Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди русских пейзажистов место самого сильного рисовальщика, бесспорно, принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм – деревьев, кустарников и трав. Они принимали у него правдивые очертания во всех мельчайших подробностях – в форме листьев, ветвей, стволов. На слайдах вы видите его картины «Утро в сосновом лесу» и «Рожь».

Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художник-маринист. Писал в основном морские пейзажи; создал серию «портретов» крымских прибрежных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч полотен. Перед вами его работы: «Девятый вал», «Одесская гавань. Черное море».

Показ слайдов.

– Давайте вспомним былинных героев.

Давным-давно слова «былина» не существовало, а песни, которые рассказывали о подвигах и делах минувших лет, назывались старнами. Потом появилось слово «былина», что означало «быль», то есть правдивое описание. Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь.

– С какими былинами вы познакомились на уроках литературного чтения?

– Отгадайте кроссворд:

1. Имя богатыря, который «в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами…, а силой да ухваткой ему равных нет, а сам ласковый, обходительный»». (Добрыня.)

2. Прозвище богатыря из города Ростова. (Попович.)

3. Старинный музыкальный инструмент, под звучание которого складывались былины. (Гусли.)

4. Боевая дубина. (Палица.)

5. Натянутая часть лука. (Тетива.)

6. Правдивое повествование. (Былина.)

7. Прозвище богатыря, который в результате своей болезни сиднем просидел на печи в избе родительской ровно 30 лет и 3 года. (Муромец.)

8. Киевский князь времен Ильи Муромца. (Владимир.)







1

д

о

б

р

ы

н

я













2

п

о

п

о

в

и

ч













3

г

у

с

л

и













4

п

а

л

и

ц

а
















5

т

е

т

и

в

а










6

б

ы

л

и

н

а










7

м

у

р

о

м

е

ц




8

в

л

а

д

и

м

и

р








Ключевое слово: «богатыри».

– Кого русский народ называл богатырями? Почему?

– Какие качества приписывали им?

– Рассмотрите картину «Богатыри». Написана она известным русским художником В. М. Васнецовым. Многие картины этого художника созданы на сюжеты русских народных сказок и былин.

Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Около 20 лет трудился В. М. Васнецов над созданием полотна и написал картину, которая вызывает чувство гордости и восхищения, волнует нас и сейчас.

Определите, кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич, а кто Алеша Попович.

– Как их изобразил художник? Что их объединяет?

– Обратите внимание на то, что три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимаются так, словно весь народ охраняет свою землю.

– Какой пейзаж окружает богатырей? (Степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы с перелесками. Над степью нависли тучи. Неброский пейзаж помогает сосредоточиться на образах главных героев картины, то есть на богатырях.)

– Как вы думаете, кто из них является старшим? (Илья Муромец.)

– Опишите внешность Ильи. (Лицо Ильи благородно, окаймлено бородой с проседью. Он вооружен: на голове – шлем, в левой руке – щит, а с правой свешивается палица, за спиной виден колчан со стрелами.)

– Какими чертами характера обладает этот богатырь? (Он честен, смел, служит своей Родине. В богатыре чувствуются мощь и сила, и даже конь ему под стать.)

– А как одет Добрыня Никитич? (Нарядно и богато: высокий узорчатый шлем, щит из красного металла, отделанный золотом, нарядные сапоги.)

– Как изобразил художник третьего богатыря – Алешу Поповича? Что объединяет его с Ильей и Добрыней? Каково вооружение Алеши? Как ведет себя его конь? (Алеша не так силен, но смел и ловок. Вооружение Алеши – это лук со стрелами. Одежда его так же красива, как у Добрыни. О нем можно сказать, что там, где он не может взять силой, он берет ловкостью и хитростью.)

– Где хранятся картины известных художников? (В музеях.)

– Одним из видов изобразительного искусства является скульптура. Скульптура – вид изобразительного искусства, которое имеет объемные формы и выполняется из твердых материалов: камня, металла и дерева. Существуют круглые скульптуры и плоские. К первой группе относятся статуи, бюсты, то есть всё, что можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Плоские скульптуры – это рельеф. К скульптурам относятся также памятники. Так называют монументальные скульптуры. Скульптура может существовать как отдельно, самостоятельно, так и в соединении с чем-либо. Например, она может просто стоять в парке или саду, а может быть одним целым с каким-либо памятником или фонтаном.



Скульптор создает свои произведения из дерева, камня, керамики, бронзы и даже изо льда, снега и песка.

– Что должен знать скульптор? (Скульптор-профессионал должен хорошо рисовать, разбираться в истории искусств, знать жанры и направления в скульптуре, архитектуре, владеть азами анатомии людей и животных.)

– На какие этапы делится процесс создания скульптуры?

Сначала приходит идея. Ее зарисовывают на бумаге. Затем делают маленький макет скульптуры. Когда макет готов, начинают лепить скульптуру в натуральную величину из глины или скульптурного пластилина. И только после этого делают слепок скульптуры и «переводят» его в твердый материал – или отливают из металла, или высекают из мрамора, или вырезают из дерева. Развитие компьютерных технологий позволяет художникам и дизайнерам разрабатывать эскизы скульптур и композиций любой сложности с помощью специальных программ (Corel Draw, 3Dmax, Photoshop).

– А как делают скульптуры из песка? Для этого требуется специальный карьерный песок, содержащий определенное количество глины. Карьерный песок слоями по 15–20 см засыпается в сборно-разборные опалубки и уплотняется при помощи механических «трамбовок». В дальнейшем разбираются одна или две верхние опалубки, и скульптор, стоя на нижних опалубках, вырезает скульптуру из песка, постепенно опускаясь вниз, до полного изготовления всей композиции. Большие скульптуры иногда состоят из 15–20 слоев опалубки.

– Как изготовить ледовую скульптуру?

Возможности льда огромны. Украшением праздников становятся ледяные цветы, уменьшенные копии архитектурных памятников. Технология изготовления скульптур изо льда проста: блоки льда, заранее выпиленные из ледового панциря реки или пруда, складываются по размерам и композиции будущей скульптуры. Затем при помощи бензопилы скульптура вырезается по контуру, а специальными стамесками выделяют ее мелкие детали.

Архитектура– это искусство строительства зданий. Иногда говорят, что произведения архитектуры – вторая природа, создаваемая руками человека.

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город, мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальные духовные традиции, даже темпераменты и характеры людей этой страны. Одним словом, архитектура – это своеобразная «визитная карточка» города, государства и эпохи в целом.


Театр – род искусства, передающий художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед зрителями. Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств.

– Какие виды театрального искусства вы знаете? (Драма и комедия, опера и оперетта, балет, мюзикл, пантомима, кукольный спектакль.)

– В каких театрах были вы? Какие спектакли смотрели? Что запомнилось больше всего?

III. Работа по учебнику.

– Рассмотрите репродукции картин в учебнике. Что изобразили художники на своих полотнах?

IV. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 24.

– Рассмотрите музыкальные инструменты. Чем они различаются? Из чего они сделаны? Как из них извлекают музыкальные звуки? На какие группы можно распределить музыкальные инструменты? (Ударные, духовые, струнные.)

– Впишите в кроссворд названия музыкальных инструментов и прочитайте ключевое слово. Что означает слово «оркестр»?










4




6

7

1

2




ф




г

б

ф

т

3

л

5

и

а

о

р

к

е

с

т

р

р

у

л

й

к

а

а

т

б

а

т

р

р

б

е

а

р

а

и

а

а







н




п




н







е




к













т




а








– Что включает в себя понятие «искусство»? Какие его виды вы знаете? (Музыка, литература, изобразительное искусство, в том числе скульптура; архитектура, театр.)

V. Итог урока.

– Пришло время ответить на вопрос: «Является ли искусство средством познания мира?». (Да.)

– Конечно, вы правы! Наука раскрывает закономерности окружающего мира, его устройство. А искусство учит видеть и оценивать красоту в окружающем мире, учит понимать других людей, понимать и ценить красоту таких качеств человека, как честность, благородство, доброта; учит видеть безобразие подлости, злобы, жестокости.

Потребность творить прекрасное, способность восхищаться красотой окружающего мира заложены в человеке самой природой, поэтому произведения искусства не устаревают.

– Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что вам запомнилось больше всего?

– Какой вид искусства вас привлёк больше остальных?

– Не захотелось ли вам всерьёз заняться музыкой, живописью или каким-то другим видом искусства?

Урок 67