Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23 экономической деятельностью частным предпринимательством и инициативой. По классификации, данной в учебнике Общая теория прав человека, к этой группе относится право частной собственности, в то время как право частной собственности на землю в Общей теории. расценивается как социальное право. Конституция РФ также закрепляет право частной собственности, в том числе и на землю, а также право предпринимательской деятельности встать ях 34 - 36. Юридический энциклопедический словарь относит эти права к группе экономических прав б) политические права право на гражданство, право на участие введении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допускаться к государственной службе, участвовать вот правлении правосудия (последнее право отсутствует во Всеобщей декларации и Пакте о гражданских и политических правах ч. 5 ст. 32 Конституции РФ. Это и право на объединения, право мирных митингов, шествий, демонстраций. Ряд авторов относит не к гражданским, а к политическим правам право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию. Намой взгляд, это вопрос неоднозначный, поскольку все эти перечисленные права могут реализ овываться человеком и как членом гражданского общества, и как участником публично-влас тных отношений, в зависимости оттого, в какой роли он выступает. Это же можно сказать и оправе на объединения, праве митингов, шествий и т.д. Ко второму поколению относятся права, провозглашенные в статьях 22 -
27 Всеобщей Декларации, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в статьях 34 - 44 Конституции РФ См Лукашева Е.А. Указ. соч. С. 32 2
Юридический энциклопедический словарь. М Инфра-М, 2002. С. 352 См Об экономических, социальных и культурных правах Международный пакт от
16.12.1966. Указ. соч. С. 21
24 а) экономические права. Международный билль оправах человека не выделяет четко группу экономических прав. Нед ает разделения на экономические и социальные права и Общая теория прав человека. Юридический словарь относит к группе экономических прав и свобод, как уже говорилось выше, право частной собственности, в том числе на землю и на продукты интеллектуальной деятельности, свободу предпринимательской деятельности, свободу труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку. Пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет право на труд (ст. 7), которое прямо в Конституции РФ не гарантируется есть право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ч. 1 ст. 37), есть запрет принудительного труда (ч. 2 ст. 37). Гарантировано также право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37). Сюда же относятся право на справедливое денежное вознаграждение- равное за равный труд и достаточное для удовлетворительного существования их семей - паст Пакта. В Конституции РФ гарантируется только недопущение дискриминации и право на получение минимального размера оплаты труда. К этой же группе прав представляется возможным отнести право на отдых. Хотя право на отдых, намой взгляд, можно отнести и к социальным правам б) социальные права охрана материнства, отцовства, детства, социальное обеспечение по возрасту или болезни социальная помощь в получении жилища само право на жилище - ч. 1 ст. 40 Конституции РФ - право гражданское. Право на медицинскую помощь и охрану здоровья, образование, право на достаточный жизненный уровень (ст. 7 Конституции РФ в) культурные права право на участие в культурной жизни, свобода творчества и преподавания (ст. 15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах ст. 44 Конституции РФ. К третьему поколению прав человека относят права, толчок к развитию которых дается в ст. 28 Всеобщей декларации Это право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение народов и наций право на экономическое и социальное развитие право на общее наследие человечества и пользование его благами совместные космические ресурсы, на учно-технический прогресс и информация, культурные традиции, достопримечательности и памятники. Также это право на мир, право на здоровую и сбалансированную окружающую среду, право на гуманитарную помощь в случае катастроф. Из международно-правовых документов права этого поколения частично формулируются в Декларации социального прогресса и развития г, в Декларации оправе народов на мир 1984 г, в Декларации оправе народов на развитие г, в Руководящих принципах регламентации компьютеризованных картотек, содержащих данные личного характера, 1990 г.
4
Пра вона благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии закреплено в ст. 42 Конституции РФ, эти права относят к экологическим. Права этой группы принято считать коллективными, или солидаристскими
6
. Некоторые авторы подчеркивают тем самым беспомощность как индивидов, таки отдельных государств в определенных критических ситуациях и неэффективность их действий в одиночку. Однако, как представляется, эти права могут считаться как Декларация социального прогресса и развития (Принята 11.12.1969 Резолюцией 2542
(XXIV) на ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) Электронный http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15980 2
Декларация оправе народов на мир (Принята 12.11.1984 Резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН) Электронный ресурс //СПС Консультантплюс режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15980 3
Декларация оправе народов на развитие (Принята в 1986 г. Резолюцией 14/08 Генеральной Ассамблеи ООН) Электронный ресурс //СПС Консультантплюс режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15980 См Права человека. Сборник международно-правовых документов. Указ. соч. С. 19 5
Тутарищева СМ. К вопросу о содержании конституционно-правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина в Российской Федерации Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология 2010. № 1. С. 4 См Мюллерсон Р.А. Указ. соч. Си ндивидуальными, таки коллективными, поскольку от реализации этих прав выгадывает в конечном итоге индивид. Более того, мы можем и должны говорить оправе индивида, к примеру, на здоровую и сбалансированную окружающую среду, оправе на гуманитарную помощь итак далее. Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, под которыми имеется ввиду права человека на природу или связанные спр иродой, показывает, что функциональное назначение их различно. Выделяются такие группы прав как
1. Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. К этой разновидности прав относятся также право наб лагоприятную среду обитания и благоприятную среду жизнедеятельности в той мере, в какой среда обитания и среда жизнедеятельности включают в свое содержание окружающую среду.
2. Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой разновидности этих прав относят конституционное право на охрану здоровья (ст Конституции РФ, натр уд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ста также на радиационную безопасность, установленное.
3. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой группе прав относятся права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и т.д.
27 Все исследователи, в работах которых представлена классификация прав человека как прав трех поколений, сходятся во мнении, что у нее есть недостатки, самый большой из которых- выбор критериев классификации. В связи с делением прав наличные, политические и социально- экономические интересно рассмотреть различие так называемых позитивных и негативных прав. Под позитивным правом понимают собственно правоте. возможность требовать от государства определенных действий, направленных на реализацию потребностей человека. Для реализации позитивного права необходимы, помимо воли субъекта-но сителя прав, своего рода услуги со стороны власти. К позитивным правам можно отнести большую часть социально- экономических и культурных прав право на социальную и медицинскую помощь, право на образование, право на приобщение к культурным ценностями пр, а также некоторые политические, такие, например, как право на получение информации и право на справедливый суд. Все эти права государство должно предоставить индивиду. Широко известна и распространена классификация, делящая права на естественные и позитивные. Концепция о естественных прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения государственной власти, доктринально обоснована в учениях Ж.Ж. Руссо, Г. Гроция, Дж. Лок ка, Ш. Монтескье. Другой подход (позитивистский права человека даруются государством, которое определяет их объем и содержание (Б. Чичерин, А. Меркель, Д. Остин, К. Бергбом - вторая половина в, нормативистская теория Г. Кельзена). Как представляется, провозглашение Всеобщей декларации прав человека признало за каждым индивидом ряд прав и свобод. Из этого вытекает, что каждому должна быть предоставлена возможность требовать от государства выполнения возложенных на него обязательств, являющихся элементом защиты прав личности. Отсюда, с принятием и провозглашением Декларации, стало бесспорно, что все права и свободы, утверждаемые в ней принадлежат каждому от рождения, в силу самой человеческой природы, и не могут рассматриваться как дар государства человеку. Как было сформулировано в Венской декларации года, права человека и фундаментальные свободы являются прирожденными правами»
1
П онятие естественности и неотъемлемости прав вышло также зап ределы внутригосударственной компетенции. Это означает, что они должны быть обеспечены любому человеку, где бы он ни жил
2
Одно дело- декларировать права человека, закрепляя их в Конституции государства, другое дело - обеспечить на практике соблюдение этих прав всеми без исключения.
1
Робинсон М. Реальное осуществление прав человека Российский бюллетень по правам человека. 1998. № 10. С. 5 2
См Мюллерсон Р.А. Указ. соч. С. 8
29
1
Цуканов АН. Правовая теория защиты основных прав. М Норма, 2005. С. 12 2
См Гук ПА. Судебная деятельность как важнейший элемент правовой жизни общества Правовая жизнь в современной России теоретико-методологический аспект под ред. НИ.
Матузова, А.В. Малько. Саратов Мысль, 2005. С. 485
39 защите прав человека и основных свобод, ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правоприменительная и законодательная практика свидетельствует от ом, что государство на сегодняшний день не справляется с реализацией гарантии права граждан на защиту и людям порой самим приходится отстаивать свои права даже посредством такой крайней, жестокой и неправовой формы, как самосуд. Так, ПА. Гук в качестве наглядного примера привел уголовное дело в отношении бывших директора и завхоза махачкалинской школы-интерната, приговоренных к трем годам лишения свободы условно. В пожаре апреля 2003 г. погибло 30 детей. Возмущенные чрезмерной мягкостью наказания родственники погибших детей устроили потасовку прямо в зале суда. В данном случае поводом к совершению неправомерных действий послужило неадекватное в сложившейся ситуации применение принципов судебной деятельности, которые, в свою очередь, привели к нарушению прав участников судопроизводства на справедливое судебное разбирательство. Низкий уровень правовых знаний и недостаточный уровень правовой культуры зачастую не позволяют гражданам проводить грань между законной и незаконной самозащитой, которая может привести к совершению нового преступного деяния. Важную роль в данном случае может играть повышение правового образования граждан. Давно сказано, что основная движущая сила общественных отношений - самоуправляющиеся личности, воля граждан, стремящихся закрепить свои ценностные установки (права и свободы) в качестве обязательных поли тико-правовых институтов. Однако реальное развитие и работа указанных институтов зависят в первую очередь от самих граждан, от их инициативности в полити ко-правовой сфере, в связи с этим необходимо повышать уровень правовой и политической культуры.
1
См Гук. ПА. Указ. соч. С. 490 2
Аринин АН. Права и свободы человека и эффективное развитие России Общественные пауки и современность. 2012. № 1. С. 70 3
Ильин И.А. О сущности правосознания. М Норма, 1993. С. 37
40 Роль двигателя общественного развития может быть выполнена правовой и политической культурой при условии знания гражданами своих прав, поскольку это является жизненным основанием длят ого, чтобы спорить оправе и бесправии, возмущаться произволом, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой мнимый долг, протестовать против нарушения своих имущественных прав и т.д.»
1
Обозначенной проблемы, на наш взгляд, касается и проблема ограничения прав и свобод человека, как в Конституции РФ, таки в действующем законодательстве. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека игра жданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лицо беспечения страны и безопасности государства. В силу ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Анализируя указанные нормы Конституции РФ, необходимо констатировать неоднозначность содержания термина ограничения прав»
2
В результате напрашивается вывод о том, что указанная в законе формулировка термина дает не только двусмысленность его толкования, но и допускает возможность ограничения прав и свобод федеральным законом по широкому кругу оснований без четкого указания на конституционные пределы данных ограничений, те. практически в любом объеме. Так, в соответствии с Конституцией РФ не подлежит ограничению право человека на неприкосновенность частной жизни. Между темп ри проведении оперативно Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М Юридическая литература, 2005. С. 230 2
См Лопатин В.Н. Указ. соч. С. 112
41 розыскных и различного рода проверочных мероприятий, в частности при проведении мероприятий по допуску к государственной тайне, данное право ограничивается законами Об оперативно-розыскной деятельности и О государственной тайне. Некоторые авторы видят решение данной проблемы в дифференциации субъективных прав и свободна абсолютные - не подлежащие ограничению и относительные - подлежащие ограничению по конституционным основаниям в случаях и порядке, прямо установленных федеральными законами, и исходя из приоритета правозащитной функции уголовного права и смысла ст. 18 Конституции РФ санкционировать более жесткую ответственность за нарушение абсолютных прав и свобода также предлагается разрешить данную правовую коллизию путем толкования указанных норм Конституционным судом РФ в соответствии сч ст. 125 Конституции РФ. Представляется, что в данном случае противовесом выступает ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в силу которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Однако опять же вопрос касается соотношения понятий ограничение и умаление. В этом случае умаление основного содержания конституционных прав будет являться результатом их неправомерного ограничения со стороны федерального законодателя. Важное значение в данном случае имеет запрет на посягательство самого существа какого-ли бо права и утрату его реального содержания. Помимо этого Конституционным судом РФ должна быть сформирована надлежащая правовая позиция по проблеме ограничения прав и свобод, которая должна найти отражение не в простом судебном толковании, а в научном исследовании конституционно-прав овых положений, нацеленном на оценку качества соответствующего нормативного материала и выявление причин его несовершенства в целях преодоления имеющихся недостатков в правотворческой и правоприменительной деятельности Особая роль в реализации права граждан наз ащиту принадлежит деятельности государственных и негосударственных институтов по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина. К государственным институтам в данном случае относятся следующие органы Судебные органы, охваченные судебной системой во главе с Конституционным судом РФ, который является судебным органом конституционного контроля, созданным в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, Прокуратура Российской Федерации, составляющая единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящими Генеральному прокурору РФ. По справедливому замечанию МИ. Байт ина, обращаясь к российской прокуратуре, естественно вспомнить, что она, будучи создана еще Петром I в качестве ока государева, прошла почти трехвековой путь развития. На его протяжении- в различных конкретно исторических условиях - накоплен немалый опыт, сложилась определенная преемственность в организации и деятельности. Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, ат акже охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные функции, установленные действующим законодательством. К органам, отдельно не выделенным Конституцией РФ и структурно отнесенным к исполнительной власти, но по своему функциональному признаку непосредственно стоящим на страже законности и правопорядка, относятся Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство юстиции РФ и т.д.
1
См Байтин МИ. Указ. соч. С. 396