Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Красота природная и рукотворная

Цель: познакомить с основными признаками симметрии; ввести понятия «симметрия», «ось симметрии», «зеркальная симметрия», «поворотная симметрия», «переносная симметрия»; познакомить со свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение; способствовать развитию абстрактного, пространственного мышления и воображения у учащихся.

Оборудование: зеркало плоское прямоугольное у каждого ученика; изображения симметричных и несимметричных предметов; ножницы, бумага; схема «Виды симметрии»; загадки.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Что вы знаете об окружающем вас мире? Как можно классифицировать все, что нас окружает? (Живая природа, неживая природа и рукотворный мир.)

Учитель крепит таблички с представленными словами: «Живая природа», «Неживая природа», «Рукотворный мир» и предлагает ученикам расположить под каждой табличкой соответствующие картинки.

На столе учителя предметные картинки с изображением животных, растений, грибов, человека, солнца, луны, звезд, облаков, водоемов, видов транспорта и жилища, предметов быта.

– Сегодня мы попробуем иначе, другими глазами посмотреть на окружающий нас мир. Все его объекты можно сгруппировать совсем по-другому. Мы узнаем об этом, путешествуя по замечательной Стране симметрии.

II. Работа по учебнику.

– Чем примечательно строение листьев и цветков растений?

– Обращали ли вы внимание, как расположены и окрашены крылья бабочек? Рассматривали ли вы крупные снежинки? Восхищались ли их формой?

– Рассмотрите фотографии с изображением насекомых и растений в учебнике. Чем красивы эти предметы? Чем примечательно их строение?

– Прочитайте текст учебника. Какие предметы называют симметричными?

Симметрия – греческое слово, обозначающее соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей предмета. Предметы, обладающие такими свойствами, называются симметричными.

– Какие симметричные предметы есть в классе?

– Какие из них расположены симметрично?

– Нарисуйте или вырежите из бумаги какую-нибудь симметричную фигуру. С чего надо начинать её рисовать? (Надо провести ось симметрии.)

– Как проверить, что фигура симметрична?


– Рассмотрите на доске – сколько разнообразных снежинок (кристалликов льда) изобрела выдумщица Природа. Чем похожи и чем отличаются снежинки? Какими видами симметрии они обладают? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Несмотря на разнообразие форм снежинок, у них есть общие закономерности: у всех у них по 6 лучей, все они симметричны и при этом обладают двумя видами симметрии – зеркальной и поворотной. У снежинок 6 осей симметрии: 3 по лучам и 3 – между лучами.

– Проведите линии симметрии с помощью линейки и убедитесь, что они пересекутся в центре снежинки.

– Нарисуйте собственный вариант снежинки.

– Какую симметрию называют зеркальной? поворотной?

– Что такое переносная симметрия? узор, орнамент?

Учащиеся составляют на доске схему «Виды симметрии».



– Приведите пример каждого вида симметрии.

– Для того чтобы рисовать узоры с переносной симметрией, надо задать ячейку переноса, направление переноса и размер шага, с которым будет повторяться часть узора.

С переносной симметрией мы часто встречаемся в жизни. Так, переносной симметрией обладают следы животных и человека на снегу. А где еще можно встретить использование симметрии? (При сервировке праздничного стола, то есть при раскладывании тарелок, вилок, ложек; в расположении стульев вокруг стола и т. д.) Какие виды симметрии при этом используются? (Для некруглых столов – переносная, иногда зеркальная, а для круглых столов еще и поворотная.)

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 25.

– Раскрасьте только симметричные рисунки. (Цветок, бабочка, овал, ромб, шестиугольник.)

– Сколько осей симметрии имеет каждый предмет?



Задание 26.

– Обведите симметричные буквы и цифры зелёным кружком. (А, Е, Ш, О, М, Т, В, П, Н, Х, Ф, Ж, 0, 8.)

– Обведите несимметричные буквы и цифры красным кружком. (Д, Э, Л, Б, К, Ц, Я, У, Щ, Ё, Ю, Г, Ч, Р, 1, 9, 7, 2, 5, 4.)

– Каких букв и цифр больше?

– Составьте слова только из симметричных букв. («Мама», «папа», «том» и др.)

Задание 27.

– Прочитайте стихотворение. О каком виде симметрии говорит гном? (О зеркальной симметрии.)



Задание 28.

– Вырежите изображённые фигуры.

– Проверьте сгибами, одинаковы ли их половинки.

– Проведите оси симметрии.



Задание 29.

– Отметьте рисунки, где правильно проведены линии симметрии. (Кувшин, стрекоза.)

– Исправьте неверные, где это возможно. (У ракеты, у подсвечника, у снеговика.)

– Какой рисунок не имеет оси симметрии? (Корабль.)

Задание 30.

– Проведите линии симметрии в словах и на рисунках.



Задание 31.

– Дорисуйте изображения, чтобы они стали симметричными.

Задание 32.

– Отгадайте загадку К. Чуковского:

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого...

(Зеркало.)

– Любой предмет в зеркале симметричен своему отражению, и поэтому в зеркале несимметричный объект можно увидеть симметричным.

Люди придумали зеркала еще в третьем тысячелетии до новой эры. Это были хорошо отполированные бронзовые или медные диски. Тайну зеркала древние не знали и приписывали зеркалу волшебную силу. Свое изображение они принимали за духа, и если зеркало разбивалось, считали это событие предвестником несчастья.

Стеклянные зеркала появились значительно позже. Славились их изготовлением венецианцы. Секрет изготовления они держали в строжайшей тайне. Раскрыть тайну чужеземцу значило совершить преступление. И если такое случалось, то казнили обоих.

А вот животные, например собаки, почти не реагируют на зеркало. Правда, обезьяна поддается иллюзии зеркала.

Подлинным изобретателем чудо-зеркала является природа.

В старину женщины смотрелись только в зеркало воды. Но модницам, конечно, было неудобно носить в сумочках ведерки с водой и смотреться в такие «зеркала».

И тогда мужчины придумали им удобное зеркало. Они на одну сторону отшлифованного стекла нанесли тонкий слой серебра. Вот так и появились зеркала, которые удобно носить в сумочке, ставить на стол, вешать на стену.

Учитель читает стихотворение И. Никитина.

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озер.

– Прочитайте эти слова с помощью зеркала. Что вы знаете об этих объектах?


(Эверест – самая высокая гора на Земле.

Байкал – самое глубокое озеро в мире; обладает огромным запасом пресной воды.

Волга – самая большая река в европейской части России.

Сириус – самая яркая звезда, видимая на ночном небе.)

– Зеркало отражает и наше настроение, и нашу мимику. Поэтому почаще смотритесь в зеркало, которое может стать для вас добрым советчиком.

Учитель читает стихотворение О. Дриза «Прогулка».

– О чём поговорка? (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)

Задание 33.

– Где нужна и важна симметрия?

В окружающем нас мире много симметричных и несимметричных объектов. Важным бывает то одно, то другое. И дело не только в красоте симметричного и несимметричного, но и, прежде всего, в целесообразности.

– Расскажите по рисункам, где нужна и важна симметрия.

Задание 34.

– Прочитайте стихотворение гнома. О каком виде симметрии он говорит? (О поворотной симметрии.)

Задание 35.

– Вырежите данные фигуры. Убедитесь, что они повторяются при повороте.

– Обозначьте их центры симметрии.

Задание 36.

– Рассмотрите изображения снежинок. Какими видами симметрии обладают снежинки? (Зеркальной, поворотной.)

– Отметьте у снежинок центр симметрии.

– Проверьте линии симметрии. Сколько их? (Три.)

– Придумайте и нарисуйте свою снежинку.

Задание 37.

– Прочитайте стихотворение гнома. О каком виде симметрии он говорит? (О переносной симметрии.)

Задание 38.

– Повторите (перенесите) узор по направлению стрелки.

– Укажите ячейку переноса.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

Прекрасный, безграничный,

На взгляд совсем привычный,

Но чем-то необычный

Со словом «симметричный»

Открылся мир вокруг.

– Что такое симметрия? Назовите виды симметрии.

Урок 68
Тема: Красота природная и рукотворная

Цели: закреплять знания о симметричных фигурах; учить находить оси симметрии; совершенствовать умение составлять орнамент; учить видеть прекрасное в окружающем мире; развивать воображение, наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство.

Оборудование: фотографии с представленным орнаментом; рисунки-орнаменты; ребус; бумага, ножницы.


Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребус:



(Красота.)

II. Работа по учебнику.

– Наблюдали ли вы, как украшены здания, мосты, решётки оград? Обращали ли внимание, какие вещи в вашем доме особенно красивы?

– Рассмотрите изделия людей, изображенные на фотографиях в учебнике. Чем они красивы?

– Какие виды симметрии использовали люди, создавая свои изделия?

– Прочитайте текст в учебнике. Как человек украшает свои дома?

– Что такое орнамент?

– У чего человек учился красоте? (У природы.)

– Какими люди стараются сделать свои изделия?

– Какие предметы называют симметричными?

– Где особенно важна симметрия?

– В каких случаях ею можно пренебречь?

– Где человек подсмотрел законы гармонии, красоты, порядка, равновесия? (У природы.)

– В своих изделиях люди используют осевую, центральную и переносную симметрии.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 39 (придумывание симметричных узоров).

Задание 40.

– Укажите цифры, которыми обозначены предметы, похожие на геометрические фигуры. (На шар – 2, 4, 5, 7, 9; на конус – 3, 8; на цилиндр – 1, 10; на пирамиду – 11, 6.)

– Можно ли разделить объёмные фигуры на одинаковые половинки? (Можно.)

– Какую объёмную фигуру можно назвать «самой симметричной»? (Шар.)

Задание 41.

– Напишите, какие виды симметрии использованы для украшения шапочек гномов? (Зеркальная, поворотная, переносная симметрия.)

– Подберите рисунки каждому гному и раскрасьте их соответственно.

Зеркальная

симметрия

Поворотная

симметрия

Переносная

симметрия

ель

дерево

вертушка

ромашка

узор

орнамент

Задание 42.

– Напишите слова, с которыми вы познакомились в Стране симметрии.



















7






















з

8



















е

п







3










р

о







п




5




к

в




2

е




с

6

а

о




б

р

4

и

я

л

р

1

о

е

ш

м

ч

ь

о

о

р

н

а

м

е

н

т

с

д

о

р

е

й

а

н

ь

ю

с




т

к

я

а




р

н




р

а




я







а




и
















я




я