Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Назовите отгаданные слова одним словом. (Деревья.) Каким более общим словом можно их назвать? (Растения.)

– Все животные какой-либо местности образуют её животный мир. Назовите известных вам зверей и птиц, обитающих в местных лесах.

Учитель читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес».

– Прочитайте слова писателя М. Пришвина на доске: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Сейчас многое делается по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, такие как бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен? (Ответ дети читают по карточкам.)

Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что?.. (Дети читают текст по карточкам.)

Сова уничтожает в год около 1000 грызунов. Одна сова спасает в год тонну хлеба.

У кукушки необыкновенный аппетит: за один час она может съесть 100 гусениц – вредителей леса.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160–170 комаров.

– Ребята, вы должны хорошо знать правила, как надо вести себя в лесу. (Читаютпоцепочке.)

Правила поведения в лесу.

 Не оставлять мусор в лесу, вырыть яму, все закопать.

 Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

 Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

 Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать растения, занесенные в Красную книгу.

 Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни...

В. Берестов

Учитель проводит викторину «Лес и его обитатели».

– Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

– Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

– У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины.)

– Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает листву весной, во время набухания почек, а летний – осенью.)

– Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

– Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

– Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.)

– Что можно получить из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)

– Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В её коре содержится 10 % жира.)

– Какое дерево сажают для укрепления песков? (Сосну. У неё очень глубокая корневая система.)

V. Итог урока.

– Назовите предметы неживой природы; живой природы; группы животных.

Урок 2

Тема: Природа и человек

Цели: выяснить, к какой части окружающего мира относится человек; выделить отличия человека от животных; обобщить знания об органах чувств человека; развивать умение анализировать и обобщать; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: фотографии и рисунки с изображением животных; загадки; схема и кроссворд «Животные»; Красная книга.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

На двух ногах бочка, на бочке кочка, а на кочке – лес. (Человек.)

– Сегодня мы узнаем, к какой части окружающего мира относится человек.

II. Работа по учебнику.

– Как называются тела живой природы? (Организмы.)

– Чем отличаются живые существа от неживых объектов? (Все живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, размножаются и умирают.)

– Какие группы животных вы знаете? (Cоставляют схему.)



– Приведите примеры животных каждой группы.

Задание 1.

– Прочитайте схему. (Окружающий мир – это неживая природа, изделия человека и живая природа.) К какой части окружающего мира относится человек? (К живой природе.)

– С какой группой животных человек имеет наибольшее сходство? (С млекопитающими.)

– Какими органами чувств человек воспринимает окружающий мир? (Глаза – орган зрения; нос – орган обоняния; язык – орган – вкуса; кожа – орган осязания; ухо – орган слуха.)

– О чём они могут предупреждать человека? (С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир. Органы чувств предупреждают человека об опасности.)

Задание 2.

– Рассмотрите картинки. С помощью чего вы увидели, что изображено на странице учебника? (С помощью глаз – органов зрения.)

– Какой орган помогает вам узнать, что кончилась перемена? (Орган слуха.) Что помогает вам почувствовать запах ландыша? (Орган обоняния.) Какой орган подсказывает вам, что клубника сладкая? (Орган вкуса.) Как вы узнаете, что ёж колючий? (С помощью органа осязания.)

– Прочитайте текст учебника на с. 10–11. Какие органы чувств есть у человека? у животных?

– Чем человек похож на млекопитающих? (Перечисляют.) Чем человек отличается от млекопитающих? (Мозг человека более развит, чем у других млекопитающих. Силой своего разума человек способен преобразовать природу, изучив её законы.)


III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 7 (составление схемы).



– К какой части окружающего мира вы относитесь? (К живой природе.) Чем отличаются живые существа от неживых предметов? (Живые существа растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.)

Задание 8.

– Прочитайте размышления школьника. К какой группе животных относится человек? Какие ещё группы животных вы знаете? Чем человек похож на разных животных? Чем человек отличается от других животных?

Задание 9.

– Порассуждайте и сделайте вывод: «Я не рыба, хотя и умею плавать. Я не насекомое, ведь у меня не 6 ног. Я и не птица, у меня нет крыльев для полёта. Я млекопитающее».

IV. Фронтальная работа.

– Какие предметы и явления относятся к природе? к изделиям человека? Что относится к живой природе? к неживой? Какая существует связь между неживой и живой природой?

– Человек – часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных. Человек – очень сложный организм, состоящий из отдельных органов, которые находятся в тесном взаимодействии между собой. Тело человека покрыто кожей. Она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары. Нужно постоянно заботиться о чистоте кожи.

– Назовите правила поддержания чистоты кожи:

 Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

 Мыть руки каждый раз после загрязнения.

 Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

 Носить свободную одежду и обувь.

 Закаляться (обтирание, душ).

– Назовите правила оказания помощи, если кожа повреждена.

– Как обработать ранку? (Обработать раствором перекиси водорода; смазать йодом вокруг царапины, после чего сверху протереть спиртом или зеленкой.)

– Как обработать ожог? (Если обожгли палец, его следует поместить под струю холодной воды.)

– Что делать дальше? (Положить на обожженное место примочку из спирта, водки или раствора марганцовки. Ни в коем случае не прокалывать пузырь. Обратиться к врачу.)

– Решите кроссворд, узнайте ключевое слово.

1. Он пятнистый, длинношеий,

Нет длинных ног его длиннее.

Ходит важно, словно граф,

Называется... (жираф).

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,


Пушистый хвост-краса, зовут ее... (лиса).

3. В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь).

4. Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло.

(Сова.)

5. В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись: ... (дятел).

6. Краской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

(Ворона.)

7. У какой кисочки на ушах кисточки?

(Рысь.)

8. Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно, это ... (белка).
















6













3







в













м




5

о










2

е

4

д

р

7

8

1

л

д

с

я

о

р

б

ж

и

в

о

т

н

ы

е

и

с

е

в

е

а

с

л

р

а

д

а

л




ь

к

а




ь













а

ф