Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53 Согласно Конституции РФ каждому предоставлено право
1) защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами ч. 2 ст. 45);
2) обжаловать в суд решения идей ствия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46);
3) обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Права человека и их защита регулируются в современном мире не только национальным правом, но и международным. В ст. 15 Конституции РФ признается приоритет принципов и норм международного права и их принадлежность к правовой системе Российской Федерации. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Учреждение и функционирование межгосударственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из важных достижений в международном регулировании прав человека. Сегодня, в соответствии с положениями международных договоров, сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. В международном праве различают
- универсальные органы (органы ООН. Основными органами ООН по правам человека являются, в частности
1. Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к
54 международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спорили ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и т.д.
2. Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых наг ода) и создан для контроля за выполнением государствами-участни ками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколов к нему. Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов, контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 году. Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая была принята принята Генеральной Ассамблеей в 1984 году и вступила в силу в 1987 году.
- региональные органы, действующие в рамках как ой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод открыло отдельным лицам возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕС). Европейский суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба. Любое государство-участник может передать в Европейский суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другому государству Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984) Сборник международных договоров СССР. М Лексикон 1989. С. 115 2
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом [N 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Бюллетень международных договоров. 2001. N 3
55 участнику (жалобы государств. Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или частных организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции оправах человека. Принятие Билля оправах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. В первом документе СБСЕ - Хельсинкском заключительном акте 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался принцип сбалансированного, равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека Повышение эффективности реализации прав и свобод человека и гражданина в современной России В последнее десятилетие врос сийском обществе прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с процессами демократизации страны в эти годы. Российское государство восприняло основные требования, принципы, стандарты мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяло нас ебя обязательства по соблюдению и защите прав и свобод личности, согласилось стем, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми, даны человеку от природы, обязательны для всех и, прежде всего, для государственной власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление.
56 Однако годы российских реформ показали и другое декларируемые и даже нормативно закре плѐнные официальной властью идеи о человеке как высшей ценности и гарантированности государственной защиты его прав и свобод, не всегда соответствуют практике их осуществления. В настоящее время ситуация спр авами и свободами личности оста тся кризисной, государственные органы не защищают сегодня права и свободы граждан либо делают это недостаточно эффективно. Причины известны кризисные явления в экономике, бюрократизм, коррупция во всех структурах государственной власти и другие. Цена названных социальных издержек - низкий уровень доверия населения ко всем ветвям власти. Лишь менее половины граждан доверяют институтам государства или общества, полагая, что хорошая и спокойная жизнь зависит не оттого, сколько учел овека права оттого, в какой мере заботится он м государство. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает проблема совершенствования гарантий государственной защиты прав и свобод личности. Не вызывает сомнений, что государственная власть должна быть организована и действовать таким образом, чтобы непросто декларировать уважение к человеку, его правами свободам, но и обеспечить возможность его нормального развития, защищать его автономию в обществе. Приходится признать, что Российское государство пока восприняло лишь одну сторону прав и свобод личности, устанавливающую индивидуальную автономию личности, но совершенно неуч итывает другую, накладывающую на государство обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина и требующую от него соответствующих действий. В настоящее время необходима активная и целенаправленная деятельность всей государственной власти по защите прав и свобод личности, чтобы конституционные положения о верховенстве и гарантированности государственной защиты прав и свобод в очередной раз не остались пустой декларацией.
57 В целях совершенствования реализации прав человека назрела необходимость в проведении системы мер, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия.
1. Следует обеспечить законодательную базу судебных органов - ускорить принятие Федерального закона О судах общей юрисдикции в Российской Федерации, что позволит создать четкие юридические механизмы и процедуры защиты прав человека, отвечающие современным мировым стандартам.
2. Для обеспечения доступа граждан к правосудию необходимо в соответствии с федеральным законом учредить во всех субъектах Федерации первичные, наиболее приближенные к населению судебные системы - мировых судей, которые будут обслуживать небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек. Важно не только без промедления учредить мировых судей, но и обеспечить материально и организационно их деятельность.
3. Важными нструментом повышения качества правосудия могло бы служить включение в программу высших юридических учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров судебных, прокурорских и следственных работников, теоретико-п рикладной дисциплины Права человека. Важно также включить в программы повышения квалификации судей изучение меж дународно-правовых стандартов защиты прав граждан и их учет в отечественной правоприменительной деятельности. Относительно законодательных проблем реализации прав человека, можно сказать, что недостаточно одного декларативного провозглашения прав и свобод в конституционном законодательстве необходимо законодательно закрепить функциональные обязанности государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, как один из механизмов реализации государством гарантий прав и свобод человека. Требует также проработки вопрос усиления ответственности госслужащих за низкую эффективность в работе по защите прав человека. Для
58 решения этих законодательных проблем обеспечения гарантий прав и свобод человека необходимо обеспечить комплексный подход по взаимодействию всех государственных и общественных правозащитных структур. Необходимы законодательные меры, направленные на гуманизацию уголовного наказания, поскольку до сих пор в судебной практике неоправданно часто применяется лишение свободы как вид наказания засов ершение преступлений небольшой тяжести. Федеральному Собранию Российской Федерации с учетом интеграции России в международное сообщество необходимо активизировать законотворческую деятельность, направленную на приведение российского законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами обеспечения прав личности. Для создания эффективной системы гарантий прав и свобод граждан России необходимо принять федеральные законы оправе граждан на получение информации об обращениях граждан в государственные органы о неприкосновенности частной жизни о правовой защите семьи и детства о защите государством потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству о порядке образования и деятельности административных судов, специализирующихся на рассмотрении конфликтов между гражданами и представителями органов власти. Правительству Российской Федерации при принятии решений, касающихся экономики, необходимо отдавать приоритет социальной направленности политики государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации, ориентированной на создание условий для реализации основных прав и свобод граждан России. С целью обеспечения гарантий прав и свобод человека принять меры к разработке федеральных целевых программ по государственному контролю за соблюдением прав и свобод граждан. Создать условия для выполнения обязательств России по соблюдению европейских стандартов прав и свобод человека. Обратить внимание на исследование проблем реализации прав человека в России, пути их законодательного обеспечения, определения задач
1 2 3 4 5