Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутренние предпосылки. В этот период происходит бур­ный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на централь­ную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созре­вания различных органических систем в этот период при­водит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздра­жительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосы­лок ключевой является проблема интересов и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

- «эгоцентрическая» - интерес к собственной лич­ности;

- «доминанта дали» - установка на большие масштабы;

- «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

- «доминанта романтики» - стремление к риску, геро­изму, к неизвестному.

II. Развитие личности подростка. Основные линии развития в подростковом возрасте:

1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:

- необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;

- постепенный переход к взрослой сексуальности.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и коли­чественными изменениями, которые отличают его от дет­ского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

- развитием способности к абстрактному мышлению;

- расширением временной перспективы.

3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответ­ствии с двумя задачами развития:

- освобождение от родительской опеки;

- постепенное вхождение в группу сверстников.

4. Становление идентичности. Становление психосоци­альной идентичности, лежащее в основе феномена подростко­вого самосознания, включает три основные задачи развития:

- осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проек­цию себя в будущее;


- осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;

- осуществление системы выборов, которые обеспечива­ют цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Самосознание. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из от­дельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмыс­ливать их как особенности своего поведения, а затем и ка­чества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоот­ношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Центральные новообразования. На фоне развития ведущей деятельности происходит раз­витие центральных новообразований возраста, охватываю­щих в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особеннос­ти: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «авто­номные» моральные взгляды, суждения и оценки, незави­симые от случайных влияний. Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчи­вость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребен­ком идеал означает наличие у него постоянно действующе­го мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Божович). Центральные новообразования: абстрак­тное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новооб­разованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Под­росток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах

, оцен­ках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстни­ками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в раз­витии взрослости у подростка:

- подражание внешним проявлениям взрослых (стрем­ление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);

- ориентация на качества взрослого (стремление при­обрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);

- взрослый как образец деятельности (развитие соци­альной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, за­боты о других людях и др.);

- интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных ин­тересов, поиск новых видов и форм социально значи­мой деятельности, которые способны создавать усло­вия для самоутверждения современных подростков).

Ведущая деятельность. Ведущие позиции начинают занимать общественно-по­лезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для под­ростка той сферой, где он может реализовать свои возрос­шие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «со­здает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.М. Фельдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приво­дит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, под­росток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.


Именно в подростковом возрасте появляются новые мо­тивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

III. Познавательное развитие подростка.

Мышление. Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Под­росток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действитель­ности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Речь. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной сто­роны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен зако­дировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой сис­темой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (B.C. Мухина). Подросток легко улавливает неправильные или нестан­дартные формы и обороты речи у своих учителей, родите­лей, находит нарушение несомненных правил речи в кни­гах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к слова­рям и справочникам, чтобы уточнить значение слова. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентиров­ка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Имен­но в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабаты­ваются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.