Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 15 «Психология старости (поздняя зрелость)».

План:

  1. Социальная ситуация развития в старости

  2. Личность в период старения


I. Социальная ситуация развития в старости. Выделяется пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития:

- доживание;

- смена ведущей деятельности;

- со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к про­шлому опыту. Происходит психологическое старение, появ­ление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оце­нить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвра­тимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляе­мость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и, по­этому, проявление «...отдельных странностей, скупость, не­доверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллек­та, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализи­руют мыслительную задачу, «даютей интерпретации», «на­ходят несколько возможных вариантов решения».

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психоло­гия развития человека» (2000) приводят качественные из­менения памяти в старости у лиц старше 70 лет, установленные Б.А. Грековым.

  1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.

  2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти.

  3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания.


По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования:

- неудержимое стремление к риску;

- высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их;

- высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти.

Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.

Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

II. Личность в период старения. Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:

- конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными кон­тактами с окружающими;

- он критичен в отношении к само­му себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профес­сиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений;

- жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих;

- установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность и склонным к зависимости от других, люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия;

- семей­ная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощу­щение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.



Защитная установка характеризует людей самодоста­точных, обладающих «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разде­ляют общепринятые взгляды и установки, избегают обна­руживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них боль­ше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фак­том усиленной внешней деятельностью.

Установка враждебности присуща «разгневанным ста­рикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старо­сти, не могут смириться с неизбежными возрастными издер­жками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и стра­шатся ее.

Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; не­удовлетворенная потребность в любви и сочувствии являет­ся поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Социолог А. Качкин, выделяет пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализовывать себя и на садовом участке.

Социальный тип —пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

Религиозный тип – человек, погруженный в религию.

Угасающий тип - человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам.

Больной тип - люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях).


В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Тема 16 «Методы и стратегии изучения возрастных особенностей и проблем развития. Методы развивающей работы психолога».

План:

  1. Методы и стратегии изучения возрастных особенностей и проблем развития

  2. Методы развивающей работы психолога


I. Методы и стратегии изучения возрастных особенностей и проблем развития. Уровень развития теории определяет возможные методы исследования возрастных особенностей и проблем развития. Из истории развития возрастной психологии понятно, что в зависимости от уровня ее развития, от теорий, господствующих на определенном этапе, зависит и выбор стратегии исследования.

Вначале задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Уже тогда исследователи пытались понять и определить движущие силы развития, но для решения этой задачи не было объективных возможностей. Как правило, длительное систематическое наблюдение за ребенком производили близкие ему люди (например родители), что позволяло получить более достоверную и полную информацию. Однако не было единой техники наблюдения, потому дневники часто не просто констатировали сам факт, а содержали отношение к ребенку - субъективную оценку. Психология накопила довольно много материала, который можно было систематизировать, выделить этапы и стадии закономерности развития.

Следующим шагом в исследовании развития стало использование стратегии естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволял установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Обе эти стратегии широко используются в возрастной психологии и в настоящее время. Заметим, что изучение явлений с помощью этих методов происходит пассивно, поскольку они не оказывают воздействия на процесс развития, т.е. данные методы описывают только само «явление», внешние симптомы развития, а не причины, его вызывающие.

Следующим шагом в развитии стратегии исследования явилось появление тестов. В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Метод тестов широко применяется в психологии, но в этих исследованиях всегда представлены усредненные данные, общие для популяции этого возраста. Метод поперечных срезов дает информацию о средних значениях и нормах, но не учитывает индивидуальные особенности детей. Развитие выглядит как равномерная линия, где скрыты все качественные преобразования.