Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Почему создана Красная книга? (Многие животные занесены в Красную книгу как исчезающие виды и находятся под охраной человека.)

Красная книга, Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно

Красная книга, Красная!

– Что означает цвет книги? (Красный – сигнал опасности: человек, остановись, защити животное от вымирания.)

– Что человек предпринимает для охраны животных? (Запрещает охоту, разводит редкие виды животных в заказниках и выпускает на волю, организует заповедники.)

V. Итог урока.

– К какой группе животных относится человек?

– Чем человек отличается от млекопитающих?

Урок 3
Тема: Человек – изобретатель

Цели: познакомить с разнообразием жилищ, построенных разными народами; рассказать о строительстве русской избы; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.

Оборудование: фотографии и рисунки с изображением жилищ людей; загадки о жилище; карточки с представленным заданием.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение Г. Виеру «Новый дом».

– Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием жилищ человека, построенных разными народами.

II. Работа по учебнику.

– Где обитают разные животные? Подчеркните в стихотворении Т. Боковой названия жилищ животных.

У меня в лукошке проживают кошки.

Мышки в погребе живут, в норках зёрнышки жуют.

Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят.

Дом имеют утки. Спит собака в будке.

А медведь – в берлоге у лесной дороги...

Зайка серый – скок-поскок – примостился под кусток.

Волк с волчатами – в норе, а жучки живут в коре.

– Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные:



– Какие жилища есть у птиц? (Гнёзда.)

– Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.)

– Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.)

– Из чего они сделаны?
(Из древесной трухи.)

– Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.) Из чего они сделаны?

– К какой группе животных относится человек? (К млекопитающим.) В чём сходство человека с млекопитающими? (Кормят детей молоком.)

– Прочитайте текст на с. 12–13 учебника. Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают?

– Рассмотрите жилища людей на с. 14–15 учебника. Из чего они сделаны? (Чум – из шкур оленей; юрта – из войлока, шерсти; иглу – из ледяных глыб.)

– Какие природные материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево, солому, глину, ледяные глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.) Прочитайте текст о строительстве избы из круглых брёвен.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 10.

– Подпишите изображённые жилища людей. (Шалаш, иглу, юрта, чум, изба, дом.) Напишите, из чего они сделаны. (Иглу – из ледяных глыб, изба – из брёвен, чум – из шкур оленей, шалаш – из веток деревьев, юрта – из войлока, дом – из кирпича.)

– Нарисуйте дом, в котором вы живёте.

– Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей) (чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш), жилище степных жителей (юрта).

– Какие новые строительные материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.) Дерево, камень, ракушечник используют в строительстве и до сих пор.

– Какие жилища человека похожи на жилища животных? (Землянка – на нору; пещера – на логово; шалаш – на гнездо.)

IV. Фронтальная беседа.

– Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. Древние люди сначала учились строить своё жилище у животных, но постепенно изобрели новые способы строительства, каких не знает природа.

Учащиеся читают стихотворения С. Баруздина «Каменщик», «Плотник», «Маляр».

– Люди каких профессий строят дома?

– Чем отличается современный город от старинного?

– Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

Построить здание – надо иметь знание.

Дом возвести – не плетень заплести.

Каков строитель – такова и обитель.

Не топор тешет, а плотник.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Дело мастера боится.

Кто ладно строит, тот дорого стоит.

– Ребята, а какими инструментами пользуются строители? (Топор, лопата, пила, мастерок, кирка для разбивания камней, кисти, стеклорез и др.)

– Назовите сказки, в которых говорится о строительстве жилищ.

(«Три поросенка» – учит правильно выбирать материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нем ни бури, ни разбойников.

«Заяц и лиса» – учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в жаркое лето.

«Теремок» – подсказывает, что всем вместе под силу построить любой дом, где хватит места каждому, и что всем вместе, дружно можно и должно жить!)

Учитель загадывает загадки о предметах, связанных с представлениями о жилище:

 Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьёт, всё на небо глядит. (Труба.)

 Узловат Кузьма, развязать нельзя. (Цепь.)

 Сама нагая, а рубашка в запазухе. (Свеча.)

 Поля стеклянные, межи деревянные. (Окно.)

 С ногами – без рук, с боками – без рёбер, с сиденьем – без живота, со спиной – без головы. (Стул.)

 Чёрненькая собачка свернувшись лежит. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

 Два брюшка, четыре ушка. (Самовар.)

 Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу, когда спать, когда встать. (Часы.)

 Зимой нет ее теплей, летом нет холодней. (Печь.)

 Маленький мальчик всем под ноги смотрит. (Порог.)

V. Итог урока.

– Назовите виды жилья, строительные профессии.

– Отгадайте ребусы.



Урок 4
Тема: Человек – изобретатель.
Виды транспорта


Цели: познакомить с видами транспортных средств; учить определять, для чего человек изобрёл те или иные предметы быта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы, работать с таблицами, размышлять, следуя алгоритму; воспитывать интерес к изобретательству.

Оборудование: фотографии и рисунки с изображением наземного, воздушного, подземного, водного транспорта; запись произведения М. И. Глинки «Попутная песня»; загадки о транспорте.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Поезд.)

В лесу родилась,

А в воде живёт.

(Лодка.)

Он в безбрежном океане


Туч касается крылом.

Развернётся – под лучами

Отливает серебром.

(Самолёт.)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это различные виды транспорта.) Какие виды транспорта вы знаете? Для чего людям нужен транспорт?

II. Работа по учебнику.

– Вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? (На поезде, машине, автобусе, самолете, на корабле.)

– Как назвать одним словом? (Транспорт.) На какие группы можно разделить весь транспорт? (Водный, воздушный, наземный.)

– Я тоже люблю путешествовать. На чем? Отгадайте загадку:

Не летит, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

(Автомобиль.)

– Как догадались? По каким признакам? С чем еще можно сравнить автомобиль?

– Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже.)

– По каким признакам, деталям мы узнаем автомобиль? (Кузов, колеса, фары, бампер...)

– Всегда ли люди ездили на автомобилях? А на чем ранее ездили? (На лошадях.) К какой группе животных можно отнести лошадь? (Домашнее животное.) Как отличить лошадь от других животных? (Голова с гривой, копыта, хвост...)

– Почему люди не стали ездить на лошадях и пересели в автомобиль? (Автомобиль движется быстрее, чем лошадь.)

– Значит, человеку не хватало скорости. Ему мало лошадиной силы. Куда человек спрятал лошадиные силы? (В двигатель.)

– Рассмотрите схему на доске. Составьте по схеме рассказ.



Игра «Хорошо – плохо».

– Хорошо, что есть автомобиль. (Высказывания детей: можно ездить, перевозить грузы...)

– Плохо, что есть автомобиль. (Высказывания детей: загрязняет воздух ...) Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.)

– Возникло противоречие: с одной стороны, автомобиль необходим, а с другой – он загрязняет воздух. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)

– Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, супермаховик, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...)

– Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем себя в роли изобретателя. Нарисуйте автомобиль будущего.


– Как двигаются разные животные? (Лягушки, рыбы плавают. Птицы летают, змеи ползают. Лошади скачут, кенгуру прыгают.)

– Как связано строение тела птиц со способом движения и средой обитания? (У птиц есть крылья.)

– Как связано строение тела рыб со способом движения и средой обитания? (У рыб есть плавники и хвост.)

– Как связано строение тела млекопитающих со способом движения и средой обитания? (У лошади сильные ноги; у кита – плавники, хвост; у летучей мыши – крылья и т. д.)

Задание 1.

– Прочитайте стихотворение С. Михалкова. Какие средства передвижения изобрёл человек? (Карету, машины, паровые тихоходы, электровоз, корабли, морские ракеты, воздушный шар, самолёт, космические ракеты.) Какие «подсказки» природы использовал человек для своих изобретений?

Задание 2.

– Рассмотрите изображение предметов быта. Назовите их. (Тёрка, кофемолка, мясорубка, микроволновая печь, холодильник, пылесос, стиральная машина.) Для чего их изобрел человек?

III. Фронтальная беседа.

– Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта. Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся в прошлое.

Было время, когда людям не на чем было ездить, но они мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы. Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали вьючных животных.

– Какие животные помогали человеку?

Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень удобно. Почему?

Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен появилось колесо, затем – повозки, в них впрягали животных. С тех пор люди начали ездить.

В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить более тяжелый груз. На улицах городов также появились повозки, которые двигались по рельсам, и тащили их лошади. Их назвали конками. Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз.

– Прочитайте, как в старину называли паровоз. («Огненный конь», «ходун-самовар», «котел на колесах».)

– Послушайте «Попутную песню» М. И. Глинки, которую он сочинил в честь первого паровоза. (Звучит музыка.)

– Что вы представляете себе, слушая эту музыку? Почему «веселится и ликует весь народ»?