного самоуправления и т.д.;
5) духовные факторы - главенство в государстве и обществе взглядов, утверждающих человека как меру всех вещей, повышение уровня нравственности населения, культуры и образованности общества и т.д
1
Для надлежащей реализации правд олжны быть созданы нет олько необходимые условия процесса реализации, но и использование специальных средств, которые обеспечат механизм правомерного использования прав. Необходимо создание не только механизма защиты нарушенных прав наступление санкции в виде угрозы за наступление неблагоприятных последствий, но и создание специальных правовых гарантий. На первый взгляд может показаться (и это представление не только широко бытует, но и стойко держится в литературе, что права нуждаются в заботе со стороны общества и государства лишь тогда, когда они нарушаются. В
1
Шафиров В.М. Обеспечение права человекоцентристский подход. Красноярск Спарк,
2005. С. 22


47 действительности исследование форм реализации гражданином своих прав показывает, что юридические гарантии со стороны общества и государства нужны постоянно как для того, чтобы права не нарушались, таки для того, чтобы они осуществлялись возможно полнее»
1
Именно поэтому, как отмечалось выше, реализации прав граждан должна способствовать направленная на это деятельность государственных и негосударственных органов. В качестве средства содействия в реализации прав НС. Бондарь указывает правовую комфортность. Так, если правовая защищенность сводится к осуществлению лишь охранительных функций закона, где личность - пассивный объект правового воздействия, посредством которого ей обеспечивается негативная свобода, то правовая комфортность означает качественно новый уровень позитивной правовой свободы - свободы для (благоприятные правовые условия … для самореализации личности, ее всестороннего развития. Свобода выступает в этом случае как правомерная деятельность, основывающаяся нар еализации личностью гарантированных ей законом правовых возможностей пользоваться социальными благами, участвовать в управлении государственными и общественными делами»
2
В результате государству надлежит не только охранять законные права и интересы граждан, но и создавать эффективную систему средств, направленных на их реализацию. Одним из негативных факторов, препятствующих осуществлению гражданами своих прав, в том числе и гражданских, является отсутствие согласованно действующего механизма реализации действующего законодательства. Причиной в данном случае является отсутствие системности в действующем российском законодательстве. Необе спечение строгого соблюдения принципов построения системы права ведет к нарушению внутренней логики отраслей
1
Воеводин Л.Д. Реализация конституционных нрав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов. М Моск. унт, 1979. С. 100 2
Бондарь НС. Права человека и реформа советской политической системы Правоведение.
1990. №2. С. 7

48 законодательства. Большое число противоречий и несогласованностей внутри единой системы российского законодательства пусть и при условии регулирования однородных вопросов снижает его эффективность и авторитет
1
Таким образом, комплексное осмысление проблемы реализации прав человека в современной России свидетельствует о необходимости разработки такого правового правореализационного механизма, который бы позволил воспринимать права человека в качестве системного явления, имеющего свое важное место в национальном праве, то есть в системе юридических норм- общеобязательных правил поведения Механизм обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина в России Согласно распоряжению Президента РФ от 4 апреля 1998 г. к 2000 году был разработан проект Федеральной концепции обеспечения из ащиты прав и свобод человека- первый в отечественной истории развернутый документ, формулирующий основные направления внутренней и внешней политики России в сфере прав человека и содержащий предложения по совершенствованию механизмов и процедур защиты. Однако при всей востребованности такого документа Концепция защиты прав и свобод человека игра жданина до сих пор не принята. Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает
1   2   3   4   5

1) государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);
2) защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130); См Концепции развития российского законодательства под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А.
Тихомирова, ЮЛ. Орловского. М Спарк, 1988. С. 5

49 3) защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);
4) самозащиту прав гражданина, включающую следующее- гражданско-правовую и уг оловно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др
- публичные выступления граждан (ст. 31);
- обращения в СМИ (ст. 29);
5) международно-прав овую защиту (ч. 3 ст. 46). Государственная защита прав и свобод человека выступает главной формой защиты в конституционном механизме защиты. Это обусловлено тем, что личность и государственная власть - органически взаимосвязанные явления. Государственная власть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобода личность участвует в формировании государственной власти. Поэтому ошибочно противопоставлять права и свободы идее государственности и, тем более, допускать нарушение баланса между ними. Важную роль в защите прав и свобод личности играют органы местного самоуправления. В ст. 130 Конституции РФ устанавливается самостоятельность местных органов при решении вопросов местного значения. Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации позволяет сделать следующий вывод местные органы имеют достаточно большие полномочия в области обеспечения из ащиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Формирование в местных сообществах единой системы защиты прав и свобод, которая базировалась бы на сочетании государственных и муниципальных институтов, имеет для России важное Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. 15.02.2016) Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822

50 значение. Органы местного самоуправления являются наиболее приближенными из всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные как на недопущение нарушений прав граждан превентивная защита, таки на защиту и восстановление уже нарушенных прав. На наш взгляд, превентивная защита имеет наибольшее значение, так как позволяет не только не допустить самого нарушения чьего-л ибо права, но и обеспечить стабильность и нерушимость прав граждан всего муниципального образования. Следующим звеном вцепи конституционного механизма защиты прав и свобод человека является защита прав и свобод общественными объединениями, профессиональными союзами и правозащитными организациями. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставах общественных объединений. Например, применительно к профессиональным союзам это право записано в Федеральном законе от 12 января 1996 г. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, ст. 11 которого предусматривает, что профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Не менее важную роль в системе защиты прав граждан играют профессиональные сообщества адвокатов. Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
1
Федеральный закон О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от
12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. 31.01.2016) Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 148


51 Федерации. Она не является предпринимательской и направлена на защиту прав, свобод и интересов граждан, на обеспечение доступа их к правосудию. Адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законом. В настоящее время при защите бесплатно оказывается помощь только гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых нижеуказанной величины в установленных законом случаях. Право на самозащиту выступает одним из основных способов защиты прав и свобод в конституционном механизме защиты прав граждан. Конституция РФ закрепила положение, согласно которому каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Самозащита - один из способов защиты нарушенных или ограниченных прав. В законодательстве выделяются различные формы самозащиты уголовно- правовая, гражданско-правовая, самозащита трудовых прав. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе
- Федеральным конституционным законом от 31 декабря г. О судебной системе Российской Федерации
- Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. О мировых судьях в Российской Федерации
1
Федеральный закон Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. 13.07.2015 Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102 2
Федеральный конституционный закон О судебной системе Российской Федерации от
31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. 05.02.2014) Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1

52
- Законом РФ от 26 июня 1992 г. О статусе судей в Российской Федерации
- Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа кн ему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию 1
Федеральный закон О мировых судьях в Российской Федерации от 17.12.1998 N 188-ФЗ ред. 05.04.2016) Российская газета. 1998, 22 декабря
2
Федеральный закон О статусе судей в Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 ред. 14.12.2015) Российская газета. 1992, 29 июля Федеральный закон Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. 09.02.2009) Российская газета. 2009. 13 февраля Мордовец АС. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов Слово, 1996. С 5
См Баглай МВ, Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 34 6
См Там же. С. 226 7
Международная жизнь, 1990. N 9. С. 135 8
См Матузов НИ. Указ. соч. С. 45 9
См Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР система, характеристики, особенности реализации. Уфа Рарогъ, 1990. С. 46 См Банников Г.Н.Судебная защита в системе гарантий прав и свобод российских граждан современное состояние и перспективы модернизации Модернизация права зарубежный и отечественный опыт сб. науч. ст. отв. ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. Пенза ИИЦ ПГУ, 2004. С. 63