Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Из-за этого книги были очень дорогими. Иногда случалось, что пустые места, оставляемые для начальных букв, так и оставались незаполненными. Из-за этого первая строка каждого отрывка получалась короче остальных строк.

Славянский алфавит:

аз – «А»

буки – «Б»

веди – «В»

глаголь – «Г»

добро – «Д»

живите – «Ж»

земля – «З» и т. д.

– Кто напечатал первую книгу на Руси? (Иван Фёдоров.)

– Где установлен памятник Ивану Фёдорову?

– Кто создал славянский алфавит? (Священники Кирилл и Мефодий.)

Задание 5.

– Прочитайте в учебнике стихотворение С. Маршака.

– Как печатают современные книги?

– Из чего делают бумагу? Как появилась бумага?

В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Наши далекие предки с этой целью использовали камень и глину. И тот и другой материал был дешевым и доступным для письма, но книги из них были очень тяжелыми. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Их сменил папирус – растение, близкое нашим болотным осокам. Берега реки Нил были покрыты зарослями папируса. Стебли папируса разрезали на тонкие продольные полосы и укладывали их слоями крест-накрест друг на друга. Смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Впоследствии греки называли их «библос» (отсюда пошло слово «библиотека»). Папирус был предшественником бумаги, потому она и стала называться у немцев «папир», у англичан — «пейпер», у испанцев — «папель»; русское «бумага» происходит от итальянского «бамбаджио» – хлопок. Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей.

Еще один материал для письма стали вырабатывать в городе Пергаме. По имени города материал и получил название «пергамент». Он был плотнее и прочнее предшественника, не пропускал краску, чернила, на нем можно было писать с обеих сторон. Сырьем для пергамента служили шкуры телят и овец. Стоил пергамент гораздо дороже папируса, так как приходилось истреблять целые стада телят и овец. Иногда книга стоила дороже поместья, поэтому ее приковывали к стене цепями.

Прошло много времени, прежде чем был найден самый удобный материал для письма, который стали называть бумагой. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк. Существует много сказаний, легенд об изобретении бумаги в Китае. Способ выделки бумаги китайцы долго хранили в секрете. И тем не менее, секрет был раскрыт. По китайскому способу бумагу стали изготовлять сначала в Корее (VI в.), а затем – в Японии (конец VII в.). Японская бумага превзошла по качеству китайскую.


Бумага продавалась изготовителям в разные страны мира.

В Европе (в Германии) бумага стала производиться в начале XVII в. К этому времени там было уже 218 бумажных мельниц. Сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным. Началом машинного производства послужили два изобретения: в Голландии на рубеже XVII–XVIII вв. был создан удобный размалывающий аппарат ролл, а во Франции – механизированный отлив бумаги (изобретен Н. Л. Роббером). Появилось и новое сырье – древесина. Известный французский физик Реомюр в 1730 г. сделал сообщение о возможности вырабатывать бумагу из древесины. Бумага завоевывает Европу. В XVIII в. по указу Петра I в России было построено несколько больших бумажных мельниц близ Петербурга и в самом городе, неподалеку от Адмиралтейства. Огромный бумажный завод построил в Калужском наместничестве Афанасий Гончаров (прадед жены А. С. Пушкина). К этому времени уже насчитывалось более 20 крупных бумажных фабрик. Но их не хватало, чтобы обеспечить потребность России в бумаге. Ее по-прежнему ввозили из-за границы. В настоящее время в нашей стране построено достаточно бумажных комбинатов – флагманов целлюлозно-бумажной индустрии.

Зал № 4. «История возникновения счёта».

Задание 6.

– Прочитайте в учебнике текст и рассмотрите картинки.

– Какими были счётные устройства? Расскажите по рисункам об истории создания счётных устройств. (Самые древние – палочки, камушки; затем – счёты, арифмометр; современные устройства – калькулятор, компьютер.)

– Заполните крестословицу. Расскажите историю создания счётных устройств.



Зал № 5. «История создания средств связи, почты».

– Много-много лет назад, когда не было ни самолетов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы-всадники, передают друг другу письмо-весточку. Была почта и голубиная. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, а в трубочках – письма на маленьком клочке бумаги. Или звенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела из-под копыт. Уставали кони... Доставляли почту и на воздушных шарах. А теперь наши письма путешествуют по железной дороге, на самолете, на машинах, по Интернету.

– Прочитайте в учебнике текст. Какими способами в старину и какими сейчас передают новости и сообщения?

– Названия каких устройств означают «далеко слышу» и «далеко вижу»? С кем можно связаться с помощью компьютера?



– Соотнесите названия устройств связи и их дословное значение:



– Что такое электронная почта?

– Умеете ли вы писать свой адрес и адрес своего друга на почтовом конверте? Если нет, то научитесь.

– Знает ли кто-нибудь из вас, кем и когда был изобретен телефон и как он выглядел?

Первый практически пригодный для передачи человеческой речи телефон был изобретен Александром Грейамом Беллом в 1876 г.

Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета.

III. Итог урока.

– Наше путешествие подошло к концу. Я думаю, оно вам понравилось.

Урок 66
Тема: Мир искусства

Цель: показать, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интересней; развивать умение видеть прекрасное; подвести к выводу, что искусство, так же как и наука, является средством познания мира; познакомить с разными видами искусств; учить видеть и оценивать красоту в окружающем мире; через искусство помочь выработать определённое отношение к жизни; развивать речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к музыке, литературе, живописи, скульптуре.

Оборудование: репродукции картин; записи музыкальных произведений; ребус; музыкальные инструменты.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте ребус:



II. Фронтальная работа.

– Как люди изучают мир?

Ещё древний человек исследовал окружающий мир, запоминал увиденное, услышанное и передавал накопленный опыт детям. Со временем возникла наука.

– Что такое наука? (Наука – это знания, которые накопило человечество за всю свою историю. Учёные смогли получить ответы на самые разные вопросы. Наука помогает человеку понять устройство мира, способы воздействия на него для достижения какой-либо цели.)

– Является ли средством познания мира искусство? Трудный вопрос! Давайте попробуем разобраться. А начнём мы с того, как вы понимаете, что такое искусство.


Искусство – это отражение мира в художественных произведениях (танце, рисунке, стихотворении, песне), вызывающее в человеке различные чувства и переживания: ощущение прекрасного, восторг, тоску, печаль и т. д. Искусство, так же как и наука, существовало с древнейших времён. Уже древние люди замечали в окружающем мире прекрасное и стремились доступными им средствами отразить это прекрасное в своей жизни. Свидетельством тому рисунки на стенах и потолках пещер. Но первобытный человек украшал не только своё жилище. Уже тогда существовали нательные украшения. Материалами, из которых их изготавливали, служили камни, зубы, когти, волосы животных и людей, бивни мамонтов, раковины.

С развитием человеческого общества искусство становится сложнее и разнообразнее. Появляются и развиваются отдельные виды искусства.

– Какие виды искусства вы знаете? Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

(Ноты.)

Начнём мы разговор об искусстве с музыки. «Музыка – драгоценный Божий дар, предназначенный возвысить, вдохновить и очистить нашу душу». (Ё.Уайт.)

С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Проходят века, сменяются поколения, изменяются стиль, техника исполнения и способы записи музыки. Но неизменной остается ее способность влиять на душу человека.

Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые, драматические минуты его жизни. Помните, все преходяще, а музыка вечна!

Известно, что музыка благодаря своей способности влиять на внутренний мир человека помогает освободиться от душевного дискомфорта, конфликтов, корректирует эмоциональное состояние, может вернуть душевное спокойствие – одним словом, позитивно влияет на психическое здоровье человека.

Ещё великий композитор Людвиг Ван Бетховен говорил: «Музыка – гораздо большее откровение, чем вся мудрость и философия». С помощью музыки композитор передает свои эмоции, переживания, связанные с каким-либо событием в жизни человека или общества. Сегодня я хотела бы познакомить вас с одним из величайших композиторов прошлого Иоганном Себастьяном Бахом.

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – немецкий композитор и органист. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени. Послушайте его произведение – инструментальную музыку в стиле барокко – фугу ми минор (XVIII век).


Из современных композиторов хотелось бы выделить итальянца Энио Морриконе. За свою долгую и плодотворную карьеру он написал музыку более чем к 400 фильмам и телесериалам, снятым в Италии, Испании, Франции, Германии, России и США. Послушайте его музыку к фильму «Профессионал». А какую музыку любите слушать вы? Каких композиторов знаете?

– Как вы думаете, является ли песня видом искусства? Кто-нибудь может спеть нам песню?

Следующий вид искусства –литература. Обращаясь к литературе, человек узнаёт новое о жизни людей в тот или иной исторический промежуток, об обществе, об отношениях между людьми, о традициях. Литература позволяет также оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Со многими поэтами и писателями вы, наверное, уже знакомы. Со многими и многими вам предстоит ещё встретиться.

– Чем отличается поэт от писателя? Каких поэтов вы знаете? Каких писателей?

– А есть ли у вас любимый писатель или поэт, творчество, которого вам особенно нравится?(Ответы детей.)

– Продолжим наш разговор. Поговорим об изобразительномискусстве.Оно подразделяется на живопись, графику и скульптуру.

Живопись и графика – виды изобразительного искусства, связанные с передачей зрительных образов на твёрдые или гибкие поверхности. Как и другие виды искусства, живопись и графика могут выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, социально-воспитательную функции. Одним из величайших художников мира является великий итальянец Леонардо да Винчи (1452–1519). Он прославил своё имя благодаря огромному количеству поистине уникальных работ. Лучшим его творением считается портрет Моны Лизы. Полное название картины «Портрет госпожи Моны Лизы дель Джокондо».

Загадка, по сей день окружающая эту женщину, заключена в ее необычайной улыбке, которая притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

Ещё с одной работой гениального Леонардо да Винчи я хотела бы вас познакомить. Это знаменитая фреска «Тайная вечеря» (фреска – писание маслом по сырой штукатурке). Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать апостолов с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О чем они говорят и о чем повествует картина? Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».