Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 611
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Медицинская карта амбулаторного больного.
В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка «Школа артериальной гипертонии », с указанием даты завершения занятий в школе «____» ____________2023 г.
3. Учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденная приказом МЗ РФ от 23.09.2003 года №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».
4. Годовая отчетная форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденная постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809).
5. Ежеквартальный отчет о работе Школ здоровья
1.5 Критерий эффективности Школ Здоровья.
1.Ближайшие:
-Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
- Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
2. Отдаленные:
-Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
- Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
- Уменьшение распространения вредных привычек.
- Экономический эффект от снижения: временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний, стойкой утраты трудоспособности.
Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна показывать конкретный, видимый результат за небольшой промежуток времени.
Информация должна быть:
-красочной
-демонстративной
-запоминающейся
-понятной
-заинтересовывающей
-доступной
-В интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.
Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья:
- отношений и взаимопонимания между медицинской сестрой и пациентами
, их межличностные отношения
- профессиональной компетентности медицинской сестры
- организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.
Факторы отношений (медицинская сестра – пациент)
Положительное влияние (содействие) | Отрицательное влияние (препятствие) |
Взаимопонимание, сопереживание (эмпатия) | Равнодушие |
Понимание потребности пациента | Уверенность медицинской сестры в том, что она «знает» в чем нуждается пациент |
Опыт (большой) и возраст (старший) медицинской сестры | Опыт (небольшой) и возраст (младший) медицинской сестры |
Уверенность медицинской сестры и умение объяснять | Неспособность объяснять и убеждать |
Таблица 1
Продуктивность работы медицинской сестры определяется такими показателями, как:
1) повышение информированности пациентов о факторах риска развития заболеваний и их осложнений;
2) повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;
3) формирование активного отношения к заболеванию, повышение мотивации к лечению и выполнению рекомендаций врача;
4) развитие у пациентов навыков здорового образа жизни;
5) повышение приверженности к лечению;
6) снижение количества конфликтных ситуаций, связанных с недостаточной информированностью пациентов и их родственников о течении заболеваний;
7) снижение количества необоснованных посещений врачей;
8) повышение эффективности проводимого лечения.
Ожидаемым эффектом будет забота пациентов о своем здоровье.
ВЫВОДЫ по теоретической части
Таким образом, Школы здоровья- это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленных на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболеваний.
Медицинские сестры Школ здоровья – это огромная общественная сила, располагающая реальным потенциалом возможностей, для решения важнейших стратегических задач по сохранению и укреплению здоровья ныне живущих и будущих поколений, увеличения продолжительности здоровой жизни.
ГЛАВА Ⅱ. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛАХ ЗДОРОВЬЯ .
2.1 Материалы и методы исследования
Цель сестринского процесса в организации Школ здоровья: стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного.
Исследование было проведено в несколько этапов:
1. Проведение социологического исследования – анкетирования. Была
составлена анкета из 6 вопросов (Приложение 1). Опрошено 30 человек разного пола.
2. Проведение статистического анализа и подсчета полученных
результатов с применением графического, статистического, социологического и сравнительного анализа.
3. Проведение беседы с опрашиваемыми об осложнениях болезни, мерах профилактики, а также об особенностях течения данного заболевания.
Методы исследования:
- аналитический
- статистический
- графический
- социологический
2.2 Результаты и их обсуждения
После проведения анкетирования были получены результаты и сделаны выводы.
Результаты на вопросы предоставлены в качестве диаграмм.
Рисунок 2.2.1
Для анкетирования было отобрано 30 пациентов, 18 мужчин и 12 женщин.
Рисунок 2.2.2
На второй вопрос ответ «Да» выбрал 21 человек. Ответ «Нет и Затрудняюсь ответить »9 человек. Из чего можно сделать вывод, что большинство людей удовлетворены отношением медицинских сестер во время занятий в Школе здоровья.
Рисунок 2.2.3
На третий вопрос
Рисунок 2.2.4
На четвертый вопрос
Рисунок 2.2.5
На пятый вопрос
Рисунок 2.2.6
На шестой вопрос
Анализ факторов риска у пациентов Школы здоровья
Таблица 2
Таким образом, статистически анализ состава пациентов Школы здоровья показал, что среди них преобладают мужчины, из всех социально-поведенческих факторов риска нездорового образа жизни, которых наиболее встречаемой оказалась гиподинамия, курение и нерациональное питание.
2.3 Оценка уровня знаний в Школах здоровья.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса, предлагают слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.
Исходные знания - это те знания, с которыми пациенты пришли в школу здоровья, для них был выдан вопросник, на котором они отмечали свои ответы, («Да», «Нет», «Не знаю») исходя из этих ответов, были правильные и не правильные утверждения, исходя из этих утверждений, определяют, сколько человек ответил неправильно, это и есть показатель того, что у пациентов низкий уровень знаний.
Полученные знания - это те знания, которые пациент получил в школе здоровья, для них был выдан этот же вопросник, на котором они отмечали свои ответы, («Да», «Нет», «Не знаю») исходя из этих ответов, были правильные и не правильные утверждения, исходя из этих утверждений, определяют , сколько человек ответил неправильно, это и есть показатель того, что у пациентов достаточно высокий уровень знаний.
Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в школе осуществляется руководителем школы. Отчет о работе школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.
1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в школах здоровья.
Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно - за прошедший год, и, начиная со второго года, - за весь период с начала функционирования Школы:
• количество пациентов, состоящих на учете
• количество пациентов, обученных в школе
* % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население)
2. Оценка организации и качества обучения в школах здоровья.
Оценка проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.
Вывод по практической части
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что средний медицинский персонал Школы здоровья соблюдает все принципы организации занятий с пациентами: доброжелателен, вежлив , внимателен, обладает профессионализмом, имеет заинтересованность в каждом пациенте, качественно проводит занятия, обеспечивая пациентам необходимой информацией по формированию знаний, умений и самоконтроля за своим здоровьем. Многие пациенты обращаются за помощью повторно, что также свидетельствует о высоком профессионализме среднего медицинского персонала.
Приложение 1. Анкета
Фамилия_____________ Имя____________ Отчество______________
1.Ваш пол:
а) мужской
б) женский
2. Удовлетворены ли Вы отношением медицинских сестер во время занятий в Школе здоровья?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
3. Получили ли Вы от медицинской сестры необходимую информацию на занятиях о заболевании и его факторах риска:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
4. Получили ли Вы от медицинской сестры необходимую информацию о необходимости рационального и активного отношения к своему заболеванию:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
5. Получили ли Вы от медицинской сестры необходимую информацию о необходимости самоконтроля за состоянием здоровья:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
6. Общая оценка работы медицинских сестер в Школе здоровья была оценена следующим образом:
а) отлично
б) хорошо
в) удовлетворительно
Заключение
Медицинская сестра играет роль наставника. Помогает в проведении занятий врачам-специалистам, а именно это практическая часть, которая включает в себя обучение пациентов, манипуляциям по типовым программам, разъяснение в доступной форме, этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи. Обучение пациента приобретает особый смысл и становится частью ежедневной работы.
Медицинская сестра старается установить активное эмоциональное воздействие и в максимальной щадящей форме объяснять возникшую проблему у пациента. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлеченными в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением. В зависимости от решаемых задач форма работы также может быть разной: индивидуальной, групповой, массовой.